- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа Социокультурные истоки 3 класс
Программа Социокультурные истоки 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Казыбаева Ж.Ч. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании методического совета Директор МБОУ СОШ№29
______________С.К.Лазар _______________М.Б.Светлова
«_____»________________ 2014 «______»__________________2014
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
Возраст обучающихся 8 - 9 лет Количество часов в год 34
Педагог, реализующий программу:
Ж.Ч. Казыбаева
СУРГУТ
2014-2015 учебный год
Рецензия
На образовательную программу внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки», руководитель Казыбаева Жанна Чахметовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29 города Сургута.
В основу программы положена идея духовно - нравственного развития учащихся. Поэтому содержание данной программы направленно на популяризацию духовно - нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка, норм и правил.
Программа реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на учащихся 8 - 9 лет. Срок реализации программы - 1 год.
Пре6дсталенная программа имеет целью введение духовно - нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно - нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Направленность программы - духовно - нравственная.
Автором успешно предпринята попытка создания программы по решению следующих задач: - раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка; - присоединение семьи к школе; - формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и и духовного опыта ребёнка;- подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики, знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Программа «Социокультурные истоки» соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ внеурочной деятельности.
Содержит:
-
Пояснительную записку.
-
Структуру организации занятий.
-
Тематическое планирование.
-
Список литературы.
В программе выделены системы педагогических средств, обеспечивающих реализацию целей деятельности педагога, работающего по данной программе. Автор пытается осуществить взаимосвязь и преемственность общего образования и внеурочной деятельности как механизма обеспечения полноты и целостности образования.
В программе выделены все структурные части, количество часов указано в учебно - тематическом плане. Программа соответствует основным требованиям, предъявляемым к программа внеурочной деятельности.
Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.
Заместитель директора по УВР __________ С.К.Лазар
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный уровень:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г.
- № 792-р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2003 г. № 27 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;
- Письмо Минобразования России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
Региональный уровень:
- Закон об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27 июня 2013 года);
- постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.07.2010 г. № 160-п «Целевая программа «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года» (с изменениями и дополнениями);
- постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 г. № 357- п «Стратегия действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2017 годы»;
- постановление правительства ХМАО-Югры от 26.09.2013 № 378-П «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы»;
- постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.01.2014 г. № 17-П «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 г. № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы;
- «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года».
Муниципальный уровень
- постановление Администрации города от 16.05.2013 г. № 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в городе Сургуте»;
- постановление Администрации города Сургута от 24.02.2012 г. № 1113 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2012-2014 годы» (с изменениями от 05.07.2012 № 5058);
- постановление Администрации города Сургута от 30.11.2012 г. № 9202 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2013-2015 годы» (с изменениями от 04.09.2013 г. № 6360, от 06.02.2014 г. № 868);
- постановление Администрации города от 13.12.2013 г. № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2016 годы» (с изменениями от 30.04.2014 г. № 2896, от 20.06.2014 г. № 1721);
- постановление Администрации города от 21.12.2012 г. № 9837 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей», предоставляемой муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными департаменту образования Администрации города (с изменениями от 24.03.2014 г. № 1941, от 24.06.2014 г. № 4178);
- Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;
- постановление Администрации города от 21.11.2013 г. № 8483 «О календарном плане мероприятий для обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2014 год»;
- постановление Администрации города от 22.17.2014 г. № 5089 «О календарном плане мероприятий для учащихся, воспитанников и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2015 год»;
- приказ департамента образования Администрации города «Об организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в 2014-2015 учебном году в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования».
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МБОУ СОШ № 29
-
Название программы
Социокультурные истоки
Направленность программы
Духовно- нравственная
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу
Казыбаева Жанна Чахметовна
Год разработки
Разработана на основе примерной типовой программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы И.А.Кузьмина 2010г
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа
Заседание методического совета
протокол № 1 от 31.08.2014
Информация о наличии рецензии
имеется
Цель
Введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Задачи
- раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
- присоединение семьи к школе;
- формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Ожидаемые результаты освоения программы - знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения; - перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность; - искреннее, без принуждения, участие во всех видах деятельности, - развитие личности учащихся; - заинтересованность детей и родителей жизнью класса и школы; -принятие детьми ценностей народной культуры - степень соответствия реального облика учащихся образцу выпускника 1-й ступени школы.
Срок реализации программы
2 года
Количество часов в неделю / год
1 час в неделю
34 часа в год
Возраст обучающихся
8 -9 лет
Формы занятий
Работа в парах;
Работа в четверках;
Работа в микрогруппах;
Работа в ресурсном круге;
Социокультурный тренинг.
Методическое обеспечение
1. Учебник «Истоки» для третьего класса под редакцией А.В.Камкина, М.: Издательский дом «Истоки». 2. Рабочие тетради «Истоки» для третьего класса, авторы Н.В.Котельникова, Н.Ю.Твардовская, под общей редакцией И.А.Кузьмина М.: Издательский дом «Истоки». 3. Методическое пособие для учителя «Истоковедение», Том 2, под редакцией И.А.Кузьмина, М.: Технологическая Школа Бизнеса.Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)
Магнитная доска
Мультимедийный проектор
Компьютер с программным обеспечением
Пояснительная записка
о реализации учебно-тематического плана
на 2014/2015учебный год
Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой «Социокультурные истоки», разработанной на основе примерной типовой программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы И.А.Кузьмина 2010г и рекомендованной к реализации методическим советом МБОУ СОШ№29 (дата)
Направленность дополнительной общеобразовательной программы - духовно - нравственная Вид образовательной деятельности Цель: дать ребёнку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека; посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке; продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Задачи: Развивающие:
-
Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности.
