- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок Пустыня. Растения и животные пустынь
Урок Пустыня. Растения и животные пустынь
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Идиятулина Г.А. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГУ «Общеобразовательная средняя школа №4»
Учитель начальных классов: Идиятулина Галина Анатольевна (1 уровень)
Предмет: познание мира класс: 4
Тема урока: Пустыня. Растения и животные пустынь. Цели урока: смогут сформировать представление о природном сообществе - пустыня; познакомить с разнообразием растений и животных пустыни, совершенствовать знания о природных сообществах степей и лугов; развивать мыслительные, коммуникативные, оценочные навыки ( самооценку, взаимооценку), навыки грамотной и красивой устной речи; воспитывать коллективизм, сплочённость, ответственность.
Общие положения
Тип урока: усвоение знаний
Формы работы: работа в группах, парах; индивидуальная,
Методы: перцептивные, логические, гностические, частично-поисковые, методы мотивации к учению, метод стимулирования долга и ответственности в учении.
Технология: критического мышления, сотрудничества
Ожидаемые результаты Знают о природном сообществе - пустыня, противопоставляют с природными сообществами степи и луга; демонстрируют знания о разнообразии растений и животных пустыни, дифференцируют знания о природных сообществах степей и лугов; развивать мыслительные, коммуникативные, оценочные навыки ( самооценку, взаимооценку), навыки грамотной и красивой устной речи; работают в группах сплочённо, ответственно.
Этапы урока
Виды работ, стратегии
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ресурсы
t
Вводная часть
Психологический настрой
Просмотрите притчу и скажите, чему она вас учит.
Я желаю вам удачи, ребята, и уверена в том, что каждый из вас постараться работать на уроке на пять! Все в ваших руках, ребята!
А что держал в руке человек?
- К какому природному сообществу относится бабочка?
Просматривают видеоролик «Все в твоих руках».
- Притча учит, что все зависит от нас самих, т.е. какие силы мы приложим, такой и будет результат.
- Он держал бабочку.
-Это природное сообщество степей
3 «Все в твоих руках». Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Деление на группы. Сегодня я предлагаю вам разделиться на группы следующим образом. Раздайте части картинок и собрав целые вы сможете найти друг друга и объединиться в группы. - Займите свои места, ребята. - Мы с вами работаем в группах. -Давайте вспомним правила работы в группах. Учащиеся собирают открытки и определяются с членами групп. Всего три группы
- по цепочке учащиеся группа перечисляют правила взаимодействия работы в группа: убедись, что в разговоре участвует каждый; говори спокойно и ясно; говори только по делу и т.д.
открытки
2
Проверка д/з
Индивидуально- в парах, группах.
Самооценка
Формативное оценивание Проверка д/з
- Определи названия растений и животных и распредели их в таблицу. Учитель каждому ученику раздает карточку для индивидуальной работы.
- Обратите внимание на эталон правильного ответа.
-Как можно оценить эту работу? Составьте критерии оценивания. Оцените свою работу и зафиксируйте в оценочный лист.
-Попрошу спикеров озвучить результаты проверку домашнего задания и аргументировать, почему поставлено столько баллов. Ученики подписывают названия животных и растений и линией соединяют с природным сообществом
бабочка По истечению времени учащиеся обсуждают выполненную работу в парах, группах, аргументируют свои ответы. По истечению времени учащиеся сами проверяют свою работу по эталону правильного ответа. - Эту работу можно оценить по количеству правильных ответов. Оценивают самостоятельную работу по количеству правильно выполненного задания. Спикер группы заносит результаты в оценочный лист и озвучивает их с аргументированием.
Раздаточный материал
Оц/лист
5
Основная часть
Вызов:
Определение темы урока учащимися и постановка целей урока
Индивидуально - в группах.
Взаимооценивание.
Формативное оценивание Скажите, пожалуйста, что изображено на ваших картинках? Какое природное сообщество?
- Молодцы! Постарайтесь сформулировать тему урока. А что мы еще узнаем о пустынях сегодня на уроке?
- Растения и животные пустынь. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово пустыня? - В группах составьте ментальную карту на тему пустыня ( делать записи и зарисовки). Время истекло и начинают презентовать свою работу первая группа.
- А теперь оцените работу каждого члена группы, насколько он принял участие в составление ментальной карты по следующим критериям ( учитель показывает критерии оценивания).
- Попрошу спикеров озвучить результаты групповой работы и аргументировать, почему поставлено столько баллов каждому члену группы. - Природное сообщество - пустыня
Учащиеся формулируют тему урока и цель - Сегодня на уроке мы познакомимся с природным сообществом - пустыня, узнаем о растениях и животных пустыни, о роли растений в пустыне и т.д
пустыня
Начинает выступление группа, которая первая завершила работу. Учащиеся других групп внимательно слушают выступление и делают пометки в ментальной карте( чтобы не было повторения) Оценивание по критериям
2балла
Принимал активное участие
1 балл
Недостаточно принимал участие
0 баллов
Не принимал участие Обучающие обсуждают, на сколько в группе каждый принял участие и оценивают по критериям. Спикер группы заносит результаты в оценочный лист и озвучивает их с аргументированием.
Канцелярия,
оценочный лист
4+3
Осмысление:
Од
Сейчас представьте себе, что вы находитесь в пустыне. (презентация). Так выглядит пустыня.
- Какие ощущения вы испытываете?
