Разработка по внеурочной деятельности Отношение в казачьей семье. Постройка кубанской хаты

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАНЯТИЕ ВО 2 КЛАССЕ ПО НАСЛЕДИЮ КУБАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

по теме: «ОТНОШЕНИЯ В КАЗАЧЬЕЙ СЕМЬЕ. ПОСТРОЙКА КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ».



Цели и задачи занятия: - знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты, - развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края,

- воспитание любви к родному краю, через познание её Истории.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование: презентация к уроку, «карта-схема», карточки с новыми словами,

иллюстрации по теме, раздаточный материал.

Этапы занятия

Ход занятия

Примечание

1.Орг.нач занятия

Здравствуйте! .

Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.

Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

Чтение учителем

2.Проверка раннее изученного
































































Давайте вместе определим тему занятия. Для этого выполним три задания.

  1. Подберите подходящее по смыслу слово:

Кубанская …

Деревня - корень «дерево», т.е. «место очищенное от леса». А казаки обживались в степи.

Село - ср.р.

Станица - большое казачье селение. Казаки в степи выбирали место, останавливались.

  1. Дом казака - это…

Изба - деревянный крестьянский дом в деревне. А казачьи дома были не деревянные

Терем - высокий богатый дом в Древней Руси.

Хата - постройки на юге, которые начинались непосредственно на земле.

Я знаю, что на прошлом занятии вы познакомились ….

В ходе занятия мы будем работать со страничкой из «Казачьего словарика». Она понадобится нам, чтобы выполнить 3-е задание.

Прочитайте первую строчку в словарике. (кирпич из глины с примесью соломы.)

О каком строительном материале идёт речь?

(саман) Запишите, диктуя по слогам.

Прочитайте вторую строчку (частокол, плетень обмазанный глиной.) О чём говорится здесь? Это …Запишите: турлук.

  1. Мы с вами вспомнили эти понятия, для того, чтобы сравнить два текста. Прочитайте.

Саманная хата

Турлучная хата

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Пол - глинобитный. Крыша - из камыша или соломы.

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол - глинобитный. Крыша - из камыша или соломы. Снаружи хату белили. Входя в хату, человек крестился повернувшись к иконе. Главным местом в доме был «Красный угол».

Поднимите карточку, где описывается хата из самана? Докажите словами из текста.

Поднимите карточку, где описывается турлучный способ построения хаты. Почему вы так решили? Прочитайте слова из текста.

Что нового вы прочитали в тексте? Прочитайте.

2-3 человека

Слайд 1

2-3 человека

Работа со словариком

Саман, турлук

Работа в парах

(самостоятельное чтение текстов)

Читает 1 ученик

Ответы учеников

3.Сообщение новой темы

















































































4. Физ. минутка.

Мы с вами сегодня представим, как выглядела хата казака внутри. Это и есть тема нашего занятия. Нам помогут в этом карточки - путеводитель.

«Красный угол» был центральным местом в доме. «Красный» от слова красивый, нарядный. Ещё его называли «Святой».

В самом освещённом углу комнаты помещались иконы. На угловой столик под иконами ставили свечи, пасхи, книжки с молитвами.

Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога.

Откройте тетради на стр.42 (2-ой абзац)

Какое слово встретилось впервые?

Найдите в словарике, что называют «божницей»?

Прочитайте.

Запишите.

Как ещё называли «Красный угол»? (Святой)

Молодец!

Мы начнём обустраивать нашу хату. Что поместим в угол хаты? Выберите. (икону)

Чем украшены иконы?

Полотенцем белым, с ярким узором. Такое полотенце расшитое вышивкой называлось - рушник.

Разные рушники имели разное значение.

Давайте посмотрим на другие рушники.

Для чего они были нужны, почему так назывались?

«Крючковые» вешали на гвоздь, на крючок. Они украшали комнату.

«Утирач» - им вытирали лицо.

«Зеркальные» - ими украшали зеркала.

«Церковные» украшали иконы.

Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе девушка должна была вышить не менее 40 рушников на различные праздники.

Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти, наволочки. Считалось, что вышивка защищала от злых духов. В доме были рукодельные половики и одеяла.

Работа с тетрадью стр.44 (1 абзац)

Давайте украсим нашу комнату предметами рукоделия.

Молодцы! Как преображается наша комната.

Найдите в «Кубанском словарике» значение слова «рушник». Прочитайте.

Запишите.

Потрудились - отдохнём, станем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Присели на свои места.

А вы знаете, что в хате казака называли - «матушкой»?

Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:

Если работает она,

Не будет голодная семья.

Можно на неё прилечь,

А зовётся она …печь.

Работа с тетрадью стр.42 (1 абзац)

Ученик 1.

В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё говорили в народе: «Печка кормит, печка греет, печка - мать родная».

Ученик 2.

Печь часто оживала в народных сказках. Она укрывала Алёнушку и Иванушку, на печи катался Емеля. А о тех, кто был удачлив говорили, что они «в печи родились».

