Урок русского языка на тему Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? ( 2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
  1. Панченко Надежда Александровна
  2. МБОУ СОШ № 52
  3. Учитель начальных классов
  4. Русский язык
  5. 2 класс
  6. Тема: «Слова, слова, слова…», урок № 12
  7. «Русский язык», 2 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  8. Цель урока:
познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. 9. Задачи: - обучающие: находить в словах корень, образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; - развивающие: аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать. - воспитательные: побудить учащихся к активности, воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, сохранять и укреплять здоровье. 10. Тип урока: изучение нового материала. 11. Формы работы учащихся: в парах, группах, самостоятельно. 12. Необходимое техническое оборудование: компьютерное и мультимедийное оборудование. 13. Структура и ход урока. Таблица 1.

№ п/п

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время


1.

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Демонстрируют готовность к уроку

1 минута.

2.

Минутка чистописания.

Послушайте стихотворение и узнайте, какую букву будем писать:

Чижик был в гостях у тетки,

Он на чай летал к чечетке.

Чудо - чай

Вечерком

Да вприкуску с червячком

Са-хар-ным!

(Буква ч.)

Какой звук обозначает буква ч?

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас совсем не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

Слушают учителя, узнают, какую букву будут писать.


Согласный, глухой, всегда мягкий.

Дети занимают правильную посадку при письме, прописывают букву Чч.

3 минуты.

3.

Орфографическая минутка.

На доске записаны слова: щуплый, чугунный, внучата, прощальный, кувшин, пружина, выращу, душистый.

На какие группы можно разделить слова?

(По орфограммам: жи-ши, ча-ща, чу-щу.)

Разделите лист тетради на три столбика.

Читает слова.

Проверьте, все ли правильно записали ребята у доски. Составьте устно предложение, включив в него как можно больше записанных слов.


Три ученика работают на обратной стороне доски. Дети на местах записывают слова в нужный столбик.

Проверяют написанное.

Составляют предложение.

6 минут.

4.

Самоопределение к деятельности.



Работа по учебнику.






Ресурс № 1

Что такое корень? (N 193392)

На доске запись : часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.

Назовите только однокоренные слова. (Часовщик, часы, часики, часовой.)

Как называется общая часть однокоренных слов?

Какие слова называются однокоренными?

Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке?

(Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?) Откройте учебник, прочитайте тему урока на с. 61.

Выпишите из слов записанных на доске однокоренные и выделите корень.

Упражнение 84 (с. 61)

Почему так написаны слова? (Дом-, слон- -это одинаковая часть в словах.)

Докажите, что в первой группе слова родственные. (Есть общая часть, все слова близки по значению.)

Докажите, что во второй группе слова родственные.

Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.

Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. Почему корень - главная часть родственных слов?

Дети называют слова, отвечают на вопросы.


Читают тему урока.

Выписывают однокоренные слова, выделяют корень.

Читают упражнение, отвечают на вопросы.

Называют признаки однокоренных слов.

Списывают родственные слова, выделяют корень.

Читают правило.

Высказывают свои предположения.

Прослушивают текст ЭОР.

7 минут.

ЭОР -1 минута.

5.

Физкультминутка.


Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

Дети встают,

выполняют ходьбу на месте, руки поднимают вверх, прогибаются назад, руки кладут за голову и приседают.

2 минуты.

6.

Закрепление изученного материала.























Игра «Кто больше составит слов?»









Ресурс № 2

Корень дерева и корень слов (N 193376)







Учитель читает стихотворение.

Как то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

Был он только словом.

Разрастаться стало вскоре

Это слово, слово -корень,

И плоды нам принесло - Стало много новых слов.

Дает задание: подобрать как можно больше однокоренных слов.

I группа с корнем -лес-

II группа - зим-

III группа с корнем -вод-

Упр. 85 (с. 61)


Прослушивают стихотворение и текст ЭОР. Определяют место корня в однокоренных словах.

Делятся на группы. Побеждает та группа, которая наберет большее количество однокоренных

слов.

Выполняют самостоятельно. Взаимопроверка. Взаимооценка.

8 минут.

ЭОР -1 минута.

7.

Работа в рабочих тетрадях.


упр. 50 (с. 25)

Дети работают в парах. Взаимопроверка.

4 минут.

8.

Физкультминутка для глаз.


Показывает порядок выполнения упражнений на схеме.

Дети выполняют движения глазами по схеме.

1 минута.

9.

Рефлексия.

Читает текст.

Ель растет на влажных местах. В густой тени елового леса растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хороши елочки зимой. Сквозь зеленую чащобу елок трудно пробраться человеку.

Дети выписывают только однокоренные слова и выделяют в них корень.

Проверка с образцом на слайде. Самооценка с помощью «светофора».

5 минут.

10.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

- Что такое корень?

- Назовите синоним слову родственные. (Однокоренные.)

- Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова?

Кому еще нужно время, чтобы разобраться в этой теме?

Выполнить упр. 88 (с.62). Программный уровень. Дописать в каждую группу по два однокоренных слова.

Отвечают, что такое корень слова, называют синоним.

Отвечают с помощью «светофора».

По желанию дописывают слова.

2 минуты.


Приложение к плану-конспекту урока. Таблица 2.

№ п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1. Что такое корень? (N 193392) Текст с иллюстрациями Иллюстративный материал, направленный на изучение однокоренных слов files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4cdf6c5c-633a-4c3f-abcb-28a320286261/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BTE_002%5D.swf
2. Корень дерева и корень слов (N 193376) Анимация Задание направленное на изучение однокоренных слов

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf


© 2010-2022