- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира на тему «Дикие и домашние животные»
Урок окружающего мира на тему «Дикие и домашние животные»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гребнева В.А. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира на тему «Дикие и домашние животные»
проведённого в рамках заседания школьного методического объединения
учителей начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки
ФИО
Гребнева Вера Алексеевна
2
Место работы
ГБОУ СООШ п.г.т. Осинки
3
Должность
Учитель начальных классов
4
Предмет
Окружающий мир
5
Класс
2 класс
6
Тема урока в теме
«Дикие и домашние животные»
7
Тип урока
Объяснение нового материала.
8
Дата проведения:
28.10.2015 шмо от 12 ноября 2014 года
9
Место проведения
ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки.
10
Формы урока
Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
11
Технологии
Деятельностное обучение, технологии проблемного и критического обучения, проектные технологии, информационно-коммуникационные технологии.
12
Базовый учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир 2 класс» в 2 частях»,. - М: Просвещение, 2011г. Разработан на основе УМК «Школа России» и ориентирован на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Цель урока: Образовательные: дать представление о диких и домашних животных, показать их разнообразие; формировать понятия «дикие» и «домашние животное»; обрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних; обучение выделению единственных признаков животных; учить детей анализировать, делать вывод. Развивающие: развивать познавательную активность; развивать память, внимания, речь; повышение учебной мотивации учащихся путем использования на уроке интерактивный школьной доски. Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Задачи урока:
- обобщить знания учащихся о диких и домашних животных;
- расширить представления учащихся о разнообразии домашних животных, их значение для человека;
- формировать общеучебные умения и навыки: сравнения, обобщения, способности делать выводы;
- формировать умение выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения;
- развивать речь, внимание, мышление, познавательный интерес и умение делать выводы, основанные на выполненных действиях;
- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к животным, природе и к окружающей среде в целом;
- воспитывать у детей чувство товарищества и взаимопомощи, ответственности.
Новые образовательные технологии: здоровьесберегающая, технологии развивающего обучения, проблемное обучение, проектные технологии.
Методы обучения:
-
фронтальный метод;
-
групповой метод;
-
практический метод;
-
познавательная игра;
-
ситуационный метод;
-
игровой метод;
-
метод проекта (частично-поисковый.
-
исследовательский (анализ, сравнение и обобщение);
Планируемый результат
Предметные:
-
Находить связи в природе, между природой и человеком.
-
Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
-
Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
-
Выделять характерные особенности домашних животных.
Метапредметные:
Регулятивные:
-
Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
-
Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные:
-
Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
-
Выполнять действия по образцу.
-
Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
-
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
-
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
-
Строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
-
Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.
-
Развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
-
Осознание необходимости учения.
-
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
-
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
-
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
-
Учиться выражать свое мнение.
Межпредметные связи: Литературное чтение, изобразительное искусство
Ресурсы:
-
учебники А. А. Плешакова «Окружающий мир» 2 класс, рабочие тетради;
-
плакат «Природа»;
-
картины художников;
-
картинки с изображением животных и человека;
-
рисунок дерева;
-
сигнальные карточки «лес», «дом»;
-
смайлики для рефлексии;
-
таблица свойств животных;
-
карточки для индивидуальной работы с учащимися VII вида;
-
фонограмма «Звуки леса»;
-
презентация к уроку;
-
компьютер, экран, проектор, итеративная доска;
-
магнитная доска.
Выставки: книг о животных, рисунков, молочной продукции.
