Правописание мягкого знака после шипящих

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе

по теме «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи».

Цели

Предметные:

- проверить уровень усвоения теоретического материала и

практических умений по правописанию мягкого знака после

шипящих на конце кратких прилагательных, глаголов.

- сформировать умение применять правила на практике.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий

регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму

личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения

познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов

коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи.

Методы: беседа, проблемное изложение, решение познавательных задач.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. От ваших улыбок выглянуло солнышко и будет с нами весь урок.


  1. Определение темы урока

-Какое слово здесь лишнее. СЛАЙД 1

помощь идёшь могуч беречь пруд силач прочь задач

-Какое слово лишнее? (пруд)

-Почему? (так как слово с другой орфограммой-парной согласной, а остальные слова - с шипящей на конце слова).

-На какие группы можно разделить оставшиеся слова? (Ь после шипящих в сущ.жен.рода, Ь в глаголах, в кратких прилагат.)

-Ребята, как вы считаете, как будет называться тема урока СЛАЙД2

-Правильно. Сегодня будем работать над орфограммой «ь после шипящих в разных частях речи».

-Как нам не ошибиться в написании этой орфограммы? Что для этого нужно знать (знать части речи и особенности правописания Ь после шипящих в них).

- Чтобы узнать с какой частью речи будем работать выполните задание:

ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ ИЛИ ЗАМЕНИТЕ ОДНИМ СЛОВОМ

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок.

(Ключ)

Утка в море,

Хвост на заборе.

(Ковш)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.

(Мышь)

Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

А потом вдруг убежала.

(Ёж)

• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)

• Футбольное соревнование (Матч)

• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)

• Его надевают в дождь (Плащ)

• Маленький ребёнок (Малыш)

• Добыча охотника. (Дичь)

• Середина ночи. (Полночь)

• Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)

• Тихая безветренная погода. (Тишь)

ЧТО МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ? СЛАЙД 3

(ПОВТОРИТЬ ПРАВИЛО) МНОЖ.ЧИСЛО!!!!!!!

КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ ЯВЛЯЮТСЯ ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА?СЛАЙД 4

ОБРАЗУЙТЕ словосочетания образовав краткую форму прилагательного от полной формы.

Дремучий лес -

Хороший вкус -

Певучий голос -

Свежий хлеб - СЛАЙД 5

Что надо запомнить о правописании кратких прилагательных с шипящим на конце? СЛАЙД 6

Физкультминутка:

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите - ка вприсядку.

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните

Всё в порядок приведите

И думать, друзья, начните!

- В считалочке выполняли определенные действия.

В русском языке какой частью речи являются слова, которые обозначают действия?

- что знаем о правописании Ь у глаголов после шипящих?

СЛАЙД7

А сейчас выборочный диктант.

ВЫПИСАТЬ ГЛАГОЛЫ И ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ.

Тише едешь, дальше будешь. Что посеешь, то и пожнёшь. Упустишь минутку, потеряешь часы. Время не птица, за хвост не поймаешь.

С ГЛАГОЛОМ ЕДЕШЬ СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

КАКАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ?

Семь вопросов - просто чудо!

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

_ ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОПИСАНИИ Ь В НАРЕЧИЯХ?

СЛАЙД 8,9

СЛАЙД 10,11

Правописание мягкого знака после шипящих

-ДАВАЙТЕ СОСТАВИМ АЛГОРИТМ И СДЕЛАЕМ ВЫВОД О НАПИСАНИИ Ь В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Алгоритм Ь после шипящих в разных частях речи

1. Определи часть речи.

2. Если существительное, то определи склонение:

1 скл. - туч (р.п.)

2 скл. - шалаш

3 скл -ь ночь

3. Если прилагательное, то "ь" никогда не пишется: шипуч, колюч

4. Если глагол,то "ь" всегда пишется :съешь, купаешься, сберечь

5. Если наречие, то "ь" пишется всегда (кроме уж, замуж,

невтерпеж):навзничь, настежь, прочь

- А СЕЙЧАС ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Правописание мягкого знака после шипящих

- Когда пишется Ь после шипящих, а когда не пишется?

-Я уверена, в средней школе, вы не раз возвратитесь к этой теме и будете радовать всех своими знаниями.


  1. Оценка учащихся:

-Ребята! Вы отлично работали, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой..







6

© 2010-2022