Работа по методике Взаимотренажна уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Внедрение в практику КСО позволяет модернизировать традиционные способы обучения. Современная организация учебного процесса не затрагивает реальных интересов учащихся. Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая "коллективно-распределительная мыследеятельность" дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлектировать свои действия, а также способствует деловому общению. Учебный процесс обеспечивается коллективной организационной формой как ведущей наряду с другими организационными формами: индивидуальной, парной, групповой. Коллективная организационная форма реализуется методиками Мкртчяна, Ривина, ВОЗ, ВПЗ, ВПТ, доводящей карточки, обратной методикой Ривина. Разумное комбинирование методик и организационных форм позволяет гибко строить учебные занятия, главная цель которых развитие способов мыследеятельности, коммуникативных умений, навыков коллективного труда, общепризнанных норм поведения и получения системы знаний.
При использовании КСО на уроках сформировалась следующая система работы: ученик слушает объяснение теории, учит материал самостоятельно по опорному конспекту, сдает теоретический зачет или впереди идущему товарищу, или учителю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части вопросника (упражнения на развитие речи, слова для запоминания и т. д.), выполняет контрольную работу (диктант, зачет, тест).
В принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делает сам, при коллективном - все делает коллектив. У педагога, наконец, появляется время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта.



МЕТОДИКА ВЗАИМОТРЕНАЖА

Особенности методики взаимотренажа
Методику взаимотренажа можно использовать при закреплении материала по разным предметам. Это могут быть задания на применение орфографических правил, усвоение "словарных" слов, заучивание и повторение таблицы умножения, закрепление в памяти различных формул, сведений, фактов, определений и т. д.
В зависимости от конкретных случаев могут быть видоизменены приемы работы в парах. Важно, чтобы у одного напарника был правильный ответ на вопрос, на основе которого он безошибочно может проверять работу партнера. В частности, при освоении "словарных слов" можно использовать приемы предупредительного диктанта (один диктует слова из своей карточки, другой комментирует их написание и записывает у себя в тетради, а первый прослеживает и исправляет ошибки).
Нецелесообразна долговременная деятельность сводного отряда по методике взаимотренажа. Как правило, каждый такой отряд должен выполнять работу в течение 5-20 мин. Это обстоятельство надо иметь в виду при составлении карточек и определении количества учеников сводного отряда.


Табло учёта по методике ВТ:

К-1

К-2

К-3

К-4

К-5

К-6

Ученик 1

+

+

+

.

Ученик 2

+

+

+

+

+

+

Ученик 3

+

+

.

Ученик 4

+

+

+

+

.

Ученик 1отработ ал все 6 карточек по методике ВТ и переходит к следующему виду работы. Ученик 2отработал 2 карточки (К-1 и К-2) и работает над К-3.

Алгоритм работы по Методике Взаимотренаж.

1. Получи карточку.

2. Продиктуй напарнику первый вопрос своей карточки .

3. Выслушай ответ напарника

4. Сверь ответ по своей карточке

5. Если ответ правильный продиктуй второй вопрос.

Если ответ не правильный, предложи товарищу еще раз ответить на вопрос.

Если напарник ошибся несколько раз, скажи ему правильный ответ, а затем переходи к следующему вопросу.

6.Когда проработаешь все вопросы своей карточки, поменяйся с напарником ролями.

7.Выслушай вопросы напарника, ответь на них. Когда все вопросы продиктованы, закончи работу и поменяй напарника

Контроль.

Методика тренажа позволяет сформировать такие важные учебные умения, как взаимоконтроль и самоконтроль. Работая по методике тренажа, каждый раз меняя напарников, учащиеся осуществляют взаимоконтроль. Чтобы потренироваться и заучить все сведения, необходимо поработать со всеми карточками. Для этого у себя в тетради нужно помечать номера карточек, по которым уже работал. Если отвечал без подсказки, твердо знаешь материал, возле номера этой карточки ставить +, если с подсказкой, то - , это будет означать, что с этой карточкой нужно будет поработать еще столько раз, пока все не запомнишь - таким образом осуществляется самоконтроль. + и - являются самооценкой работы. Для удобства учета работы в тетради можно начертить табличку, например:

Такую работу можно проводить по 2-7 мин на каждом уроке. Эту работу можно проводить устно и письменно, готовясь таким образом к контрольной работе. Если контрольную работу все написали на «4» и «5», то работа была организована правильно, соблюдались все условия

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

+

+

-



© 2010-2022