-
Развитие учебных навыков и способностей через содержательный аспект урока.
Обучающие:
-
Раскрытие 4 основных духовно-нравственных категории - Вера, Надежда, Любовь и София.
-
Знакомство с истоками ценностей внутреннего мира человека.
- Учить работать коллективно, развивать чувство коллективизма.
- Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка для духовного развития.
Воспитательные:
- Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, одноклассникам, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации).
- Формирование духовного мира, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать уважительность, правдивость, целеустремленность.
- Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2014/2015 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет)
1 год
Год обучения (первый, второй и т.д.)
второй
Возраст обучающихся
8 - 9 лет
Количество обучающихся в группе в текущем учебном году
20
Количество часов в неделю
1 час
Общее количество часов в год
34 часа
Ожидаемые результаты на текущий учебный год: Третьеклассники научатся: - осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Веры, Надежды, Любви, Софии; - формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям; - выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации; - преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения; - анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы; - принимать совместное решение; - анализировать свою работу, работу пары, группы. Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Вера, Надежда, Любовь, София, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении; - приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. -мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни. Система заданий, ориентированных на формирование УУД. Личностные УУД. 1. Действия, реализующие потребность школьника в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации. 2. Действия, характеризующие уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям. 3. Действия, способствующие закреплению восприятия, осмысления и прочувствования материала.
Регулятивные УУД. 1. Отбор эффективных способов решения задач при выполнении тренингов. 2. Самоконтроль результата работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах. 3. Анализ и самоанализ деятельности при рефлексии. Познавательные УУД. 1. Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях. 2. Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры. 3. Анализ полученной информации и использование ее в организации работы на уроке. 4. Выполнение активных форм обучения. 5. Выражение своих впечатлений от услышанной и прочитанной информации в виде жанровых рисунков, цветовых гамм, изображение конкретных предметов или явлений природы. 6. Составление рассказов, сообщений по заданной теме. 7. Комментированное чтение статей. 8. Поиск необходимой информации в Интернете.
Коммуникативные УУД. 1. Учет позиции собеседника (соседа по парте). 2. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов. 3. Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Отражение в УТП особенностей текущего учебного года: «День рождения школы», « 70 лет, Великой победы»
Учебно-тематический план
на 2014 /2015 учебный год
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
Всего часов
1.
1.1.
1.2.
1.3
1.4
1.5
1.6
Вера
Введение в предмет. Вера.
Вера.
Верность.
Правда.
Честь. Обобщающий урок по разделу «Вера».
1
1
1
2
1
2
8 ч.
2.
2.1.
2.2.
2.3
2.4
2.5
Надежда.
Надежда.
Согласие.
Терпение.
Послушание. Обобщающий урок по разделу «Надежда».
2
2
1
2
1
8 ч.
3.
3.1.
3.2.
3.3
3.4
3.5.
Любовь.
Любовь.
Милосердие.
Доброта.
Покаяние.
Обобщающий урок по разделу «Любовь».
2
2
2
2
2
10 ч.
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
София.
Ум да разум.
Истина.
Знание и мудрость.
Почему Вера, Надежда и Любовь - родные слова?
Обобщающий урок по разделу «София».
2
2
2
1
1
8 ч.
ИТОГО:
34
34
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Наименование раздела программы
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения занятий (план)
Дата проведения занятий (факт)
1
Вера
Введение в предмет. Вера
1
4.09
4.09
2
Вера.
1
11.09
11.09
3
Верность.
1
18.09
18.09
4 - 5
Правда.
2
25.09
2.10
25.09
2.10
6
Честь.
1
9.10
9.10
7- 8
Обобщающий урок по разделу «Вера».
2
16.10
23.10
16.10
23.10
9 -10
Надежда
Надежда
2
30.10
13.11
30.10
13.11
11 - 12
Согласие.
2
20.11
27.11
20.11
27.11
13
Терпение.
1
4.12
4.12
14- 15
Послушание.
2
11.12
18.12
11.12
18.12
16
Обобщающий урок по разделу «Надежда»
1
25.12
25.12
17 - 18
Любовь
Любовь
2
15.01
22.01
15.01
22.01
19 - 20
Милосердие
2
29.01
5.02
29.01
5.02
21 - 22
Доброта
2
12.02
19.02
12.02
19.02
23 - 24
Покаяние
2
26.02
5.03
26.02
5.03
25 - 26
Обобщающий урок по разделу «Любовь»
2
12.03
19.03
12.03
19.03
27 - 28
София
Ум да разум
2
2.04
9.04
2.04
9.04
29 - 30
Истина
2
16.04
23.04
16.04
23.04
31 - 32
Знание и мудрость
2
30.04
7.05
30.04
7.05
33
Почему Вера, Надежда и Любовь - родные слова?
1
14.05
14.05
34
Обобщающий урок по разделу «София»
1
21.05
21.05