Тема: Изложение по деформированному тексту по рассказу Г. Цыферова «Ежик»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Изложение по деформированному тексту по рассказу Г. Цыферова «Ежик».

(Текст отпечатан с измененным порядком частей)

Цели: 1. Умение определять последовательность частей в повествовательном тексте.

2. Умение использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.

Ход урока:

  1. Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.

Ёжик

Вдруг заметил ежик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть - да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит.

Пошел темной ночью по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол.

А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот еж смеялся. Осень.

- Прочитайте текст. Что заметили?

- Можно ли так оставить в изложении? Почему? (Трудно понять рассказ.)

- Какому требованию должен отвечать текст, чтобы его было легко понять? (Все части должны идти по порядку.)

- Какое задание будете выполнять?

- Как будете определять последовательность частей? (Прочитаем. Представим, как происходили события, с чего все началось, как развивались события, как закончились.)

- Как называется такой текст?

2. Восстановление последовательности частей.

- Определите, в каком порядке должны идти части.

- Проверим, как выполнили задание. (Учащиеся определяют тему частей.)

- О чем говорится в первой части? (О том, как ежик гулял по лесу.)

- Это начало события. Как дальше развивается действие? О чем говорится во второй части? (О том, как ежик нашел звезду.)

- О чем третья часть? (О том, как утром он нашел красное солнышко.)

- Какие слова помогли определить порядок частей? (Вдруг, а утром.)

3. Чтение текста. Анализ содержания и языковых особенностей.

- Какой получился рассказ? Прочитайте его выразительно.

- О чем этот рассказ? (О том, как ежик отражение принял за настоящую звезду.)

- Понял ли еж свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?

- Как он отнесся к своей ошибке? Прочитайте.

-Как автор относится к ежику?

- Есть ли в тексте предложение, где об этом прямо сказано?

- Как вы догадались об отношении автора?

- Найдите те слова и выражения, которые передают отношение автора. (Ежик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко.)

- Сравните с предложением, в котором я изменю эти слова: «Увидел красную клюквину и наколол ее на серую иголку». Чем предложение отличается от того, что дано в тексте?

- Почему при подготовке к изложению важно обратить внимание на слова, передающие отношение автора? (Чтобы использовать их в изложении и передать отношение автора.)

- Представьте, что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Какие краски подсказывает текст?

- При подготовке к изложению важно обратить внимание на интересные предложения. В этом рассказе есть такие предложения. Найдите в первой части предложения с повторяющимися словами. Почему автор повторяет слова «увидел» и «наколол»? (Ежик неторопливо гуляет по лесу. Что увидит, то и наколет на иголочки.)

- Почему не удалось наколоть голубую звезду? Прочитайте, как об этом сказано.

- Какой знак стоит в предложении? Прочитайте выразительно.

- Следующее предложение тоже имеет интересный знак (двоеточие).

- Прочитайте выразительно. Почему перед словами «пусть до утра полежит» стоит двоеточие? (Это то, что ежик подумал.)

- Вспомните, что сделали при подготовке и изложению? (Определили тему, нашли слова, передающие отношение автора, нашли интересные предложения.)

Физкультпауза.

4. Орфографическая подготовка.

- Что нужно сделать при подготовке к изложению, чтобы грамотно написать? (Выделить для написания слова.)

- Найдите слова с приставками, назовите приставки.

- Найдите в тексте следующие слова и вставьте пропущенные буквы:

пош…л увид…л н…чего

ж…лтые замет…л л…пушком

наш…л подум…л

- Подберите проверочное слово и вставьте пропущенные буквы: нак…лол, см…ялся, пол…жит.

5. Перечитывание текста.

- Сколько частей в тексте? Как покажем при записи?

6. Запись текста.

7. Проверка.

8. Оценивание.

© 2010-2022