Программа школьного компонента Учимся мыслить правильно

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа школьного компонента

Учимся мыслить правильно

1. Пояснительная записка Безусловно, посещение школьного компонента ォУчимся мыслить правильноサ важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи, именно поэтому программа школьного компонена ォУчимся мыслить правильноサ, помогая школьникам овладеть навыками общения в различных жизненных ситуациях. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому программа ォУчимся мыслить правильноサ поможет решить задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, будет способствовать развитию качеств личности, ォотвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального < состава российского обществаサ1.

2. Общая характеристика программы внеурочной деятельности Данная программа даст возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. В структуре программы можно выделить два смысловых блока: Первый блок ォОбщениеサ даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Второй блок ォРечевые жанрыサ даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. Школьники изучат жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников. Программа кружка ォУчимся говорить правильноサ основана на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

3. Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности Одним из результатов обучения по программе ォУчимся мыслить правильноサ является решение задач воспитания осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Ценность жизни и человека осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

4. Результаты освоения программы внеурочной деятельности

В результате освоения программы учащиеся: - овладеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; - научатся осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формахサ; - овладеют логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, - научатся излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; - овладеют умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задачサ и т.д. - научатся соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; - научатся реализовывать простое высказывание на заданную тему; - научатся ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; - научатся договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. 2009. ? 2. С. 47.


© 2010-2022