Давайте посмотрим, где же там лежал Емеля?

Это место так и называется - «лежанка».

Найдите в словарике значение слова «лежанка».

Покажите, где в печи готовили еду?

Посуду ставили в «устье».

Отгадайте загадки и узнаете какой посудой пользовалась казачка.

Книзу узок, верх широк, не кастрюля … (чугунок)

Круглая, глубокая, гладкая, широкая,

Гончаром кручённая, в печи обожжённая,

От кувшина - низка глиняная …(миска)

Стоит толстячок, подбочинивши бочок, шипит и кипит,
Всем пить чай велит. (самовар)

Работа с тетрадью стр.44 (3 абзац)

Как называлась посуда изображённая у вас в тетради?

Все ли названия знакомы? Объяснение какого слова записано у вас в словарике?

Проговорили. Для чего нужна макитра? («Мать» гончарной посуды на Кубани. В ней сквашивали молоко, месили тесто, засаливали огурцы)

Давайте расставим посуду на полки. Чего в нашей хате не хватает? (стола и лавок)

А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел много лет назад русский поэт М.Ю.Лермонтов:

« Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель».

Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт?

Давайте расставим мебель в нашей хате.

Мебель изготавливал казак. Она была простой и практичной.

Для чего в доме сундук? Для чего нужна лавка?

Найдите в словаре объяснение слову - лавка.

До широкого распространения кровати люди спали на сундуках, лавках и на полу.

Рассказ учителя

Слайд 2

Работа со словариком

божница

вклеиваем икону

Слайд 3

Слайд 4



Слайд 5

Вклеиваем рушник, занавески, половичок.

Работа со словариком

рушник



Вклеиваем печь

Работа со словариком

лежанка

Работа со словариком

макитра

Вклеиваем посуду

Вклеиваем стол, стол, сундук

лавка

5.Итог

Помните, как описал М.Ю.Лермонтов хату Казака? А можем мы оказавшись сегодня в казачьей хате рассказать, что бы мы увидели? Ответ ученика. Выставление оценок.

6.Рефлексия

Ребята, мы воссоздали картину из прошлого. Страничка из «казачьего словарика» помогла познакомиться с новыми понятиями.

Давайте поделимся своими впечатлениями о том, что узнали на уроке.

Возьмите листочки голубого цвета. Начало письма уже есть.

Привет!

Сегодня я был в казачьей хате. Представляешь, я узнал ___________________. Продолжите.

Спасибо за занятие.

  • Что сегодня изменилось в казачьем доме?

6. Домашнее задание

Дома, открыв стр. 42 по 44 вы вспомните, о чём мы говорили на занятии и нарисуете свою хату.



Тема: «Кубанская хата»

Цели: познакомить детей с особенностями кубанских строений, узнать из каких материалов они выполнялись, восстановить последовательность строительных работ, расширять словарный запас, развивать воображение, воспитывать любовь к родному краю, поддерживать интерес к истории своего города.

Оборудование: тетрадь-учебник, глина, солома вода,цветная бумага, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент. 2.Работа по теме занятия -вводная беседа

Сегодня мы отправимся в путешествие на много лет назад, для того чтобы лучше узнать историю своего народа. А вот что мы будем смотреть попробуйте отгадать (слайд 1 , 2)

Как вы думаете какое слово пропущено? Кто сказал эти слова? Как называлась сказка? Кто автор?

Как вы думаете можно ли эти слова применить к жилью человека? Почему?

На ваш взгляд каким должен быть дом человека?(уютный,крепкий,надежный,чистый,красивый,просторный,место ,где человеку спокойно и хорошо) А кто знает, как назывались дома казаков раньше?

-объявление темы и цели занятия (слайд 3)

Тема нашего занятия «Кубанская хата» Мы узнаем какие дома строили раньше , познакомимся с кубанскими словами ,будем смотреть фото прошлых лет и в конце урока будет творческая работа.

Звучит кубанская песня

Закрыли глаза. Представьте, что мы возвращаемся назад в прошлое более чем на 200 лет (слайд 4, 5)

Год 1793 Чем знаменателен этот год для нашего города? Что же мы увидели?

После поселения казаки немедленно стали строить казармы для одиноких и хаты для семейных. За строительным материалом далеко ходить было не надо, он был под рукой дерево (дуб, акация) , камыш, хворост, глина.

В лесных дебрях прорубались просеки-будущие улицы, расчищали землю ,болота засыпали песком ,грунтом, сушняком (КУБАНСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ ВЕДОМОСТИ 1895)

-работа с глиной Посмотрите какие материалы вы видите на столе?(глина ,солома)

Это самый распространенный материал в то время и самый дешевый, поэтому казаки начали строительство из этого материала как делали на Украине.(слайд 6)

Теперь из глины , соломы и воды замешиваем смесь, которая называлась САМАН и делаем из нее сырцевой кирпич (раньше использовали специальные решетки, куда и закладывали саман) Дети какие свойства имеет глина?( она вязкая, не пропускает воду) Слепим кирпичик.

