Рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуника­тивных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятель­ности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.



Место предмета в базисном учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 578 час. Согласно учебному плану МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» на 2014/2015 учебный год на изучение данного курса в 3 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принад­лежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменя­ющемся и развивающемся мире.

5. Освоение социальной роли обучающегося, развитие мо­тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по­ступки, в том числе в информационной деятельности, на основе пред­ставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отно­шению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.Использование знаково-символических средств представления ин­формации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источни­ках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить рече­вое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Формирование навыков овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от­несения к известным понятиям.

8.Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать воз­можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ки событий.

9. Формирование навыка определения общей цели и путей её достижения; умение догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Формирование умения конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с со­держанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятия­ми, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13 Умение работать в материальной и информационной среде на­чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со­ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и много­образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос­нове национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явле­ние национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Россий­ской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской по­зиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных моно­логических высказываний и письменных текстов.

6. Формирование навыков осознания безошибочного письма как одного из проявлений соб­ственного уровня культуры, применение орфографических правил и пра­вил постановки знаков препинания при записи собственных и предло­женных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и фор­мирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразо­вании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Умение опознавать и анализировать основные еди­ницы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Тематическое планирование по дисциплине

№ п/п



Название раздела

Максимальная нагрузка, часы

Из них

Теоретическое обучение, часы

Развитие речи, часы

Контрольные работы, часы

Экскурсии, часы

Самостоятельные работы, часы


1

Язык и речь

2

2





2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14

12

1

1



3

Слово в языке и речи

19

16

2

1



4

Состав слова

16

13

2

1



5

Правописание частей слова

29

24

3

2



6

Части речи

76

65

7

4


7

Повторение

14

10

3

1


Итого:

170

142

18

10


Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащей­ся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и усло­виями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практиче­ское овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с прось­бой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью на­хождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе ин­формации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содер­жащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигие­нических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных про­изведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин худож­ников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. -На­хождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мяг­ких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёр­дости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - со­гласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообра­зующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между сло­вами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, ка­талогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Вы­явление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового слова­ря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимическими корнями. Выделение в словах окончания, корня, приставки, суффикса. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам КТО? и ЧТО? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Изменение имён существительных по числам.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по числам.

Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи между словами в словосочетании и предложении.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зорко­сти, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

  • сочетания чк-чн, чт, нч, щн др.;

  • •перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроверяемые гласные и согласные (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

  • Раздельное написание частицы НЕ с глаголами;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение соб­ственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладе­ние умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситу­ациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с по­мощью средств икт. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использо­ванием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.

Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам.

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы и темы уроков

Вид занятия

Кол-во час.

Виды самостоятельной работы

Дата

проведения


план


факт

  1. Язык и речь (2 ч)


1.1 Наша речь. Виды речи.

Комбинированный урок. (Урок обучения умениям и навыкам)

1 ч.

-рассуждение о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении

4.09.15.

1.2 Для чего нужен язык?

Урок применения знаний и умений.

1

Проверка собственного и предложенного текста, нахождение и исправление орфографических и пунктуационных ошибок

5.09.15.

2. Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

2.1 Что такое текст? Урок развития речи

1

Устное сочинение по рисункам и опорным словам

7.09.

2.2 Типы текстов

Урок применения знаний и умений.

1

-определять тему и главную мысль текста;

-подбирать заголовок к заданному тексту;

8.09.

2.3 Предложение Урок развития речи

1

составлять предложения по рисунку

9.09.

2.4

Виды предложений по цели высказывания Урок применения знаний и умений

1

Составление предложений разных видов

10.09.

2.5

Виды предложений по интонации Урок применения знаний и умений

1

находить главные члены предложения (основу);

12.09.

2.6

Предложения с обращением Урок применения знаний и умений

1

Нахождение в тексте обращений и выделение их на письме запятыми

14.09.

