Интеллектуальное развитие на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа Свердловской области для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Серовская санаторная школа - интернат»

______________________________________________________________________________624983, г. Серов, Свердловская обл., Автодорожная ул.,35д.,телефон7-96-26,E-mail:[email protected]





«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»

Интеллектуальное развитие на уроках русского языка



Некрасова Ю. В.

Учитель начальных классов




Развитие логического мышления у учащихся младших классов на уроках русского языка.

Учитель! Труд твой кропотливый,

С каким трудом еще сравнишь?

Ты словно сеятель над нивой,

Бесценный урожай растишь!

Ты будто первооткрыватель,

Ведешь по жизни молодежь,

Ты в тоннах знаний, как старатель,

Крупицу золота найдешь!

Почему одни люди легко решают сложные, запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?

Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное - привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.

Повышение продуктивности деятельности ученика за счёт формирования способности к анализу, сравнению, обобщению, систематизации, установлению причинно-следственных связей.

предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Это достигается путем внесения изменений в содержание и организацию процесса обучения.


Решая задачу развития детей, учителю следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления. Споры о том, в каком возрасте ребенок способен логически мыслить, ведутся уже давно. Например, по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дети до 7 лет не способны к построению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека. Более поздние теоретические исследования и эксперименты во многом опровергают эту точку зрения, в частности, опыт семьи Никитиных свидетельствует об обратном. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, педагогические эксперименты убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей, и были найдены пути их развития.

Введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

увеличения использования поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

расширение объема работы с понятиями и терминами;

включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.

Конкретное содержание интеллектуального развития на разных ступенях начального обучения дифференцируется в зависимости от возрастных особенностей детей.

Основная задача развития первоклассников состоит в совершенствовании наглядно-образного мышления.

Во 2-м классе совершенствуется наглядно-образное мышление и закладываются основы формирования словесно-логического мышления.

Основной упор в интеллектуальном развитии учащихся 3-4-х классов делается на формирование словесно-логического понятийного мышления, совершенствование внутреннего плана действия.

Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

Развитие логического мышления учащихся на всех уроках - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции.

Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.

Конкретизация - мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример.

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии.

Понятие - это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения "вид - род". Это такие отношения, когда все предметы, входящие в "вид", входят и в "род", имеют общие существенные признаки. Например, сандалии - обувь, окунь - рыба.

Примеры заданий.

Подбери родовое понятие к следующим словам:

щука - …

липа - …

ромашка - …

картофель - …

грач - …

глаз - …

осень - …

оса - …

вилка -…

деление - …

метр - …

серебро -…

озеро - …

скрипка -…

Понятия могут относиться друг к другу и как "часть" - "целое", например: лист - часть дерева, ноготь - часть пальца.

Укажи целое, частью которого являются:

карман - …

крыло - …

плавник - …

ветка - …

рукав - …

ножка - …

окно - …

кабина - …

лепесток - …

циферблат - …

ступень - …

ручка - …

Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием (например, сосна, липа - деревья).

В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоположности:

Ясень, ветви, дерево, клен, лист (ясень, клен).

Повар, кастрюля, инженер, человек, чертеж (повар, инженер).

Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро).

Молоко, бутылка, магазин, масло, продавец (молоко, масло).

Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток).

Лев, хищник, охотник, ружье, тигр, жертва (лев, тигр).

Утро, время, день, сутки, солнце (утро, день).

Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет).

Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности. Например, добрый - злой.

Подбери противоположные понятия:

большой - …

свет - …

радость -…

храбрость - …

быстрый - …

тусклый - …

день - …

сладкий - …

печальный - …

начало - …

длинный - …

ложь - …

победа - …

смерть - …

молодость - …

бодрый - …

Назови вероятные причины следующих событий:

насморк - …

синяк - …

авария - …

ошибка - …

наказание - …

наводнение - …

опоздание - …

драка - …

Назови возможные следствия следующих событий:

засуха -…

праздник - …

сражение - …

молния - …

осень - …

опасность - …

переедание - …

болезнь - …

Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности, например: воскресенье - понедельник.

К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:

февраль - …

вторник - …

первый - …

вечер - …

Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол - обедать, стол - дубовый.

К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:

ложка - …(серебряная, есть).

бумага - …(белая, писать).

врач - … (детский, лечить).

калькулятор - …(электронный, считать).

библиотека - … (городская, книги).

Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.

В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.

Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:

гараж жаба банан пирог поле слеза утка туча чаща

ливер … кулак рынок … осада орел … сажа

В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.

Получите новое слова, изменяя первое на одну букву:

лес - … - … - … - бор

кошка - … - мышка

Приставьте козе рога (рога - коза) рога - роза - коза.

Доведите кота до сыра (кот - сыр) кот - ком - сом - сор - сыр.

Доведите мышку до норки (мышка - норка).

Протяните мост через реку (мост - река).

Назови одним словом следующие группы слов:

мак, ромашка, роза

чашка, тарелка, миска

рубашка, брюки, платье

морковь, капуста, свекла

кукла, мишка, мячик

Подбери нужное слово:

кровать - лежать, стул - …

малина - ягода, девять - …

человек - ребенок, собака - …

овца - стадо, буква - …

воробей - птица, окунь - …

волк - пасть, птица - …

растение - семя, птицы - …

бежать - стоять, кричать - …

Скажи одним словом:

Пример:

обвести вокруг пальца - обмануть

намылить шею - …

развесить уши - …

прикусить язык - …

бить баклуши - …

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

Пример:

автомобиль, тормоз - автор

колос, роза, вата - …

кора, лото, боксер - …

баран, рана, банка - …

Составь предложение, в котором бы были эти три слова:

медведь, озеро, карандаш

мальчик, клен, пень

лиса, варенье, лавка

Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.

Например: Председатель Пахом промчался по пыльному полю.

Упражнения проводятся на разных этапах урока.

Минутка чистописания.

1) Енот сетка ежиха пенал

-определите букву, она есть в каждом из данных слов и может разделить их на две равные группы.

2) Закваска подголосок мясистый

-определите букву, которая находится в корне каждого слова.

3) Детский тростник вестник отвечаю лестница местность трудный

-определите букву, она обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда.

4) Праз…ник ст…лица сер…це ур…жай ч…нил с…бака н…зина звёз…ный л…цо

-назовите буквы, с их помощью можно разделить данные слова на равные группы.

5) лампа лесной отлетел

-определите букву, она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук.

6) Отбойный фонтан привезти тема лето

-определите букву, она обозначает парный глухой твёрдый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз.

Словарно-орфографическая работа.

Цель: увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на интеллект.

озабевтбракдк

- определите два новых слова.

Щепка ужин шайба трубач

-определите новое слово. В нём имеется парный звонкий, всегда твёрдый шипящий согласный звук.

Б…р…да н…род ив…лга б…рьба уг..сание

л…пата иск…рка ог…ворка т…рговля ег…за

к…са кр…ситель атм…сфера

- соедините первые буквы существительных 1 склонения, в корне которых пишется гласная о и назовите новое слово.

магазин- покупатели

театр -зрители

транспорт- ?

- определите смысловую связь и назовите новое слово.

Работа с текстом.

Прочитайте части текста. Расположите их в правильной последовательности. Сформулируйте своё задание к составленному тексту и выполните его.

Позже люди н…учились варить (из) свеклы сах…р. Прод…вали его (в) аптеках как лекарство. Он был очень д…р…гой.

(В) давние времена люди не знали, что такое сахар. Они ели мё… . пили сла…кий сок клёна, липы, ч…й (с) дольками свёклы.

(В) Индии, (на) Кубе, получ…ют эту сладость(из) сахарного трос…ника. У него сла…кий стебель. Трос…ники срезают, бр…сают (в) котёл и вываривают (на) огне. Получаются кристаллики сахара.

Прочитайте текст. Вставьте в него подходящее по смыслу пропущенное предложение. Выполните к тексту задание на выбор.

  • Кошки часто умываются. Но они не только большие ч…стюли. Утром проснулись, пот…нулись и уже вылизывают себя (от) мордочки (до) лап. Собрались гулять- умываются. Погуляли, поели- опять вылизываются (с) головы (до) но… . Кошки слизывают (с) себя грязные крошки (от) еды и собственный запах. ________. (На) охоте они ждут свою добычу (в) засаде. Если добыча почует опасность, зверь останется г…лодным.

Выполните задание на выбор.

  • Напишите текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

  • Сгруппируйте слова по орфограммам. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

  • Сгруппируйте слова по орфограммам. К каждой группе добавьте по одному своему примеру. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Прочитайте текст. Определите его основную мысль и озаглавьте. Выберите подходящую к основной мысли текста пословицу и введите её в текст.

