Рабочая программа по внеурочной деятельности Светофорик

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка



Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы (под редакцией Н.Ф. Виноградовой) - М: Вентана - Граф, 2012.-192с. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.

Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения - «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.

Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.

Программа «Светофорик» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;

  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Новизна: воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Основные цели: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий

Задачи:

1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.

2.Научить основным правилам дорожного движения.

3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.

4.Формировать личностный и социально - значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице

и в транспорте.

Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.

Контингент обучаемых: дети младшего школьного возраста 8-11 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 3 год

Формы и режим занятий: работа кружка « Светофорик » рассчитана на 35 часов, 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД .

Отличительными особенностями являются


Ознакомление младших школьников с правильными действиями на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа «Светофорик» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока: 1.Улица полна неожиданностей 2.Наши верные друзья 3.Это должны знать все В первом блоке программы обучающиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге. Во втором блоке обучающиеся знакомятся со знаками дорожного движения. В третьем блоке обучающиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д. Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:

  • принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально - технической оснащенностью внеурочных занятий.
  • принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
  • расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
  • последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
  • принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат - осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях.
  • принцип единства воспитания и обучения.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний обучающимися:
  • в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
    материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
  • наглядный - (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
  • словесный - (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
  • видеометод(просмотр, обучение).
  • в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
    личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Занятия способствуют:
  • умственному развитию - обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию - на занятиях у обучающихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения.
  • эстетическому воспитанию - обучающиеся участвуют в конкурсах рисунков. На занятиях обучающиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию - обучающиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе;
  • физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми проводятся игры и различные двигательные игровые задания по темам.



Календарно - тематическое планирование к курсу «Светофорик» 2 класс


п/п

Наименование

тем курса

Всего

часов

Виды деятельности

Форма контроля

Дата

занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ- 6 часов

1

Вводное.

Просмотр видеоролика Беседа

Игра «Играем - не играем»

3.09

4.09

7.09

2

Безопасный путь из школы домой.

Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся

Конкурс «Мы по улице идем!».

10.09

11.09

14.09

3

Улицы с односторонним и двусторонним движением.

Беседа «Опасные ситуации на дорогах»

Игра «Угадай-ка!»

Фронтальный опрос

Работа по карточкам.

17.09

18.09

21.09

4

Правила перехода улицы.

Беседа «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах»

Творческое рисование.

24.09

25.09

28.09

5

Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой»

Беседа «О безопасном маршрута движения в школу и домой.

Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь»Игра «Угадай-ка!» Творческая работа. Памятка по безопасному маршрута.

1.10

2.10

5.10

6

Практическое занятие (экскурсии, настольные игры). Экскурсии по поселку

Закрепление пройденного материала.

Повторение правил здоровья Практические занятия.

Викторина по ПДД.

8.10

9.10

12.10

НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ - 7 часов

7

Дорожные знаки, их виды.

Беседа «Дорожные знаки».

Игра «Дорожные знаки». Фронтальный опрос.

15.10

16.10

19.10

8

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

Просмотр видеофильма. Беседа

Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Фронтальный опрос.

22.10

23.10

20.10

9

Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»

Беседа «Мир дорожных знаков»

Игра « Я знаю дорожные знаки» Творческая мастерская «Изготовление дорожных знаков»

29.10

30.10

26.10

10

История возникновения светофора.

Беседа «Что такое светофор?»

Игра «Перейди улицу». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» Анализ ситуации. Творческое рисование.

12.11

13.11

9.11

11

Виды и сигналы светофора.

Беседа « Я шагаю по улицам города»

Игра «Поймай мяч». Анализ ситуации.

19.11

20.11

16.11

12

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».

Просмотр видеоролика

Игра «Поймай мяч». Творческое рисование.

26.11

27.11

23.11

13

Выступление агитбригады «В мире дорожных знаков»

Встреча с инспектором ГИБДД

Игра-рассуждение «Мы знаем ПДД».