2.7

Обучающее изложение «Путешествен-ница» Урок развития связанной речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Написание изложения по готовому плану

15.09.

2.8-2.9

Главные и второстепенные члены предложения Урок развития связанной речи (Урок обучения умениям и навыкам)

2

Выделение основы предложений

16.09.

17.09.

2.10-2.11

Простое и сложное предложения Урок ознакомления с новым материалом. (Урок формирования новых знаний)

2

Выписать из текста сложные предложения

19.09.

21.09.

2.12-2.13

Словосочетание Урок ознакомления с новым материалом. (Урок формирования новых знаний)

2

Выборочное списывание словосочетаний. Составление словосочетаний.

22.09.

23.09.

2.14

Входной контрольный диктант по теме «Предложение» Урок проверки и учета знаний и умений.

1

Письмо под диктовку, проверка

24.09.

3. Слово в языке и речи (19 ч)

3.1 Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Урок применения знаний и умений

1



Распознавание однозначных и многозначных слов;

работа со словарем

26.09.

3.2 Синонимы и антонимы. Урок применения знаний и умений

1

Распознавание синонимов и антонимов;

работа со словарем синонимов

28.09.

3.3 Омонимы Урок применения знаний и умений

1

Распознавание омонимов;

работа со словарем омонимов

29.09.

3.4 Слово и словосочетание. Урок применения знаний и умений

1

Выписать словосочетания

30.09.

3.5

Фразеологизмы

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний

2.10.

3.6

Обучающее изложение «Подарки для ёлочки»

Урок развития связанной речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Передача содержания текста по вопросам

5.10.

3.7

Работа над ошибками. Части речи.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Распознавание частей речи; составление предложений из слов

6.10.

3.8

Имя существительное

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Выписать из текста имена существительные

7.10.

3.9

Имя прилагательное

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Выписать из текста имена прилагательные

8.10.

3.10

Глагол

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Выписать из текста глаголы

10.10.

3.11

Имя числительное

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Выделять числительное в предложении

12.10.

3.12

Однокоренные слова.

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Подбор однокоренных слов, выделение корня слова

13.10.

3.13

Звуки и буквы. Гласные звуки

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Определение кол-ва слогов в слове

14.10.

3.14

Звуки и буквы. Согласные звуки

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Распознавание парных и непарных по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков

15.10.

3.15

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Написание слов с парными согласными, с разделительным Ь. Звуко-буквенный анализ слов

17.10.

3.16

Изложение повествовательного текста по вопросам.

Урок развития связанной речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Запись текста по вопросам и опорным словам

19.10.

3.17

Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Определение типа текста

20.10.

3.18

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Урок проверки и учета знаний и умений.

1

Выполнение грамматических заданий

21.10.

3.19

Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове»

Урок-исследование

1

Подбор информации

22.10.

4. Состав слова (16 ч)

4.1

Состав слова. Корень слова.

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1




Распознавание однокоренных слов и их группирование

24.10.

4.2

Как найти в слове корень?

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Группировать однокоренные слова с разными корнями; выделение корня в словах

26.10.

4.3

Сложные слова.

Урок применения знаний и умений. (Урок-практикум)

1

Работа с толковым и орфографическим словарями

27.10.

4.4

Что такое окончание?

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Выделять окончание в словах

28.10.

4.5

Как найти в слове окончание?

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Выборочное списывание; выделение окончания в словах

29.10.

4.6

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Урок применения знаний и умений. (Урок-практикум)

1

Выделять приставки в словах; составление и запись предложения с приставкой в глаголе

31.10.

4.7

Сочинение по картине А.А. Рылова

«В голубом просторе»

Урок развития связанной речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Составление по картине описательного текста

9.11.

4.8

Работа над ошибками. Значение приставок

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Разбор слов по составу

10.11.

4.9

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Урок проверки и учета знаний и умений.


