- Преподавателю
- Начальные классы
- Правописание мягкого знака после шипящих
Правописание мягкого знака после шипящих
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Елизарова О.А. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 4 классе
по теме «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи».
Цели
Предметные:
- проверить уровень усвоения теоретического материала и
практических умений по правописанию мягкого знака после
шипящих на конце кратких прилагательных, глаголов.
- сформировать умение применять правила на практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий
регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму
личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения
познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи.
Методы: беседа, проблемное изложение, решение познавательных задач.
Ход урока:
-
Организационный момент. Мотивация учащихся
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. От ваших улыбок выглянуло солнышко и будет с нами весь урок.
-
Определение темы урока
-Какое слово здесь лишнее. СЛАЙД 1
помощь идёшь могуч беречь пруд силач прочь задач
-Какое слово лишнее? (пруд)
-Почему? (так как слово с другой орфограммой-парной согласной, а остальные слова - с шипящей на конце слова).
-На какие группы можно разделить оставшиеся слова? (Ь после шипящих в сущ.жен.рода, Ь в глаголах, в кратких прилагат.)
-Ребята, как вы считаете, как будет называться тема урока СЛАЙД2
-Правильно. Сегодня будем работать над орфограммой «ь после шипящих в разных частях речи».
-Как нам не ошибиться в написании этой орфограммы? Что для этого нужно знать (знать части речи и особенности правописания Ь после шипящих в них).
- Чтобы узнать с какой частью речи будем работать выполните задание:
ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ ИЛИ ЗАМЕНИТЕ ОДНИМ СЛОВОМ
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок.
(Ключ)
Утка в море,
Хвост на заборе.
(Ковш)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь)
Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
А потом вдруг убежала.
(Ёж)
• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
• Футбольное соревнование (Матч)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
• Его надевают в дождь (Плащ)
• Маленький ребёнок (Малыш)
• Добыча охотника. (Дичь)
• Середина ночи. (Полночь)
• Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
• Тихая безветренная погода. (Тишь)
ЧТО МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ? СЛАЙД 3
(ПОВТОРИТЬ ПРАВИЛО) МНОЖ.ЧИСЛО!!!!!!!
КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ ЯВЛЯЮТСЯ ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА?СЛАЙД 4
ОБРАЗУЙТЕ словосочетания образовав краткую форму прилагательного от полной формы.
Дремучий лес -
Хороший вкус -
Певучий голос -
Свежий хлеб - СЛАЙД 5
Что надо запомнить о правописании кратких прилагательных с шипящим на конце? СЛАЙД 6
Физкультминутка:
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите - ка вприсядку.
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните
Всё в порядок приведите
И думать, друзья, начните!
- В считалочке выполняли определенные действия.
В русском языке какой частью речи являются слова, которые обозначают действия?
- что знаем о правописании Ь у глаголов после шипящих?
СЛАЙД7
А сейчас выборочный диктант.
ВЫПИСАТЬ ГЛАГОЛЫ И ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ.
Тише едешь, дальше будешь. Что посеешь, то и пожнёшь. Упустишь минутку, потеряешь часы. Время не птица, за хвост не поймаешь.
С ГЛАГОЛОМ ЕДЕШЬ СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
КАКАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ?
Семь вопросов - просто чудо!
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
_ ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОПИСАНИИ Ь В НАРЕЧИЯХ?
СЛАЙД 8,9
СЛАЙД 10,11
-ДАВАЙТЕ СОСТАВИМ АЛГОРИТМ И СДЕЛАЕМ ВЫВОД О НАПИСАНИИ Ь В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
Алгоритм Ь после шипящих в разных частях речи
1. Определи часть речи.
2. Если существительное, то определи склонение:
1 скл. - туч (р.п.)
2 скл. - шалаш
3 скл -ь ночь
3. Если прилагательное, то "ь" никогда не пишется: шипуч, колюч
4. Если глагол,то "ь" всегда пишется :съешь, купаешься, сберечь
5. Если наречие, то "ь" пишется всегда (кроме уж, замуж,
невтерпеж):навзничь, настежь, прочь
- А СЕЙЧАС ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
- Когда пишется Ь после шипящих, а когда не пишется?
-Я уверена, в средней школе, вы не раз возвратитесь к этой теме и будете радовать всех своими знаниями.
-
Оценка учащихся:
-Ребята! Вы отлично работали, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой..
6