Что чувствуете?
- Что вы узнали просмотрев презентацию.
(талантливые и одаренные)
Ученики презентуют дополнительный материал ( презентации)
- обучающие высказывают свои мнения о том, что узнали нового.
Презентация учащихся
7
Индивидуально - Работа в парах, группах.
Взаимооценивание
Физминутка. Упражнения для глаз
Формативное оценивание -Определи роли в группах: хонометриста, оценщика, секретаря, оратора. - Сейчас, ребята, вы откроете учебник, прочитаете текст на страницах 80-83 в группах «цепочкой».
- У каждого из вас есть вопросы, на которые вам необходимо ответить письменно (работа в тетрадях), выполнив работу самостоятельно.
- Обсудите работу в парах.
- Обсудите работу в группах.
- Как мы можем оценить эту работу?
Оцените себя по эталону правильного ответа. - Каждая группа презентовать свою работу, другие учащиеся внимательно слушать и дополнять ответы. Попрошу спикеров озвучить результаты индивидуальной работы и аргументировать, почему поставлено столько баллов каждому члену группы. Обучающие определяют роли в группах: хонометриста, оценщика, секретаря, оратора. (в группах читают текст по «цепочке») Вопросы для индивидуальной работы: 1группа 1 В какое время года пустыня усыпана разнообразной растительностью? Перечислите растения. 2 Как растения приспособились к недостатку влаги? Нарисуйте их и подпишите названия. 3 Какова роль растений в пустыне. 2 группа 1. Что такое пустыня? Нарисуйте пустыню такой, какой вы себе ее представили. 2. Какие бывают пустыни? 3. Что такое солончак? Что такое такыры? 3группа 1. Какие животные обитают в пустынях? Нарисуйте их и подпишите названия. 2. Что угрожает животным пустынь? 3. Как они приспособились к условиям пустыни?
- Эту работу мы можем оценить по количеству правильных ответов.
Защита ответов на вопросы групп, все учащиеся дополняют или исправляют неточности.
Спикер группы заносит результаты в оценочный лист и озвучивает их с аргументированием.
Оц/лист
12
Выводы
Индивидуальная работа, взаимооценивание
Формативное
Выполнение тестовых заданий. ( определение уровня знаний учащихся по теме урока и проверка домашнего задания).
- По часовой стрелке в группах передайте тестовые задания своим одноклассникам. Оцените работу по количеству правильных ответов. Максимальное количество баллов «пять»
Попрошу спикеров озвучить результаты индивидуальной работы и аргументировать, почему поставлено столько баллов каждому члену группы. Обучающиеся отвечают на вопросы тестов индивидуально:
- Пустыня - место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
- Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
- Бархан - это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
- Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
- Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)
- Обучающиеся передают тесты по часовой стрелке и проверяют по эталону правильных ответов. Оценивают по количеству правильных ответов
Спикер группы заносит результаты в оценочный лист и озвучивает их с аргументированием.
Оц/лист
6
Суммативное оценивание Сосчитайте количество баллов и переведите их в оценку.
- Перечислите максимальное количество баллов, которые можно было получить в каждом задание.
-Попрошу спикеров озвучить результаты урока и дать рекомендации некоторым учащимся своей группы. Спикеры групп подсчитывают количество баллов, а все остальные учащиеся участвуют в составлении критериев за урок.
Ученики перечисляют баллы и суммируют их: 8+2+3+5=18 баллов. Если ученик набрал только 50% баллов, то это отметка «2». Итого можно составить следующие критерии урока 17-18 б «5» 14-16б «4» 10-13 б «3» 0-9 «2» - Спикер группы озвучивает результаты урока и дает рекомендации учащимся: более качественно подготовить домашнее задание… и т.д.
Заключитель-ная часть
Д/задание
Рефлексия Разноуровневое задание: 3 уровень: прочитать и пересказать текст учебника стр 80-83 2 уровень: прочитать, пересказать и ответить на вопросы, составить 2 «толстых» вопроса 1 уровень: составить кроссворд по теме урока
«Возвышенности» - В степи встречаются возвышенности. Чем выше вы поставите магнит с изображением животного или растения степи, тем материал вами усвоен отлично, чем ниже вы определите магнит, тем материал новой темы вы усвоили хуже. - За что бы вы себя могли похвалить ? Что необходимо вам сделать для того, чтобы оценка на следующем уроке была выше, чем сегодня?
Ученики подходят к доске и определяются с местом магнита «Возвышенности
Ставят цели на будущий урок.
2
Источники:
1.kze.docdat «Природные комплексы Казахстана»
2.ecology-portal.ru «Животный мир пустынь Казахстана и Средней Азии»
3.wikipwdia.org Википедия
4.festival.1september.ru «Урок окружающего мира в 4 классе»
5.Учебник познания мира. К.Жунусова, А. Бирмагамбетова, И.Нугуманов, К.Жукешев Алматы: Атамұра, 2011/
Дидактический материал к уроку:
Оценочный лист Дата: ……………
Предмет: Познание мира
№
ФИ
Проверка д/з
Ассоциативный
куст
Работа по учебнику
Тест
Общее кол-во баллов
Оценка
1
2
3
4
5
степь
луг
степь
луг
Пустыня
Пустыня
Тест
-
Пустыня - место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (………)
-
Зона пустынь сменяет зону степей. (……)
-
Бархан - это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (….)
-
Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (……)
-
Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (……..)