Разбор слов по составу. Подбор однокоренных слов

4.10

Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова

Урок закрепления изученного (Урок работы над ошибками)

1

Исправление допущенных ошибок, подбор проверочных слов. Работа с памяткой «Разбор слов по составу»

11.11.
2 четверть

4.11

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Работать со словарём однокоренных слов учебника;

-доказывать правильность выделения частей слова

12.11.

4.12

Значения суффиксов

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах суффиксов

14.11.

4.13

Основа слова

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Делить слова на слоги;

-определять количество слогов в слове

16.11.

4.14 Обобщение знаний о составе слова

Урок применения знаний и умений. (Урок-практикум)

1

Различать ударные и безударные слоги

17.11.

4.15 Обучающее изложение «Скворцы»

Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Запись текста с опорой на план

18.11.

4.16 Проект «Семья слов»

Урок-исследование

1

Защита проекта

19.11.

5. Правописание частей слова (29 ч)

5.1 Правописание слов с орфограммами.

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова;

Находить орфограммы в словах

21.11.

5.2-5.4 Правописание слов с безударными гласными в корне.

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

3

Использовать правило проверки гласной в корне; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова

23.11.

24.11.

25.11.

5.5-5.8

Слова с звонкими и глухими согласными в корне.

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

4

Работа со словарём;

использование правила проверки звонких и глухих согласных в корне слова; подбор проверочных слов

26.11.

28.11.

30.11.

1.12.

5.9

Обучающее изложение «Клесты»

Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Изложение текста по плану с языковым анализом.

2.12.

5.10

Работа над ошибками. Непроизносимые согласные в корне.

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Использовать правило при написании слов с непроизносимыми согласными в корне

3.12.

5.11-5.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Урок применения знаний и умений (Урок-практикум)

2

Использовать правило при написании слов с непроизносимыми согласными в корне; различать проверочное и проверяемое слово

5.12.

7.12.

5.13

Правописание слов с удвоенными согласными

Урок обобщения и систематизации (Урок повторения, обобщения и закрепления умений)

1

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи; использовать правило переноса слов с удвоенными согласными

8.12.

5.14 Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Соблюдение структуры текста, последовательное изложение текста, запись сочинения по плану

9.12.

5.15 Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными

Урок обобщения и систематизации знаний (Работа над ошибками)

1

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными

10.12.

5.16 Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

Урок контроля знаний и умений

1

Запись текста, выполнение грамматических заданий

12.12.

5.17 Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок.

Урок проверки и коррекции знаний и умений

1

Находить орфограммы в суффиксах и приставках; подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой

14.12.

5.20

Правописание суффиксов и приставок.

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Писать слова с суффиксами - ок,

- еньк, - оньк

15.12.

5.21-5.22 Правописание приставок и предлогов.

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

2

Различать написание слов с приставками и предлогами

16.12.

17.12.

5.23 Правописание слов с разделительным ъ знаком.

Комбинированный урок (Урок-практикум)

1

Подбирать примеры слов с разделительным твёрдым знаком

19.12.

5.24-5.25 Разделительные твёрдый и мягкий знаки

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

2

Подбирать примеры слов с разделительными твёрдым и мягким знаками

21.12

22.12.

5.26 Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Выписать глаголы, выделить приставки

23.12.

5.27 Работа над ошибками. Разделительные твёрдый и мягкий знаки

Урок обобщения и систематизации знаний (Работа над ошибками)

1

Находить орфограммы в словах; подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой

24.12.

5.28 Контрольный диктант «Гостья» Урок контроля знаний и умений

1

Разбор предложения по членам, разбор слов по составу

26.12.

5.29 Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь»

Комбинированный урок (Урок-защита творческих работ)

1

Подбор материала, защита проекта

28.12.

6. Части речи (76 ч) 3 четверть

6.1

Части речи

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Распознавать части речи

12.01.16

Имя существительное (31 ч)

6.2-

6.3 Имя существительное и его роль в речи

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

2

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу

13.01.

