Рабочая программа внеурочной деятельности Я - исследователь, 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» для 3 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»); - Приказом от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред.приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013 N 1342, от 28.05.2014 N 598, от 17.07.2015 N 734); - Письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования»; - Письмом Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.06.2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»; - Письмом Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.06.2015 №6681 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2015-2016 учебном году»; - Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №45 на период с 2015 по 2020 учебные годы; - Положением МБОУ СОШ №45 «О разработке, экспертизе и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ». Программа "Я - исследователь" - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И. Савенкова. В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, межпредметныеи внутрипредметные связи, логика учебного процесса и возрастные особенности школьников.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Реализация программы предусматривает использование современных технологий: - технологии поддержки ребёнка; - игровой технологии (Б.П.Никитин); - здоровьесберегающих технологий (Базарнов В.Ф); - технологии проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.К.Скаткин и др.); - технологии развивающего обучения (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.); - технологии личностно- ориентированного обучения; - технологии системно - деятельностного подхода; - информационно-коммуникативных технологий; - технологии развития критического мышления через чтение и письмо; - системы оценки «Портфолио»; - обучения в сотрудничестве; - компетентностного обучения; - гуманно-личностного обучения; - технологии проектной и исследовательской деятельности. При организации внеурочной деятельности предполагается дифференцированная и недифференцированная фронтальная работа, индивидуальная деятельность с элементами репродуктивной, частично-поисковой, проблемно-поисковой, групповая работа. В процессе обучения используются следующие методы: словесный (беседа, рассказ, дискуссия), наглядный (демонстрация, сравнение), практический (упражнение, учебно-практическая работа, творческая работа), метод проблемного обучения, метод проектов. Особое внимание уделено обучению приёмам самооценки и самоконтроля, взаимооценки и взаимоконтроля.
  1. Общая характеристика курса

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и её главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательных отношений (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей

3. Описание места курса внеурочной деятельности Программа рассчитана на 34 часа в год (один час в неделю) в соответствии с планом внеурочной деятельности.

4.Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

У учащихся будут сформированы умения:

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

  • систематизировать учебный план;

  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

  • высказывать содержательно свою мысль, идею;

  • формулировать простые выводы на основе двух - трёх опытов;

  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Актуальностьосновывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в основной школе.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подход.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты курса внеурочной деятельности Программа направлена на достижение личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания;

  • ориентирование в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные:

  • решать творческие задачи;

  • осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные:

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

6. Содержание программы Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых - к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Основное содержание программы: Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования - 2ч. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) - 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Тема 5-6. Какими могут быть проекты? - 2ч. Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез - 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. Тема 9-10. Планирование работы - 2ч. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии - 2ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию - 2ч. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования - 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы - 2ч. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. Тема 22-23. Исследование объектов - 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное - 2ч. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы - 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования - 1ч. Составление плана работы. Требования к сообщению. Тема 29-30. Оформление работы - 1ч. Выполнение рисунков, поделок и т.п. Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации - 2ч. Работа на компьютере - создание презентации. Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований - 1ч. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Тема 34. Анализ своей проектной деятельности- 1ч.


  1. Тематическое планирование

Дата

Кор

рек

ти

ров

ка

Тема занятия

Характеристика видов учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные)

Личностные УУД

Познаватель

ные УУД

Регулятивные УУД

Коммуника

тивные УУД

1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами»

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Уметь

формулировать собственное мнение и позицию

Уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничест

ве с учителем

2

-

3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами»

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

Работать с информацией: анализировать, обобщать и различать, сравнивать с образцом

Адекватно воспринимать оценку учителя

Учатся взаимопроверке, работают в паре

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа

Проявление

доброжелатель-ности по отношению к одноклас

сникам

в дискуссиях

Понимать

заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Определять и формулировать цель деятельности на занятии

Принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости

5

-

6

Какими могут быть проекты?

Знакомство с видами проектов. Работа в группах

Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе

Выбирать

наиболее эффективные

способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Сотрудничать в поиске и сборе информации

7

-

8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартнос

ти мышления

Выдвигать гипотезы и их обосновывать

Определять и формулировать цель деятельности на занятии

Контролировать

и оценивать действия партнера

9-10

Планирование работы

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам»

Проявление интереса к изучаемому материалу

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Составлять план и последователь

ность действий

Принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости

11-13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира

Стремление к приобретению новых знаний

Находить

необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему

Определять и формулировать цель деятельности на занятии

Планировать

учебное сотрудничест

во с учителем и сверстниками .Определять

цели, функции участников, способ взаимодейст

вия

14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюиро

ванию

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах

Проявление

доброжелательности по отношению к одноклассни

кам

в дискуссиях

Находить и выделять

необходимую

информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументирова

ть свою точку зрения с помощью фактов и дополнитель

ных сведений

Сотрудничать в поиске и сборе информации

16-18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта

Проявление доброжелательности по отношению к одноклас

сникам

в дискуссиях

Находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему

Оценивать

личные достижения и достижения одноклассни

ков

Планировать

учебное сотрудничест

во с учителем и сверстниками .Определять

цели, функции участников, способ взаимодейст

вия

19-21

Анализ прочитанной литературы

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте

Самоопределение - личностное, профессиональ-ное, жизненное

Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнитель

ных сведений

Контролировать

и оценивать действия партнера

22-23

Исследование объектов

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

Находить и выделять

необходимую

информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Оценивать

личные достижения и достижения одноклас

сников

Уметь слушать и вступать в диалог

24-25

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепен

ное

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке

Проявление доброжелательность по отношению к одноклас

сникам

в дискуссиях

Создавать устное высказывание на предложенную тему

Корректировать, вносить необходимые дополнения

Учитывать

позиции других людей, партнеров по общению или деятельности

26-27

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы

Адекватное понимание причин успешности /неуспешности учебной деятельности

Находить и выделять необходимую

информацию; применять

методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Оценивать

личные достижения и достижения одноклассни

ков

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками .Определять

цели, функции участников, способ взаимодействи

28

Как сделать сообщение о результатах исследования

Составление плана работы. Требования к сообщению

Адекватное понимание причин успешности /неуспешности учебной деятельности

Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового

Оценивать

личные достижения и достижения одноклассни

ков

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

29-30

Оформление работы

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе

Выдвигать

гипотезы и их обоснование

Корректирова

ть, вносить

необходимые дополнения

Выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

31-32

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации

Работа на компьютере - создание презентации

Развитие самостоятельности суждений, независимо

от нестандартнос

ти мышления

Выбирать

наиболее эффективные

способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Оценивать личные достижения и достижения одноклассни

ков

Строить продуктивное взаимодейст

вие и сотрудничест

во со сверстниками и взрослыми

33

Мини конференция по итогам собственных исследований

Выступления учащихся с презентацией своих проектов

Выступление перед одноклассниками

Воспринимать на слух, понимать информацион

ные тексты и находить информацию

Корректирова

ть, вносить необходимые дополнения

Принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости

34

Анализ исследовательской деятельности

Анализ своей проектной деятельности

Развитие самостоятельности суждений

Выдвигать гипотезы и их обосновывать

Корректиро

вать, вносить необходимые дополнения

Оценивать действия партнера

8. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности

Название общеобразовательной программы

Учебные пособия учителя и учащихся

1. Программа исследовательского обучения младших школьников: 1-4 классы/ под ред. А.И.Савенкова - Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2013.


  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2013.

  2. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС, 2013

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Лазерный принтер

1


Мультимедийный проектор

1


Интерактивная доска

1


Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой

15+1


Мебель для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр

4





© 2010-2022