Технологическая карта урока
Этап урока
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты 1. Организационный момент. Цель: Организовать направленное внимание на начало урока. (Слайд №1) Громко прозвенел звонок- Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Звучит фонограмма «Звуки леса» Приготовление к уроку. Приветствие учителя. Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование в поведении моральным и этическим требованиям. Метапредметные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания Цель: Актуализировать имеющие знания о растениях. Мотивировать обучающихся к изучаемой теме Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний. - Ребята, обратите внимание, какое замечательное название урока - "Мир вокруг нас!" И как красив, удивителен этот мир. (Слайд № 2) В нём множество загадок - только разгадывай. Но, не будем отступать от своих правил и урок начнём с …повторения пройденного материала. - О чём шла речь на прошлом уроке? (Речь шла о дикорастущих и культурных растениях.) 2 Фронтальный опрос. (Слайд № 3) -На какие 2 группы можно разделить все растения? -Как называются растения, специально выращенные человеком? (Культурные растения.) (Слайд № 4 ) -Какие 3 группы культурных растений вы помните? -Какие ещё бывают растения? (Дикорастущие.) (Слайд № 5) -Какие 3 группы дикорастущих растений вы помните? Приведите примеры. (Слайд № 6) -Какое значение для человека имеют растения? (Кормят, одевают, лечат, дают много полезных веществ.) (Слайд №7 ) -А сейчас мы поиграем с вами в игру «Молчанка». Приготовили сигнальные карточки. Игра «Молчанка» с проблемной ситуацией. Показываю картинку с изображением разных представителей культурных и дикорастущих растений. Если учащиеся считают, что растение культурное, поднимают знак - дом, а если дикорастущее - лес. (Слайд № 8-17) -Гладиолус, клубника, орешник, одуванчик, груша, жёлуди, смородина, капуста, (Дикорастущее, дети должны доказать, что это культурное растение.), шишки. -Ребята, а кто любит шишки и запасает их на зиму? (Белка.) -А я нашла картинку белки. (Картинка лежит на столе учителя.) -А где она живёт? (В лесу.) -Куда мы её поселим? (В лес.) Прикрепляю картинку на лесную зону проекта. -Ребята, как вы думаете, к какой группе животных относится белка? (Зверь.) -А на какие 6 групп мы делим всех животных? Кто помнит? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.) - Молодцы! Вспоминают изученный материал.
Вспоминают группы животных, составляют схему.
Приводят примеры. (Культурные и дикорастущие растения.)
Приводят примеры. (Деревья- яблони…, Кустарники - крыжовник…,травянистые - помидора…) Приводят примеры. (Деревья- берёза…, Кустарники - сирень…,травянистые - лопух…)
Готовят сигнальные карточки Личностные: проявление познавательной активности Метапредметные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Предметные: повторение пройденного материала; сравнивать объекты природы, делить их на группы. 3.Изучение нового материала Цель: Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения отгадывать загадки, развитие умения объяснять смысл названий, используя этимологию. -А теперь отгадаем загадки. Готовы? На столах учащихся лежат картинки животных.
Не мой бы труд,
Не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь в отставке буду скоро. (Лошадь) - Кто это, ребята? (Лошадь) -Найдите у себя на столе картинку лошади. Куда вы её прикрепите? (Ближе к дому.) -И так, если вы считаете что животное дикое, то селим его в природу, а домашнее - к жилищу человека. Будьте внимательны!
Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком. (Корова)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравей)
Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит. (Петух)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела) Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь) Не зверь, и не птица, Всего боится. Наловит мух - И в воду - плюх! (Лягушка) Земноводные По мере разгадывания вывешиваются картинки животных. -Давайте проверим нашу работу. Всех ли мы поселили правильно? -Ребята, животные здесь живут, а как мы назовём эту группу животных? (Дикие - домашние животные.) Прикрепить таблички (Слайд №18) -Ребята, как вы думаете, какая будет у нас сегодня тема урока? («Дикие и домашние животные») (Слайд №19 ) -Зная тему, сформулируйте цели урока. Чему мы должны сегодня научиться? Всё ли мы знаем о жизни животных? (Научиться различать диких и домашних животных, больше узнать о жизни животных; создать проект урока.) -Для того чтобы научиться различать диких и домашних животных, мы создадим проект нашего урока. Показать. -Чтобы работа была плодотворной, надо четко и быстро выполнять все задания, уметь формулировать свои мысли, не бояться задавать вопросы и показывать свои знания. -И так, продолжим? (Слайд № 20) -Каких животных мы называем дикими? Приведите примеры и докажите, что это действительно дикое животное. При затруднении задать наводящие вопросы: Где живут? Кто их кормит? Кто строит им жильё? Кто заботится об их потомстве? (Живут в лесах, водоемах, сами заботятся о потомстве, сами добывают еду, сами строят жильё.) -Проверим наше предположение в У. на стр. с.73..(1 абзац) (Слайд № 21) -Ребята, а к какой группе мы отнесём этих животных? Почему? (Эти животные живут рядом с человеком. Человек их кормит, строит им жилища, помогает им выращивать потомство, выводит новые породы.) (Слайд № 22) Вывод: Животные, которых люди разводят, используют в своём хозяйстве, называют… домашними. -Проверим наше предположение в У. на стр. 74. (2 абзац) (Слайд №23 )
Дети отгадывают загадки и выясняют, что им необходимо, чтобы разделить всех животных на две группы. Называют группу диких и группу домашних животных.