14.01.

6.4- 6.5

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

2

Подбирать примеры одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

16.01.

18.01.

6.6 Обучающее изложение «Горностай»

Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Записывать текст по составленному плану

Упр. 21, с 14

19.01.

6.7 Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные.

Урок обобщения и систематизации знаний (Работа над ошибками)

1

Классифицировать допущенные ошибки; классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы

20.01.

6.8


Проект «Тайна имени» Имя существительное

Урок-исследование

1

Находить информацию

(с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернете) о происхождении своей фамилии

21.01.

6.9

6.10 Число имен существительных

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

2

Правильно произносить имена сущ. в форме единственного и множественного числа

23.01.

25.01.

6.11

6.12

Род имен существительных

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

2

Определять род существительных; употреблять сущ. в определённом роде

26.01.

27.01.

6.13

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Определять, когда в существительных с шипящим на конце пишется Ь

28.01.

6.14

Обучающее изложение «Лев и мышка»

Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Подробная запись повествовательного текста

Упр. 62, с. 35

30.01.

6.15

Работа над ошибками. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Классифицировать допущенные ошибки; написание имен сущ-ных с шипящим на конце м. р. и ж. р.

1.02.

6.16

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Урок обобщения и систематизации знаний (Работа над ошибками)

1

Разбор предложения по членам, разбор слов по составу

2.02.

6.17

Работа над ошибками. Склонение имен существительных.

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Классифицировать допущенные ошибки; склонять сущ-ые м. р.,

ж. р., ср. р. ; соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.;

3.02.

6.18

Падеж имен существительных.

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Определять падежи имен существительных

4.02.

6.19

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Составление текста на заданную тему, соблюдение структуры текста; последовательное изложение текста

6.02.

6.20

Работа над ошибками. Падеж имен существительных.

Урок обобщения и систематизации знаний (Работа над ошибками)

1

Классифицировать допущенные ошибки; определять падежи имен существительных

8.02.

6.21 Именительный падеж

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Определять падежи имен существительных

9.02.

6.22 Родительный падеж

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Определять падежи имен существительных по вопросу и предлогу

10.02.

6.23 Дательный падеж

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Определять падежи имен существительных по вопросу и предлогу

11.02.

6.24

Винительный падеж

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Определять падежи имен существительных по вопросу и предлогу

13.02.

6.25

Творительный падеж

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Определять падежи имен существительных по вопросу и предлогу

15.02.

6.26

Предложный падеж

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Определять падежи имен существительных по вопросу и предлогу

16.02.

6.27 Обучающее изложение «Кот»

Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Передача содержания текста по составленному плану; письмо слов с изученными орфограммами

17.02.

6.28 Работа над ошибками. Все падежи Урок обобщения и систематизации знаний (Работа над ошибками)

1

Разбор предложений по членам; определять падежи имен существительных по вопросу и предлогу

18.02.

6.29

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Составление текста на заданную тему, соблюдение структуры текста; последовательное изложение текста

20.02.

6.30

Работа над ошибками. Обобщение знаний Урок обобщения и систематизации знаний (Работа над ошибками)

1

Классифицировать допущенные ошибки; определять падежи имен существительных

22.02.

6.31

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Урок коррекции знаний и умений (Урок проверки и учета знаний и умений)

1

Письмо под диктовку, выполнение грамматических заданий

24.02.

6.32

Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка»

Комбинированный урок (Урок работы над ошибками)

1

Подбор текстовой информации, выделение главного и представление своего проекта

25.02.

Имя прилагательное (18 ч)

6.33-6.34

Значение и употребление имен прилагательных в речи

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

2

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных

27.02.

29.02.

6.35

Роль прилагательных в тексте

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу; использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп

1.03.

6.36

Текст-описание

Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Распознавать текст-описание;

наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании; составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя

2.03.