Игра «Знатоки ПДД»

Игра - конкурс.

3.12

4.12

30.11

ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ - 22 часа

Творческая работа. Познавательная игра.

14

Виды транспорта.

Просмотр видеофильма

Игра « Я - водитель»

Фронтальный опрос

10.12

11.12

7.12

15

Правила поведения в общественном транспорте.

Опасные ситуации при переходе дороги.

Игра «Найди ошибку». Найди правильный ответ (карточки).

17.12

18.12

14.12

16

Правила ожидания транспорта на остановке.

Беседа «Правила ожидания транспорта на остановке»

Игра «Найди ошибку». Фронтальный опрос. Творческая мастерская

24.12

25.12

21.12

17

Правила перехода дороги при высадке из транспорта.

Правила перехода при наличии пешеходных переходов.

Занятие - практикум. Анализ ситуации.

14.01

15.01

28.12

18

Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

Заочная экскурсия.

Занятие - практикум Фронтальный опрос.

21.01

22.01

11.01

19

Тесты на знание ПДД.

Теоретическое занятие

Игра «Поймай мяч».


Найди правильный ответ (карточки).

28.01

29.01

18.01

20

Причины ДТП.

Беседа «Причины, по которым происходят ДТП»

Игра « Поговори с водителем»

Написание сочинений-размышлений

4.02

5.02

25.01

21

Где можно и где нельзя играть.

Разбор ситуаций на дорогах

Занятие - практикум

Творческая мастерская « Я - художник»

11.02

12.02

1.02

22

Экскурсия по зимнему поселку

Экскурсия

Экскурсия

Экскурсия

18.02

19.02

8.02

23

Движение по улице группами.

Беседа « Улица полна неожиданностей»

Занятие - практикум. Анализ ситуации.

25.02

26.02

15.02

24

Проектная работа по теме: «Зимняя дорога».

Беседа « Осторожно лед!»

Заочная экскурсия

Творческая мастерская

3.03

3.02

22.02

25

Разбор дорожных ситуаций

Беседа « Водитель, проверь тормоза!»

Занятие - практикум. Анализ ситуации.

10.03

11.03

29.02

26

Игра по ПДД «Подскажи словечко»

Беседа « Правила дорожного движения»

Игра по ПДД «Подскажи словечко»

Работа по карточкам.

Фронтальная беседа

17.03

18.03

7.03

27

Обобщающее занятие. Письмо-обращение к водителям и пешеходам.

Подведение итогов. Просмотр видеоролика

Повторение правил здоровья Практические занятия.

Творческая мастерская

7.04

1.04

14.03

28

Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД.

Игровое занятие

Игра «Знатоки ПДД»

Рисунки на асфальте

14.04

8.04

21.03

29

Экскурсия на улицы поселка.

Экскурсия на улицы поселка.

Экскурсия на улицы поселка.

Экскурсия на улицы поселка.

21.04

15.04

4.04

30

Ты - велосипедист.

Беседа « Опасен ли велосипед?»

Практическое занятие

Анализ ситуаций.

21.04

22.04

11.04

31

Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации».

Заочная экскурсия

Работа в группах

Анализ ситуаций.

28.04

29.04

18.04

32

Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации».

Заочная экскурсия

Работа в группах

Творческая мастерская

5.05

6.05

25.04

33

Итоговое тестирование

Игровое занятие

Игра «Зеленый огонек»

Тестирование

12.05

13.05

2.05

34

Праздник «Зелёный огонёк»

Фронтальная беседа

19.05

20.05

16.05



Предполагаемые результаты
Формирование универсальных учебных действий Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы и методы работы обучения Правилам дорожного движения очень разнообразны:
  • тематические занятия
  • практические занятия в «городках безопасности»
  • беседы
  • конкурсы
  • соревнования
  • викторины на лучшее знание правил дорожного движения
  • настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
  • экскурсии
  • демонстрация фильмов и видеороликов
  • беседы с инспекторами дорожного движения