Вот из таких кирпичей и строили хаты.

Все выполняли в солнечную погоду. Почему?

-работа по учебнику. Рассказ по картине. Чтение текста учебника.

Продолжаем работу с соломой и глиной

Для укладки крыши использовали солому или камыш. (слайд 7)

-физминутка ( под кубанскую музыку показ строительства хаты)

Еще одним распространенным материалом был турлук. Он изготавливался из частокола и плетеня (какая орфограмма в слове частокол, образовалось от двух слов частые колья)

Посмотрите на картинку и определите последовательность работ( отметим карандашом по номерам)

Турлучную хату при хорошей погоде строили за 10-15 дней вручную.

Строить дом в степи - тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи: то камыш коси, то саман меси,

То формуй да расставь его к ночи. Леса нет вокруг, все поля да луг.

В дело шли солома и глина и сухой камыш

Для шатровых крыш и для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает. В стужу здесь тепло,

В ясный день светло, а уж летом прохлада какая! (П. С. Карпенко)

-творческая работа (на парте у детей вырезаны заранее из цветной бумаги квадрат(белый),треугольник

Будем изготавливать кубанскую хату Какие геометрические фигуры узнали?

Что будет из квадрата? Почему он белого цвета? Что из треугольника? Для чего маленький квадратик

Как украшали кубанские хаты?

-Самостоятельная работа по выполнению аппликации. Выставка работ.

3.Подведение итога , домашнее задание.

Итак, подходит к концу наше путешествие Посмотрите как изменился сегодня наш город (слайд 8 9 10 11 )

Наш город- это наш дом. Мы в нем хозяева. Мы должны беречь его, знать историю, потому, что только зная своё прошлое, можно не боясь смотреть в будущее.

Что значит любить свой город?

Домашнее задание- украсить работу ставнями и сделать фронтон, забор.



ТЕМА ЗАНЯТИЯ: КАЗАЧЬЯ ХАТА

Цели и задачи

- знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества;

- развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края;- воспитание любви к родному краю;

- развивать речь и мышление учащихся;- развивать творческие способности детей;

- продолжать обучать детей работать в группах.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация.

Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент. Дети сидят группами по 4-5 человек.

Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

Учитель: - Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.

II. Актуализация знаний. (Слайд 3)

Учитель: Любили казаки свой край и превратили его в рай.

Пахали, строили, служили. Обычаи и веру сохранили.

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,хоть новому принадлежим.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.


III. Самоопределение к деятельности (Слайд 4)

Учитель: - Скажите, как называется жильё казаков? (хата)

- Сегодня мы узнаем, как и из каких материалов казаки строили свое жильё.

- Сформулируйте тему нашего занятия. (Казачья хата.)

IV. Работа по теме занятия (Слайд 5)

Рассказ учителя: «Как казаки строили себе жильё»

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

- Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей) (Слайд 6)

Первые постройки были турлучными. Казачья хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол - глинобитный. Крыша из соломы или камыша. (Слайд 7)

Турлук - частокол, плетень. (Слайд 8)

По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. (Слайд 9)

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой). (Слайд 10)

Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками - парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. (Слайд 11, 12)

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. (Слайд 13)

Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку - кабыцу. Над ней ставили легкий навес. (Слайд 14)

Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины. (Слайд 15)

- А из чего еще строили казаки свое жилище? (из самана) (Слайд 16)

Казаки строили себе жильё из самана. Саман - это кирпич из глины с примесью соломы. (Слайд 17)

На строительство собирались всем селом. (Слайд 18, 19, 20, 21)

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены. (Слайд 22, 23)

- Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко

«Бабы Моти сказ про реку Челбас».

Строить дом в степи - тяжкий крест нести. От натуги кровавились очи: то камыш коси,

То саман меси, то формуй да расставь его к ночи. Леса нет вокруг, всё поля да луг.

В дело шла солома и глина, и сухой камыш для шатровых крыш, и для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той всей семье покой. Круглый год благодать в ней витает. В стужу здесь тепло,

В ясный день светло, а уж летом прохлада какая! (Слайд 24)

Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

V. Физкультминутка (Слайд 26)

Потрудились - отдохнём, встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд, влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.

Присели на свои места.

VI. Закрепление изученного материала Работа в группах /парах/ (Слайд 27) Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.

По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы. - смотрите документ

«Проверь себя» (Слайд 27) Как называется жильё казака? Из чего казаки делали хаты?

Какими были первые хаты - саманные или турлучные? Как строили саманные хаты? Как строили турлучные хаты?

VII. Рефлексия (Слайд 28) - Оцените свою работу на ЗАНЯТИИ:

Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось...

Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Мне захотелось...

VIII. Подведение итогов . (Слайд 29) Что у вас получилось очень хорошо? Что не получилось?

Чем был полезно занятие для вас?

Домашнее задание: Подготовить рассказ, сообщение о предметах кубанского быта.

© 2010-2022