6.37

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь» Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Составлять текст на заданную тему; проверять написанный текст

3.03.

6.38

Род имен прилагательных

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному; определять род прилагательных

5.03.

6.39-

6.40

Изменение имен прилагательных по родам

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

2

Определять род имён прилагательных

7.03.

9.03.

6.41-6.42

Число имен прилагательных

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

2

Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени прилагательного; правильно произносить имена прилагательные в форме единственного и множественного числа

10.03.

12.03.

6.43-6.44

Изменение имен прилагательных по падежам Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

2

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп; изменять имена прилагательные по числам

14.03.

15.03.

6.45-6.46

Обобщение знаний Урок обобщения и систематизации знаний (Урок повторения, обобщения и закрепления умений)

2

Распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа;

изменять имена прилагательные по числам; выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными;

16.03.

17.03.

6.47

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Записывать составленный текст в соответствии с вопросами; употреблять имена прилагательные в тексте;

проверять написанный текст

19.03.

6.48

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Урок коррекции знаний и умений (Урок проверки и учета знаний и умений)

1

Письмо под диктовку, выполнение грамматических заданий

21.03.

6.49

Работа над ошибками. Обобщение знаний Урок обобщения и систематизации знаний (Работа над ошибками)

1

Разбор предложений по членам; определять падежи имен прилагательных по падежам существительных с ними связанных

22.03.

6.50

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Комбинированный урок (Урок работы над ошибками)

1

Подбор текстовой информации, выделение главного и представление своего проекта

23.03.

Местоимение (5 ч) 4 четверть

6.51

Личные местоимения Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении;

заменять повторяющиеся в тексте существительные личными местоимениями;

Изменять личные местоимения по родам

24.03.

6.52

Изменение личных местоимений по родам Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

26.03.

6.53

Местоимение

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях

28.03

6.54

Обучающее изложение «Кошкин выкормыш»

Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Передавать содержание текста по плану; писать слова с изученными орфограммами.

29.03.

6.55

Работа над ошибками. Местоимение Урок обобщения и систематизации знаний (Работа над ошибками)

1

Классифицировать допущенные ошибки; запись предложений с заменой повторяющихся слов местоимениями

30.03.

Глагол (21 ч)

6.56

Глагол

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Распознавать глаголы среди других частей речи

11.04.

6.57-6.58

Значение и употребление глаголов в речи

Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

2

Находить глаголы в тексте; соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов;

12.04.

13.04.

6.59-6.60

Неопределенная форма глагола Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

2

Распознавать глаголы в неопределенной форме

14.04.

16.04.

6.61-6.62

Число глаголов Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

2

Определять число глаголов;

распределять глаголы по группам в зависимости от их числа

18.04.

19.04.

6.63

Времена глаголов

Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Определять время глаголов;

Изменять глаголы по временам

20.04.

6.64

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

1

Распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-

21.04.

6.65-6.66

Изменение глаголов по временам Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

2

Изменять глаголы по временам

23.04.

25.04.

6.67

Обучающее изложение Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Передавать содержание текста по плану; писать слова с изученными орфограммами. Упр.213, с. 120

26.04.

6.68

Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе Урок проверки и коррекции знаний и умений

1

Классифицировать допущенные ошибки; определять время и число глаголов

27.04.

6.69-6.70

Род глаголов в прошедшем времени. Урок ознакомления с новым материалом (Урок формирования новых знаний)

2

Определять род глаголов в прошедшем времени

28.04.

30.04.

6.71-6.72

Правописание частицы не с глаголами Урок закрепления знаний

2

Раздельно писать частицу НЕ с глаголом

3.05.

4.05.

6.73-6.74

Обобщение знаний о глаголе Комбинированный урок (Урок обучения умениям и навыкам)

2

Определять время, число, лицо глаголов; разбирать предложения по членам; морфологический разбор глагола

5.05.

7.05.

