- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект занятия по доноведению
Конспект занятия по доноведению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Грызлова В.Н. |
Дата | 26.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доноведение.
Тема. Водоёмы родного края
Цель: создание условий для формирования у младших школьников представления о водоёмах Ростовской области.
Задачи:
-
Формирование представления о водоёмах родного края.
-
Развитие коммуникативных и организационно-деятельностных навыков учащихся средствами коллективных видов работ.
- Развитие интеллектуальных навыков (отбор, анализ, сравнение, обобщение информации)
- Развитие мотивационной сферы учения (интерес, желание проявить участие в защитных мероприятиях по охране природных ресурсов.)
3. Формирование толерантности (уважительное отношение к мнению собеседников):
4. Воспитывать экологическое мировоззрение у учащихся, любовь к родному краю
Формируемые УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;
принимать и сохранять учебную задачу;
контролировать результаты своей деятельности
Познавательные универсальные учебные действия:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности,
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный, мини-исследование
Средства обучения: мультимедиа проектор, компьютер, кластеры
Ход занятия.
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1.
2.
3
Организационный момент.
Мотивирование и самоопределение к учебной деятельности
Целеполагание
Актуализация знаний
Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы занятия.
Итог занятия
- Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка - это лучик добра. Хочу, чтобы вы были добры друг к другу, и добро поможет вам. Урок у нас необычный, но начнем мы его привычно.
Тему занятия вы определите
сами. А начнем мы с ключевого слова темы. Чтобы вы могли его отгадать, я приготовила на доске несколько фактов_ помощников.
Это находится повсюду - и в тебе, и во мне, и вокруг нас.
- Какое же слово я задумала?
- Верно, вода - ключевое слово темы.
Вода - самое удивительное и полное тайн вещество. Без воды нет жизни. Вода находится повсюду.
Итак, вы пришли к заключению, что тема нашего занятия …
В нашей области много различных водоемов. Со всеми познакомиться, конечно, не сможем, о некоторых поговорим;
Ребята, сегодня мы с вами и с капелькой воды отправимся в необычное путешествие по водоемам нашего края.
- Какими качествами должен обладать путешественник?
Вы превращаетесь в путещественников
-А каким цветом на карте обозначены водоёмы?
- Как вы думаете, что такое водоем?
-Давайте назовём водоёмы. Какие вы знаете?
- На какие группы их можно разделить по происхождению?
выполните задание на компьютере, распределив водоёмы на естественные и искусственные.
Подумаем чем же естественный водоём отличается от искусственного?
-Подумайте, для чего создают люди искусственные водоёмы?
Назовите водохранилища.
-А какие есть каналы в нашем крае?
Есть ли в нашей местности искусственные водоёмы?
- Что вы о нём знаете?
- А сейчас наши жители используют пруд? В каких целях?
- А какие естественные водоёмы есть на территории Зелёновских земель? А можно ли в нашем водоёме встретить капельку? Давайте проследим путь капельки.
- Предположите, куда может попасть капелька из родничка?
- Вам было дано задание с помощью интернет ресурсов, с помощью взрослых выяснить о водоёмах нашей местности. Кто бы мог рассказать о результатах своей работы
Давайте схематично представим жизнь капельки
А вместе с водами Северского Донца наша капелька попадёт в реку Дон. И так капелька добралась до реки Дон Слайд 10
Физминутка
Закройте глаза и представьте себе, что сейчас летний жаркий день и мы находимся на берегу реки Дон.
- Давайте искупаться в этом водоёме. Плывём, чередуя движения руками, переворачиваемся на спину и плывём к берегу. А какая вода в реке пресная или солёная
Я предлагаю вам присесть на бережку реки
- А что вы знаете о реке Дон?
- Как Дон называют в народе? Почему?
Древности Дон назывался Амазонией, потом Дон стал называться Танаисом.
Давайте осмотримся вокруг. Что мы можем увидеть?
- какие растения мы увидим?
- какую роль играют растения в жизни обитателей водоёма?
А помощником у нас будет текст на столах 1 гр готовится рассказать о растениях, а 2 группа - о животных
- А можем ли мы увидеть животных? Слайды 14-16
- А кого называют санитаром водоёма?
- а хотите узнать без кого река жить не может? Без капельки. В капельке воды живут маленькие рачки Дафнии и циклопы. Их величина немного больше запятой, Они очищают воду от различных бактерий, водорослей.
- Как вы думаете, зачем нам нужны водоемы?
Где бы ни жила наша капелька в искусственном или естественном водоёме. Он будет украшать наш край, радовать нас своей красотой. Значение водоёмов в природе очень велико, так как вода является важнейшим условием жизни на земле.
Люди всегда стремились селиться около водоемов, по их берегам. А всегда ли человек бережно относился к водоёмам? Слайды 17-19
Посмотрите, как плачет наша капелька, давайте ей поможем.
А сейчас вместе попытаемся составить памятку «Правила поведения у водоёмов».
- А как вы думаете в каком водоёме капельке будет лучше жить ? почему?
А теперь покажите какими вы были внимательными путешественниками. Выполните тест на компьютерах.
В заключение нашего занятия я хотела бы вам раздать портрет капельки воды, на котором вы найдёте задания к следующему занятию.
Как относились к воде наши предки.
Подготовить выступление «Жизнь в пресном водоёме»
(Под звуки ручья)
Слайд 20
-Вода - это жизнь. Мы должны бережно относиться к воде. Наша планета - наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Вслушайтесь в журчание воды. Может быть она просит у тебя помощи, и ей нужны твои заботливые руки?!
Слайд1
Видят на доске факты:
источник жизни
существует два вида
2/3 поверхности земли
Вода.
Водоёмы Донского края Слайд2
Смелый, добрый, внимательный, сообразительный, храбрый, смекалистый
Синим.
Водоём - углубление, заполненное большим количеством воды. Слайд 3
море, океан, пруд, болото, озеро, водохранилище, река, канал, ручей
Искуственные и естественные. Слайд 4
естественный водоём создаёт природа, а искусственный - человек Слайд 4
Слайд 5Водохранилища для гидроэлектростанций, каналы- для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей
пруд- для разведения рыбы, накопления воды
Да. Пруд Слайд6
Был построен в 1976г для разведения рыбы и орошения полей.
На пруду люди отдыхают, ловят рыбу, устраивают физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Родники: Зелёновский Слайд6, Родник х.Садки Слайд7
В речку.
Я узнала у…В о том, что в х.Зелёновка протекает речка Алпатовка. Она берёт своё начало в родничке недалеко от х.Власовка и впадает в речку Митякинка.
Я выяснила, что В х.Чеботовка течёт речка Митякинка. Слайд 8 Она берёт начало возле х.Холмы и протекает через Чеботовку. Впадает в реку Северский Донец. Слайд 9
Род.-Алпатовка--Митякинка
Род-Митякинка -Сев.Донец-Дон
пресная
Это главная река нашего
края.
Тихим за медленное течение.
Растения и животных.
Камыш, рогоз, стрелолист, тростник, белую кувшинку, жёлтую кубышку Слайд 11-13
Эта роль огромна. Растения выделяют кислород, они являются пищей и домом для животных.
Да. Птиц: утку, цаплю, зверей: ондатру, бобра, рыб: рака, окуня, щуку.
рака.
Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.
Не засорять, не бросать в воду остатки пищи, не выливать в реку ядовитые вещества, Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах, . Не оставляй мусор на берегу.
не выходить на лёд зимой, не купаться в летнее время в неустановленных местах
В родниках,
7