Формирование действия моделирования на уроках математики в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Одной из задач курса математики по программе развивающего обучения является задача овладения детьми действием моделирования.

Моделирование в обучении как психологическая проблема имеет два аспекта:

-содержание, которое должно быть усвоено учащимися в процессе обучения как способ познания, которым они должны овладеть;

-одно из основных учебных действий, которое является составным элементом учебной деятельности.

На своих уроках я стараюсь организовать учебную деятельность учащихся, т.к. обеспечить качественное усвоение младшими школьниками достаточно сложной системы научных понятий, опираясь на учебную активность репродуктивного типа, невозможно. С уверенностью можно сказать, что каждый урок открытия нового способа - это научное исследование. Любое исследование по своей природе коллективно. Поэтому стараюсь организовать групповую, коллективно-распределенную деятельность учащихся.

Остановимся на последовательности нашей работы по решению задачи и уравнения.

Индивидуально-коллективная работа:

- Дети читают текст задачи.

- Составляют схему к задаче.

- Без вызова учителя выходят к доске и записывают свою схему.

- После того, как все схемы будут представлены, по очереди либо защищают свою работу, либо идет обсуждение с другими учащимися правильности построения данной схемы.

- Переходим к составлению уравнения, опираясь на схему. Так же желающие выходят к доске и показывают свои работы. Это очень интересный момент, потому что редко бывают представлены одинаковые уравнения. Здесь выявляется уровень освоения понятийного содержания. Мне как педагогу интересен и полезен этот материал тем, что я фиксирую для себя продвижение отдельных учащихся, что меня очень радует. Другие учащиеся получают для себя полезную помощь. Получается, что ученики учат друг друга.

- На этом этапе решают уравнение, записывают ответ.

Коллективно-распределенная работа.

На работу в группах обычно даю задания повышенной трудности. Алгоритм работы такой же, как и при индивидуально-коллективной работе. К доске на защиту работы группы выходит представитель. Дети на этом этапе учатся сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией.

Решение уравнений.

При решении уравнения составляется схема. Только после составления схемы решается уравнение. Наблюдения за моими учениками в первом и во втором классах показали, что к составленной схеме к уравнению они могут записать не уравнение-ответ, а переходное уравнение. Например, дано уравнение х+6-4=15.

Кроме х=15+4-6

1. 15+4=х+6

2. 15=х+6-4

3. 4=х+6-15

4. 6=15+4-х

Считаю, это говорит о том, что учащиеся оперируют компонентами уравнения и легко могут выйти на конечный результат, что и показывают в дальнейшем. Здесь учитель не должен пресекать такие работы, т.к. они правильны.

Дети на уроках математики работают творчески. Уроки проходят насыщенно и плодотворно. Многие интересные моменты не фиксируются и забываются учителем.

Ознакомившись с компонентами и с критериями оценки сформированности действия моделирования, я стала проводить диагностические работы из класса в класс, от темы к теме. Это позволяет мне видеть у каждого ребенка проблемы для коррекции, выявить, случайна ли ошибка или это устойчивый пробел в данном действии.

При определении уровня сформированности действия моделирования проверяются 3 операции:

-умение правильно строить схемы;

-умение правильно записывать уравнение;

-правильное решение уравнения.

При такой работе видно, где у ребенка возникает трудность.

Без особых затруднений учащиеся выявляют отношения между данными в учебной задаче и с помощью схем решают их. Анализ контрольных и проверочных работ по математике показывает качество обученности по математике (90-95%) и сформированность действия моделирования (100%). На основании проведенных уроков по математике мною установлено, у учеников начальных классов может быть сформировано действие моделирования, оно создает благоприятные условия для дальнейшего углубления и укрепления у детей теоретического мышления, что в дальнейшем влияет на успешное обучение математике.



© 2010-2022