6.75

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Урок контроля знаний и умений (Урок проверки и учета знаний и умений)

1

Письмо под диктовку, выполнение грамматических заданий

9.05.

6.76

Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе Урок обобщения и систематизации знаний (Работа над ошибками)

1

Разбор предложений по членам; определять время, число глаголов; морфологический разбор слов

10.05.

7. Повторение (14 ч)

7.1-7.2

Части речи


Урок обобщения и систематизации знаний.

2

Распознавать части речи;

характеризовать части речи; морфологический разбор слов

11.05.

12.05.

7.3

Обучающее изложение «Спасенные птенцы» Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Писать текст с использованием изученных правил; контролировать и оценивать свои достижения Упр. 242, с. 133

14.05.

7.4

Работа над ошибками. Обобщение изученного о слове, предложении Урок проверки и коррекции знаний и умений

1

Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки; выделять одинаковые и разные звуки;

проводить фонетический анализ слова

16.05.

7.5.

Правописание окончаний имен прилагательных Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Писать имена собственные с заглавной буквы; объяснять их написание; правописание родовых окончаний прилагательных

17.05.

7.6

Правописание приставок и предлогов Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Правописание слов с приставками и предлогами; работа с деформированным текстом

18.05.

7.7

Правописание безударных гласных Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Распознавание орфограмм в словах, проверка безударных гласных в корне

19.05.

7.8

Правописание значимых частей слов Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Правописание слов с разделительным мягким знаком;

различать слова с мягким знаком - показателем мягкости и слова с разделительным мягким знаком

21.05.

7.9

Итоговый контрольный диктант

Урок контроля знаний и умений (Урок проверки и учета знаний и умений)

1

Писать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок;

видеть орфограммы в слове;

проверять написанный текст

23.05.

7.10

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова Урок обобщения и систематизации знаний (Работа над ошибками)

1

Обобщение знаний о частях речи; подбирать однокоренных слов

24.05.

7.11

Обучающее изложение Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Передавать содержание текста по плану; писать слова с изученными орфограммами.

26.05.

7.12 Работа над ошибками. Текст. Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Обобщение знаний о тексте; развитие речи

27.05.

7.13

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» Урок развития речи (Урок обучения умениям и навыкам)

1

Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила правописания

28.05.

7.14

КВН «Знатоки русского языка» Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Определять значение слова по толковому словарю;

классифицировать слова по тематическим группам

30.05.



Используемая литература

  1. Сборник рабочих программ «Школа России» Авторы: С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина. Просвещение 2011г.

  2. учебник «РУССКИЙ ЯЗЫК », авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
  3. «Тетрадь по русскому языку. ». В.П. Канакина
  4. В.П.Канакина, Г.А. Фомичева. Методическое пособие - русский язык. - М.: Просвещение, 2012г.
  5. В.П.Канакина «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 1 - 4 класс» - М.: Просвещение, 2011г.
  6. О.Д.Ушакова «Тесты по русскому языку для тематического и итогового контроля» .

Перечень учебно - методического обеспечения для учителя:

  • Учебник «РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс», авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий- М.: Просвещение, 2013г.
  • «Тетрадь по русскому языку. 3класс». В.П. Канакина - М.: Просвещение, 2013г
  • В.П. Канакина Программа и планирование учебного курса 1 - 4 классы- М.: Просвещение, 2012г.
  • В.П.Канакина, Г.А. Фомичева. Методическое пособие - русский язык. - М.: Просвещение, 2012г.
  • В.П.Канакина «самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 1 - 4 класс» - М.: Просвещение, 2013г.
  • О.Д.Ушакова «Тесты по русскому языку для тематического и итогового контроля» 3 класс.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013

для учащихся:
  • учебник «РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс», авторы: В.П Канакина, В.Г. Горецкий М.: Просвещение, 2013г.
  • «Тетрадь по русскому языку. 3 класс». В.П. Канакина - М.: Просвещение, 2013г.

9


© 2010-2022