В…сной птицы прил..тают с з..мовок.(В) пути их ждут трудности и беды. (В) сыром мраке туманов они теряют д…рогу, разбиваются (об) острые скалы. М…рские бури ломают их перья, сбивают крылья. Птицы ум..рают (от) холода и стужи, гибнут (от) хищников, падают (под) выстрелами охотников. Ничто не останавливает крылатых странников. Через все преграды л…тят они (на) Родину, к своим гнёздам.

Пословицы:

  • Жить- Родине служить.

  • Родина любимая - мать родная.

  • Всякому мила своя сторона.

  • На чужой земле и весна не красна.

Прочитайте текст. Коротко сформулируйте обычай, о котором идёт речь. Введите составную фразу в подходящее место в тексте. Текст напишите, подчеркните знакомые орфограммы.

Лесной обычай.

Певчие птицы сбиваются в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай. Первый увидевший врага должен пискнуть или свистнуть. Стая успеет уйти от опасности. Если один попал в беду, стая поднимет крик и гам, устрашая врага.

Правильное и систематическое использование данной методики позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным для учащихся.

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.

Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для "умственного прорыва". Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.





Глава II: Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

Аннотация: Знакомство с программами развивающего обучения дает возможность осваивать новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса, понять необходимость перемен в образовательной деятельности и определить для себя направление в работе - интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка. Интеллект - основа субъективности. Ядром субъективизации выступает логическое мышление школьника, способствующее понятийному осмыслению окружающего мира. Поэтому субъективизация предполагает такое содержание учебного процесса, которые в первую очередь стимулирует развитие указанных качеств. В комплексе с ними успешно совершенствуется речь, память, внимание и прочие качества интеллекта учащихся. Методика проведения каждого этапа урока существенно меняется. Урок, проводимый средствами субъективизации, начинается с мобилизующего этапа. Упражнения рассчитаны на 2-4 минуты и призваны совершенствовать один из видов мышления ребенка: или наглядно- действенный, или словесно-логический. Одновременно с мышлением развивается внимание, память, речевая способность. В словарно-орфографическую работу вводится мини-мобилизующий компонент. С помощь. Специальных заданий, развивающие интеллектуальные качества, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально знакомиться. Для изучения нового учебного материала применяется частично-поисковый метод - совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока, в русле его сюжетной линии, с небольшой мыслительной нагрузкой. При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений учащихся путем специфического подбора компоновки языкового материала в лексико-орфографических упражнениях. Правильное и систематическое использование данной методики с первых дней обучения позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным для обучаемых.

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Это содержание требует повышения качества образования в общеобразовательных учреждениях за счет внедрения нового содержания и инновационных технологий, а это влечет апробацию нового содержания. «Новое содержание» способствует развитию личности ребенка, его становлению как субъекта разнообразных форм и видов деятельности, в том числе и учебной. В свою очередь специфика и сущность учебной деятельности предполагает не только самоизменение индивида самого себя как субъекта, но и способность фиксировать эти изменения. Такие перемены в обществе выдвигают на первый план проблемы поиска нового пути методической подготовки кадров для начальной школы.

Главный фактор данной методики ­субъективизация процесса обучения. Субъективизация - это способ организации работы обучаемого, так как именно в действии происходит формирование субъекта, становление его личности и реализация ее потенциальных возможностей. Под субъективизацией процесса обучения понимается сознательное социальное и активное включение школьника в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности. Для педагога на первый план выдвигается задача: оставаясь координатором учебного процесса, добиваться повышения его эффективности за счет максимального раскрепощения субъективного фактора, раскрытия и реализации потенциала личности каждого члена коллектива учащихся.

Интеллект - основа субъективности. Ядром субъективизации выступает логическое мышление школьника, способствующее понятийному осмыслению окружающего мира. Поэтому, субъективизация предполагает такое содержание учебного процесса, которое в первую очередь стимулирует развитие указанных качеств. В комплексе с ними успешно совершенствуется речь, память, внимание и прочие качества интеллекта учащихся.

Для реализации системы комплексного или интеллектуального развития в процессе обучения используются традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие учетно-контрольные, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов. Однако, методика проведения каждого этапа урока существенно меняется.

Урок, проводимый средствами субъективизации, начинается с мобилизующего этапа. Он проводится сразу после оргминутки. Его цель: в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлеченности школьника в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств. В его содержание входят три группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условное обозначение, воображаемые образцы). Упражнения рассчитаны на две - четыре минуты каждого урока и призваны совершенствовать один из видов мышления ребенка: или наглядно - действенный, или наглядно-образный, или словесно­логический. Одновременно с мышлением развивается внимание, память, сообразительность, речевая способность, Далее учащиеся с помощью специально -разработанных приемов самостоятельно определяют букву, предназначенную для письма на минутке чистописания.