Контроль и оценка планируемых результатов
1 уровень. Ребенок с удовольствием посещает занятия, но выполняет задания занимательного или соревновательного характера. Как только требуется приложить усилия ("подумать"), чтобы довести решение задания до конца, интерес к нему гаснет. Поэтому ему постоянно необходима поддержка учителя или товарищей по группе (при совместной деятельности). 2 уровень. Ребенок настойчиво доводит до конца решение предложенных учителем заданий, классифицирует задания по типам. Выполняет задания не только занимательного и соревновательного характера. Овладев навыками определенного типа, уверенно применяет их в дальнейшем. В то же время избегает творческих заданий (например, сочинения сказки по ПДД). 3 уровень. Ребенок не только целенаправленно и настойчиво овладевает методами решения различных заданий, но и стремится применить полученные знания: помогает товарищам, выступает хорошим организатором в командных состязаниях, стремится участвовать во всех возможных конкурсах, с удовольствием сочиняет сказки по ПДД, в конкурсе знатоков правил дорожного движения. Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры. Занятия проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


- Конституция РФ.

- Конвенция «О правах ребенка».

- Правила дорожного движения.

- Устав образовательного учреждения.

- Учебный план.

- Учебные программы.

- Положение об отряде юных инспекторов движения.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Государственный образовательный стандарт.

Учебный план и учебные программы школы.

Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.

Учебники по ОБЖ, ПДД.

Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.

Газета «Добрая Дорога Детства»

Литература


  1. Воронова Е.А. Красный! Желтый! Зеленый! ПДД во внеклассной работе. - Ростов - н/Д, 2009.


  2. Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ / Сост. А.Г. Лазарева. - М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004.


  3. Дубровская Е.Н. Игровые классные часы. Правила дорожного движения. - Изд. «Праздник», 2008.


  4. Ижевский Л.В. Обучение правилам дорожного движения: метод. пособие. - М.: Просвещение, 2008.


  5. Ижевский Л.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: пособие для уч-ся образоват. учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008.


  6. Ижевский Л.В. Безопасность дорожного движения: учебно-наглядное пособие для учащихся образоват. учреждений (12 плакатов) - М.: Просвещение, 2008.


  7. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений и системы дополнительного образования. - М.: Третий Рим, 2002.


  8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. - М., 2004.


  9. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях.


  10. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М., 2004.


  11. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками: конкурсы, КВН, викторины, ребусы. - М., 2004.


  12. Методические рекомендации по обучению детей безопасному поведению на дорогах. - Липецк, 1993.


  13. Методические рекомендации по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма по Московской области. - М., 2004.


  14. Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).


  15. ПДД+ЮИД - безопасность победит: из опыта работы творческих объединений ЮИД (методические рекомендации). - М., 2006.


  16. Петров С.В. Действия при дорожно-транспортных происшествиях. - М., 2004.


  17. Романова Е.А. Классные часы по ПДД (5-6 классы) - М., 2004.


  18. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл. - пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2008.


  19. Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: метод. пособие - М.: Просвещение, 2008.


  20. Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 2008.


  21. Сборник сценариев по ОБЖ: начальная школа. - М., 2006



Цифровые образовательные ресурсы

  1. Сайт детского познавательного журнала «Весёлые медвежата» medvejata.ru/greenlight/
  2. Сайт «Сеть творческих учителей» it-n.ru/Board.aspx?cat_no=2168&Tmpl=Thread&BoardId=2170&ThreadId=23860
  3. Сайт «Детские электронные книги и презентации» viki.rdf.ru/cat/1_klass/
  4. Информационный образовательный портал rusedu.ru/subcat_28.html
  5. Мультимедийный диск «Правила дорожного движения для детей». ООО «Селена» 2008 год.



© 2010-2022