Программа Социокультурные истоки 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29



РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании методического совета Директор МБОУ СОШ№29

______________С.К.Лазар _______________М.Б.Светлова

«_____»________________ 2014 «______»__________________2014









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности


«Социокультурные истоки»




Возраст обучающихся 8 - 9 лет Количество часов в год 34


Педагог, реализующий программу:

Ж.Ч. Казыбаева















СУРГУТ

2014-2015 учебный год



Рецензия

На образовательную программу внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки», руководитель Казыбаева Жанна Чахметовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29 города Сургута.

В основу программы положена идея духовно - нравственного развития учащихся. Поэтому содержание данной программы направленно на популяризацию духовно - нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка, норм и правил.

Программа реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на учащихся 8 - 9 лет. Срок реализации программы - 1 год.

Пре6дсталенная программа имеет целью введение духовно - нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно - нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

Направленность программы - духовно - нравственная.

Автором успешно предпринята попытка создания программы по решению следующих задач: - раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка; - присоединение семьи к школе; - формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и и духовного опыта ребёнка;- подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики, знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

Программа «Социокультурные истоки» соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ внеурочной деятельности.

Содержит:

  1. Пояснительную записку.

  2. Структуру организации занятий.

  3. Тематическое планирование.

  4. Список литературы.

В программе выделены системы педагогических средств, обеспечивающих реализацию целей деятельности педагога, работающего по данной программе. Автор пытается осуществить взаимосвязь и преемственность общего образования и внеурочной деятельности как механизма обеспечения полноты и целостности образования.

В программе выделены все структурные части, количество часов указано в учебно - тематическом плане. Программа соответствует основным требованиям, предъявляемым к программа внеурочной деятельности.

Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.


Заместитель директора по УВР __________ С.К.Лазар













Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный уровень:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г.
  • № 792-р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2003 г. № 27 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;
  • Письмо Минобразования России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

Региональный уровень:
  • Закон об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27 июня 2013 года);
  • постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.07.2010 г. № 160-п «Целевая программа «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года» (с изменениями и дополнениями);
  • постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 г. № 357- п «Стратегия действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2017 годы»;
  • постановление правительства ХМАО-Югры от 26.09.2013 № 378-П «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы»;
  • постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.01.2014 г. № 17-П «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 г. № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы;
  • «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года».

Муниципальный уровень
  • постановление Администрации города от 16.05.2013 г. № 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в городе Сургуте»;
  • постановление Администрации города Сургута от 24.02.2012 г. № 1113 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2012-2014 годы» (с изменениями от 05.07.2012 № 5058);
  • постановление Администрации города Сургута от 30.11.2012 г. № 9202 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2013-2015 годы» (с изменениями от 04.09.2013 г. № 6360, от 06.02.2014 г. № 868);
  • постановление Администрации города от 13.12.2013 г. № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2016 годы» (с изменениями от 30.04.2014 г. № 2896, от 20.06.2014 г. № 1721);
  • постановление Администрации города от 21.12.2012 г. № 9837 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей», предоставляемой муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными департаменту образования Администрации города (с изменениями от 24.03.2014 г. № 1941, от 24.06.2014 г. № 4178);
  • Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;
  • постановление Администрации города от 21.11.2013 г. № 8483 «О календарном плане мероприятий для обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2014 год»;
  • постановление Администрации города от 22.17.2014 г. № 5089 «О календарном плане мероприятий для учащихся, воспитанников и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2015 год»;
  • приказ департамента образования Администрации города «Об организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в 2014-2015 учебном году в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования».


ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


МБОУ СОШ № 29


Название программы


Социокультурные истоки

Направленность программы

Духовно- нравственная

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Казыбаева Жанна Чахметовна

Год разработки


Разработана на основе примерной типовой программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы И.А.Кузьмина 2010г

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Заседание методического совета

протокол № 1 от 31.08.2014

Информация о наличии рецензии

имеется

Цель


Введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.


Задачи


- раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;

- присоединение семьи к школе;

- формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

- подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.


Ожидаемые результаты освоения программы - знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения; - перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность; - искреннее, без принуждения, участие во всех видах деятельности, - развитие личности учащихся; - заинтересованность детей и родителей жизнью класса и школы; -принятие детьми ценностей народной культуры - степень соответствия реального облика учащихся образцу выпускника 1-й ступени школы.


Срок реализации программы


2 года

Количество часов в неделю / год


1 час в неделю

34 часа в год

Возраст обучающихся


8 -9 лет

Формы занятий


Работа в парах;

Работа в четверках;

Работа в микрогруппах;

Работа в ресурсном круге;

Социокультурный тренинг.


Методическое обеспечение


1. Учебник «Истоки» для третьего класса под редакцией А.В.Камкина, М.: Издательский дом «Истоки». 2. Рабочие тетради «Истоки» для третьего класса, авторы Н.В.Котельникова, Н.Ю.Твардовская, под общей редакцией И.А.Кузьмина М.: Издательский дом «Истоки». 3. Методическое пособие для учителя «Истоковедение», Том 2, под редакцией И.А.Кузьмина, М.: Технологическая Школа Бизнеса.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)


Магнитная доска

Мультимедийный проектор

Компьютер с программным обеспечением

Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2014/2015учебный год


Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой «Социокультурные истоки», разработанной на основе примерной типовой программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы И.А.Кузьмина 2010г и рекомендованной к реализации методическим советом МБОУ СОШ№29 (дата)
Направленность дополнительной общеобразовательной программы - духовно - нравственная Вид образовательной деятельности Цель: дать ребёнку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека; посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым раз­мышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке; продолжать формирование в ребенке ощущения этни­ческого и социокультурного родства с окружающим соци­умом; уверенности в том, что это родство создает возмож­ность самореализации.
Задачи: Развивающие:

  • Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, по­лезности.