Например: «Прочитайте написанные на доске слова (бумага, гиря, ряд.). Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

Слова подбираются с таким расчетом, чтобы в каждом из них присутствовала буква, которая обозначала бы звук, отличающийся от искомого всего по одному по показателю. Выполнение такого вида упражнений стимулирует развитие речи, аналитико-синтетическое и логическое мышление. у школьников происходит активное накопление лингвистических знаний, умений и навыков.

В словарно-орфографической работе также изменились структура и методика про ведения урока. К его структурному изменению относится введение мини - мобилизирующего компонента. Он дается перед ознакомлением учащихся с лексическим значением нового слова. С помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально знакомиться.

Например: учащиеся под диктовку пишут слова: топор, звук, дровишки, солнце, свобода. После этого учитель дает задание: «Последовательно соедините буквы, являющиеся в данных словах орфограммами, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке» (слово «около»).

Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично­поисковым методом, во время которого дети составляют определение, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, детей друг с другом, здесь идет поиск, анализ, сопоставление, обобщение. Для изучения нового учебного материала применяется частично-поисковый метод - совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. В старших классах начальной школы вполне оправданно результативное применение проблемного метода. Он предполагает создание учителем проблемной ситуации, исследование ее учащимися и формулирование ими вывода.

Например: изучается тема: «Три склонения имен существительных». Учитель пишет на доске слова: страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, поле, дочь, озеро. Он организует беседу:

- Прочитайте написанные на доске слова. Найдите в них общее. Разделите данные имена существительные на группы, ориентируясь на таблицу (таблица «Окончание имен существительных мужского рода, женского рода, среднего рода, 2, 3 склонения):

  1. Назовите имена существительных, которые вы отнесли к первой группе.

  2. Назовите имена существительных, которые вошли во вторую группу.

  3. Какие слова составили третью группу?

  4. По каким признакам вы группировали имена существительные? (по роду и окончанию).

С помощью рода и окончания можно определить склонение имени существительного. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Ориентируясь на таблицу, скажите, какие существительные относятся к первому склонению?

Какие существительные относятся ко второму склонению? Какие существительные относятся к третьему склонению? Как определить склонение имени существительного именительном падеже единственного числа?

Обобщите проведенные рассуждения по плану:

1) Что такое склонение?

2) Какого склонения бывают имена существительные?

3) Какие существительные относятся к первому склонению?

4) Какие существительные относятся ко второму склонению?

5) Какие существительные относятся к третьему склонению?

План заранее готовится учителем. Его пункты составляются таким образом, чтобы при ответе на них учащиеся смогли самостоятельно сделать необходимый вывод по следам своих рассуждений, сформулировать новое понятие или правило. Такой вид работы требует от детей напряженной мыслительной деятельности, умение правильно выражать свои мысли, обеспечивает свободное владение аналитико-­синтетическими действиями, обучает логике в рассуждениях.

Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока, в русле его сюжетной линии, с небольшой мыслительной нагрузкой. Подобным образом организованная и проводимая физкультминутка не разрывает, а соединяет между собой структурные части урока.

При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений учащихся путем специфического подбора компоновки языкового материала в лексико-орфографических упражнениях.

Практический опыт показывает, что правильное и систематическое использование данной методики с первых дней обучения позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным для обучаемых. Так, на вопрос анкеты: «Какой урок для тебя наиболее интересен?» из 14 учащихся 8 назвали урок русского языка.

Развитие интеллектуальных качеств учащихся влияет на улучшение орфографической зоркости. При написании итогового диктанта за 1 полугодие из 14 писавших никто не получил «2». У четырёх учеников оценка «З». На оценку «5» написали 4 человека. Это достигается лишь в тех случаях, когда во всех видах учебно-воспитательной работы по русскому языку учитель отдает предпочтение методам и приемам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы учащихся, такие как анализ, обобщение, оценка явлений и он осваивает их специфику; способствует самостоятельной деятельности учащихся; использует тактику качественного изменения знаний; не злоупотребляет упражнениями репродуктивного характера, основанными на подражании. Таким образом, видно, что эффективность приведенной методики зависит от деятельности учителя.



© 2010-2022