- О животных
- Дикие и домашние животные.
- Рассматривают иллюстрацию в учебнике с.73.
- (Примерный ответ. Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.)
- (Примерный ответ. Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними.)
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. 4. Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала Цель: Сформировать у детей представление о диких и домашних животных с помощью тренировочных упражнений в учебнике и в рабочей тетради. Игра «Отгадай детёныша» - Сейчас я буду вам называть животного, а вы по рядам хором его детёныша: 1 Свинья - поросёнок; Корова - телёнок; Утка - утёнок;
2 Лошадь - жеребёнок; Овца - ягнёнок; Кошка - котёнок;
3 Курица - цыплёнок; Собака - щенок; Тигр - тигрёнок. -А сейчас…(Слайд № 25) Если задание выполнено неверно - хлопок, исправить и доказать. «Дикие животные» Живут в лесах, водоемах. Сами заботятся о себе. Сами добывают пищу. Сами заботятся о потомстве. Сами строят себе жильё. «Домашние животные» Живут с человеком. Человек строит им жильё. Человек выводит новые породы. Человек ухаживает за ними. Человек кормит их. Человек заботится о потомстве. -Так на какие группы можно разделить всех животных? (Дикие и домашние.) -Молодцы! Спасибо, садитесь. (Слайд № 26) -А как вы думаете, всегда ли на Земле существовали домашние животные?
Играют в игру, определяют детёнышей. Ответы детей. Отмечают в учебнике фишками разного цвета диких и домашних животных. Определенный сигнал смайлика соотносят с названием животного.
Работа в парах. Высказывают предположения, делают вывод. Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности; проявляют познавательную самостоятельность и активность; умение адаптироваться к сложным учебным ситуациям. Метапредметные: высказывание своего мнения; аргументация своего мнения; выполнение действий по заданному алгоритму; контроль деятельности по ходу выполнения задания. Предметные: соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных. 5.Закрепление новых знаний и способов деятельности. Цель: - Организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения; - стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий. Проводит тест. («Окружающий мир. Тесты. 2 класс », с. 27-28) Проверь себя: Б, Б, Г, В. Путем размышлений отвечают на вопросы теста. (Самостоятельно читают вопросы и выбирают правильный ответ.) Самопроверка по образцу на доске. Личностные: ответственное отношение к выполнению заданий. Регулятивные: умения вести самостоятельный отбор информации; умение выполнять учебное действие; контроль деятельности по ходу выполнения задания; оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные: умение работать индивидуально. Предметные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; проверка правильности результата при ответе на вопросы теста. 6. Подведение итогов занятия. Цель: установить степень усвоения темы; подвести итог проделанной работы на уроке. Предлагает сделать выводы. -Сегодня на уроке мы говорили о диких и домашних животных. Чем же домашние животные отличаются от диких? - На какие 2 группы можно ещё разделить всех животных? -Чем домашние животные отличаются от диких? -Приведите примеры диких и домашних животных. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!"
Звучит фонограммы «Звуки леса» А знаете ли вы, ребята, что предком наших коров был - дикий тур. (Слайд №27) Много тысяч лет назад люди стали приводить и держать в загонах молодых турят. Понятно, что с взрослым животным им было, не справится. Видите, какие рога у тура. Он очень сильный. Даже с молодыми турятами было очень трудно. Одни убегали обратно в леса, другие становились очень свирепыми. Оставляли только самых смирных. От них и пошли первые домашние коровы. (Слайд №28). О том, что корову можно доить и получать чудесную пищу - молоко, люди узнали намного позже. Корова и сейчас оправдывает своё старинное название - кормилица. -Ребята, поднимите руку у кого дома есть корова. -А как вы помогаете ухаживать за ней? -Корова даёт молоко. А что ещё можно сделать из молока? (Масло, сливки, творог, сметана, сыр, кефир, простокваша.) (Слайд №29 ) Обратить внимание на выставку. -Ребята, посмотрите какое разнообразие можно сделать из молока! -Совершенно верно. Вот какая коровка-кормилица. А вы любите молоко? Пейте дети молоко - будете здоровы. -Ребята, а как вы думаете, легко ли приручить животное? (Предположения детей.) -Один из самых древних и верных приёмов приручения - предложить пищу голодному животному. Но даже для животного пища не самое главное. Есть что-то сильнее голода и усталости, боли и смерти - есть сила, которая привязывает животное к человеку нерушимыми узами верности. Животное может отказаться от пищи и погибнуть, потеряв любимого хозяина, оно всецело