Союз как часть речи. Роль союзов в предложении

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 3 класс. Открытый урок. Тема: Союз как часть речи. Роль союзов в предложении. Цели: - познакомить с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении, показать отличие союза от других частей речи. - способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности. - воспитывать позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося. Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник

Тип урока: комбинированный Методы обучения: проблемный, частично - поисковый.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь, поприветствуйте их.

Поговорим?

О том, что знаешь ты,
О том, что мне известно.
Поговорим?
Поговорим! Вам будет интересно!

А урок мы начнем с необыкновенного письма, которое прислали нам ребята из 3 б класса. Прочтите!

Слайд №1

Здравствуйте, ребята! Наш юбимый урок - русский язык. Недавно мы изучаи состав сова. А какой ваш юбимый урок? Жеаем вам успехов в учебе, счастья и испонения жеаний. А ещё мы передаи вам сова, из которых можно составять предожения!

Ученики 3 б касса.

Что случилось с письмом? ( не хватает буквы л). Ах, эта буква Л ! проказница! Она постоянно сбегает. Это всё потому, что некоторые дети пишут её неправильно: то соединения забудут, то, наоборот, лишнее напишут. Вот буква и обижается. Давайте вспомним, как правильно эта буква пишется в соединении с другими буквами.

Число. Классная работа.

  1. Минутка чистописания.

Лю, или, сл, ел, ла, оло, ал, ля

Возвращаемся к экрану и читаем правильное письмо.

Слайд №2



  1. Создание проблемной ситуации.

В письме сказано, что ребята передали вам слова. Прочитайте их.

Медведь, снег, даль, медвежий, веселье, удаляться, повеселиться, выбегать, беговая, одиннадцать, пятеро, снежный, она, он, я, из, в, через, с, и. ( слова сделать каждому на карточках)

- В каком порядке они записаны?

- Какое задание можно предложить для всех этих слов. ( распределить по частям речи).

А хотите послушать сказку, как эти слова нашли своё место?

Слайд №3

Сказка.

Отправились наши слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо.

Бродили - бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят - перед ними большой город стоит. А как назывался город , вы и сами догадаетесь! Вошли они, а там домов и дворов видимо - невидимо! Ходят наши слова по городу, постучались в один дом, а тут - стража! Схватили их, спрашивают: Кто такие? Что вас сюда привело? Одни слова растерялись, а другие ответили. Как вы думаете, какие слова отвечают на вопросы : кто? Что? ( существительные). Выпишите существительные. Зачитайте. Проверка на экране.

По щелчку.

Опять некоторые слова остались не удел. Пошли они дальше. Смотрят - домик красивый. Заглянули в окошко - комната нарядная такая, шарами украшена, цветами. Синие, зеленые, красные шары, музыка веселая играет. И слова там ходят разные: одни веселые, другие грустные, умные, добрые. И решили наши скитальцы к ним присоединиться. А тут опять стражники. Спрашивают : Вы чьи? Какие у вас документы?

Вы, догадались, как зовут жителей этого домика? ( прилагательные). Выписать. Прочитать. Проверить

По щелчку.

Ну вот некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Идут и видят по дороге другой домик. А в нем другие слова . Да такие работяги! Все что - то делают: пилят, рубят, шьют, стирают. И стражники тут как тут. Что вы тут делаете? - строго спрашивают. - мы пропускаем только тех, кто что - то умеет делать! Нам лентяи не нужны!

Как вы думаете , жителей этого домика как зовут?( глаголы). Выписать глаголы. Прочитать. Проверить на слайде.

По щелчку.

А другие слова не остались здесь и пошли дальше. Дорога их привела к домику, где маршируют солдаты: раз - два, раз- два! Первый, второй, третий! Тут опять стражники . Спрашивают : Сколько вас! Пустим только тех, кто считать умеет? Знаете , как звали этих жителей. Наверное вы заметили, что эти слова обозначают число. ( числительное) . выписать. Проверить.

По щелчку.

И пошли оставшиеся слова дальше. Подошли к следующей площади, а там слова что - то натворили, не признаются. Только пальцем указывают на других: Это не я! Это он! Нет это она! Нет они! Подошли наши путешественники и спрашивают : «Что случилось?» Мы потеряли свои имена , ответили они и называем себя так: он, она, они, я . ребята , посмотрите , есть ли среди наших слов такие слова и может быть знаете как они называются? ( местоимения) . выписывают. Читают. Проверяем.

По щелчку.

Ребята, скажите :« В какую группу можно объединить эти слова?»

Остались за воротами самые маленькие словечки. Вдруг видят они окошко светится и стражников нет. Заглянули. А там такие же маленькие словечки сидят и вяжут. « О , помощники пришли - обрадовались они. Заходите. А вы кто? - спрашивают слова - путешественники. А мы слуги этого королевства. Мы служим остальным словам.

- Ребята, как называются эти слова?( предлоги, союзы, частицы)

По щелчку.

- к какой группе их можно отнести? ( служебные ).

Предлоги, союзы, частицы-

Все встали в один хоровод,

Служебные, важные лица-

На редкость серьезный народ.

Без них обойтись не возможно, и знают об этом они.

Всегда и во всем осторожны:

Нигде не гуляют одни.

Ребята, скажите в какой же город мы с вами попали, под названием « Части речи»

По щелчку.



  1. Введение в новую тему.

С какой служебной частью речи вы уже познакомились поближе? Предлог.

Какую роль выполняет предлог в предложении?

- а какая ещё часть речи служит для связи слов в предложении, хотите узнать?

- Составьте предложение с данными словами:

Ребята, в, снежки, играют, и , весело, дружно ( дети составляют, один записывает на доске, другие в тетрадях»

Работа над предложением:

- дайте характеристику предложению;

- указать части речи;

- какой частью речи является слово И ?

- какую роль он сыграл в предложении? ( соединил слова в предложении)

- а можно ли его выделить как член предложения?

И так, ребята, обозначьте тему нашего урока.

Союз как часть речи.

Слайд№4

Может ли кто - то из вас дать определение союзу. Для чего служит союз в предложении. Понаблюдаем .



  1. Работа в учебнике.

А) чтение сведений о союзе. Стр. 107 - 108

Б) выполнение задания 205 стр. 106 по заданию.

В) понаблюдать, какую еще роль играет союз в предложении. Упражнение № 206 по заданию.

Слайд №5

По щелчку.

Дать понятия союзам: соединительный и противительный.

Слайд №6

Какую же роль играет здесь союзы: соединяют части предложений.

Кто может дать определение союзу?



  1. Закрепление. ( проводится по рядам: разбросаны предложения, нужно составить их и вставить подходящий союз. В итоге получается ответное письмо 3 б классу).дети зачитывают , на доске появляется слайд.

Здравствуйте, Марина Ивановна И ребята! Мы получили ваше письмо и выполнили задание. Сегодня у нас важный урок русского языка, но мы больше любим математику. Прозвенел звонок, а так не хочется уходить с урока. Желаем вам успеха и хороших оценок! Будьте дружными и веселыми!

Слайд №6

Ученики 3 а класса.

Какие новые знания помогли вам составить предложения?

Итог урока

Выставление оценок.

Домашнее задание



© 2010-2022