  • Развитие учебных навыков и способностей через содержательный аспект урока.


Обучающие:
  • Раскрытие 4 основных духовно-нравственных категории - Вера, Надежда, Любовь и София.

  • Знакомство с истоками ценностей внут­реннего мира человека.

  • Учить работать коллективно, развивать чувство коллективизма.
  • Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка для духовного развития.

Воспитательные:
  • Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, род­ным, одноклассникам, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (ве­ры, культуры, нации).
  • Формирование духовного мира, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать уважительность, правдивость, целеустремленность.
  • Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.



Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2014/2015 учебном году:


Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1 год

Год обучения (первый, второй и т.д.)

второй

Возраст обучающихся

8 - 9 лет

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году

20

Количество часов в неделю

1 час

Общее количество часов в год

34 часа




Ожидаемые результаты на текущий учебный год: Третьеклассники научатся: - осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Веры, Надежды, Любви, Софии; - формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям; - выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации; - преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения; - анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы; - принимать совместное решение; - анализировать свою работу, работу пары, группы. Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Вера, Надежда, Любовь, София, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении; - приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. -мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни. Система заданий, ориентированных на формирование УУД. Личностные УУД. 1. Действия, реализующие потребность школьника в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации. 2. Действия, характеризующие уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям. 3. Действия, способствующие закреплению восприятия, осмысления и прочувствования материала.
Регулятивные УУД. 1. Отбор эффективных способов решения задач при выполнении тренингов. 2. Самоконтроль результата работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах. 3. Анализ и самоанализ деятельности при рефлексии. Познавательные УУД. 1. Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях. 2. Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры. 3. Анализ полученной информации и использование ее в организации работы на уроке. 4. Выполнение активных форм обучения. 5. Выражение своих впечатлений от услышанной и прочитанной информации в виде жанровых рисунков, цветовых гамм, изображение конкретных предметов или явлений природы. 6. Составление рассказов, сообщений по заданной теме. 7. Комментированное чтение статей. 8. Поиск необходимой информации в Интернете.
Коммуникативные УУД. 1. Учет позиции собеседника (соседа по парте). 2. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов. 3. Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).



Отражение в УТП особенностей текущего учебного года: «День рождения школы», « 70 лет, Великой победы»







Учебно-тематический план

на 2014 /2015 учебный год




Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

1.1.

1.2.

1.3

1.4

1.5


1.6

Вера

Введение в предмет. Вера.

Вера.

Верность.

Правда.

Честь. Обобщающий урок по разделу «Вера».



1

1

1

2

1

2


8 ч.

2.

2.1.

2.2.


2.3

2.4

2.5

Надежда.

Надежда.

Согласие.

Терпение.

Послушание. Обобщающий урок по разделу «Надежда».



2

2

1

2

1


8 ч.

3.

3.1.

3.2.

3.3

3.4

3.5.

Любовь.

Любовь.

Милосердие.

Доброта.

Покаяние.

Обобщающий урок по разделу «Любовь».



2

2

2

2

2


10 ч.

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

София.

Ум да разум.

Истина.

Знание и мудрость.

Почему Вера, Надежда и Любовь - родные слова?

Обобщающий урок по разделу «София».



2

2

2

1

1


8 ч.


ИТОГО:

34


34












Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

1






Вера


Введение в предмет. Вера

1

4.09

4.09

2

Вера.


1

11.09

11.09

3

Верность.


1

18.09

18.09

4 - 5

Правда.


2

25.09

2.10

25.09

2.10

6

Честь.

1

9.10

9.10

7- 8

Обобщающий урок по разделу «Вера».

2

16.10

23.10

16.10

23.10

9 -10


Надежда


Надежда


2

30.10

13.11

30.10

13.11

11 - 12

Согласие.


2

20.11

27.11

20.11

27.11

13

Терпение.


1

4.12

4.12

14- 15

Послушание.

2

11.12

18.12

11.12

18.12

16

Обобщающий урок по разделу «Надежда»

1

25.12

25.12

17 - 18






Любовь


Любовь


2

15.01

22.01

15.01

22.01

19 - 20

Милосердие


2

29.01

5.02

29.01

5.02

21 - 22

Доброта

2

12.02

19.02

12.02

19.02

23 - 24

Покаяние

2

26.02

5.03

26.02

5.03

25 - 26

Обобщающий урок по разделу «Любовь»



2

12.03

19.03

12.03

19.03

27 - 28







София


Ум да разум

2

2.04

9.04

2.04

9.04

29 - 30

Истина

2

16.04

23.04

16.04

23.04

31 - 32

Знание и мудрость

2

30.04

7.05

30.04

7.05

33

Почему Вера, Надежда и Любовь - родные слова?


1

14.05

14.05

34

Обобщающий урок по разделу «София»

1

21.05

21.05


© 2010-2022