предано человеку. В прекрасной книге «Маленький принц» (Показать книгу) французского писателя Антуана Сент-Экзюпери (Слайд №30) Лисёнок сказал Маленькому принцу: «…не забывай, ты всегда в ответе за тех, кого приручил.» Помните эти слова! -Ребята, а какую роль сыграл человек в том, чтобы дикие животные стали домашними? Предположения детей. -Подскажите, где следует поместить человека на нашем проекте? (В центре, между природой и домом.) -А каких домашних животных вы видели сами или, может быть, они живут рядом с вами? Как вы помогаете заботиться о них? -К миру домашних животных относятся не только звери, но и птицы, рыбы и насекомые. Как вы думаете, какие? (Слайд № 31-40) - Вы хорошо работали на уроке. Я хочу убедиться в том, что наш урок не прошёл даром, и вы усвоили изученный материал. Проверим, всё ли вы запомнили, внимательны ли вы были на уроке? На экране появляется слайд с названиями различных животных. Из каждой строчки дети должны выбрать лишнее животное, и сказать по какому признаку определяли. Какое из животных лишнее. Почему? (Слайд №41) Лиса, волк, медведь, коза. Свинья, лось, лошадь, собака. Котёнок, жеребёнок, щенок, корова. -А сейчас мы поиграем с вами в игру «Молчанка». Приготовили сигнальные карточки. Игра «Молчанка» (Слайд №42) Учитель называет животных, а учащиеся, если считают названное животное диким, поднимают знак - лес, а если домашнее животное, то поднимают знак - дом. Тигр, олень (и дикое, и домашнее, т.к. на севере люди разводят оленей и их называют оленеводами), корова, волк, курица, заяц, кошка, медведь. Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 75, в рамке). Ответы детей (для подведения итога) Человек должен бережно относиться ко всем живым существам, что нас окружают.
Путем размышлений отвечают на вопросы.
Обращают внимание на выставку и делают вывод о том, какая продукция производится из молока.
Рассказывают о том, как они заботятся о своих домашних питомцах.
Личностные: проявление познавательной инициативы. Метапредметные: осознанно использовать речевые средства для представления полученных знаний; высказывание своего мнения; аргументация своего мнения; развитие умения делать выводы. Предметные: закрепление знаний о группах животных и их существенных признаках; умение оценивать достигнутые результаты. 7. Этап информации обучающихся о домашнем задании. -А чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание. (Слайд №43) Дома вы ещё раз прочитаете в учебнике о диких и домашних животных на стр. 66-69. Узнаете ещё одну тайну из жизни животных, а на следующем уроке непременно мне расскажите. В тетради выполните задание на стр. 26 № 3. -Оценки за урок. Молодцы! (Слайд №44) -Следующий урок мы начнём с повторения. Я предлагаю вам, по желанию, взять рисунок, раскрасить его и вырезать. Он нам понадобится для работы на следующем уроке. Раздать детям раскраски. Дети записывают домашнее задание. Личностные: понимание обучающимися цели и содержания д/з; проявление познавательной активности при выборе д/з. Метапредметные: умение работать индивидуально самостоятельно в домашних условиях. Предметные: повторение пройденного материала дома. 8. Рефлексия деятельности. Цель: Научить обучающихся:
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности;
- сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
Литература и информационные источники.
- Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А. Плешаков.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007.
- Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».-2 класс М.: «Вако», 2004. - (Серия «В помощь школьному учителю»).
- Муковникова О.Г. Природоведение 2 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». Программа 1-4. - Волгоград: Учитель, 2002.
- Развивающие занятия в начальной школе: метод.пособие/ Л.В. Мищенкова. - М: Дрофа, 2007. - (Библиотека учителя начальной школы)
- Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3: ИЗО, музыка, окружающий мир. Практ. пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб.заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008.
- Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч. (автор А.А. Плешаков, 10-е изд., испр. и доп.- М.: «Просвещение», 2009 - (Школа России).
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса: В 2-х ч. (автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение» - (Школа России).
- От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
- Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
- Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, А.А. Румянцев, издательство «Просвещение»).
- biblioteka-mel.ucoz.ru/lo
- iramaks.ucoz.ru/publ/http_iramaks_ucoz_ru_publ_1/moi_razrabotki/3-1-0-
- sc13.ru/modules.php?name=Content&op=showpage&pid=66
- webmechta.com
15