Общение и развитие речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






















Северо - Казахстанская область

Айыртауский район

Саумалкольская средняя школа №1



Общение и развитие речи


Общение и развитие речи









Саумалколь

2008год


Автор: Есенгалиева Г. Б. учитель начальных классов, высшая категория



Общение и развитие речи. Пособие для учителя. Саумалколь. Саумалкольская СШ №1. 2008-с58


Одна из актуальных задач для учителя начальных классов - уроки развития речи, В данном учебно- методическом пособии представлены уроки общения и развития речи во 2-м классе. Адресовано учителям начальных классов.
Рецензент: Зайковская Г.Н.

























































Настоящее пособие подготовлено учителем начальных классов Саумалкольской средней школы Есенгалиевой Г.Б. Основная задача автора методического пособия состоит в том, чтобы оказать помощь учителям начальных классов в организации дидактически грамотной, с учётом современных требований работы по развитию речи и конструктированию уроков русского языка. « Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск, ­писал К. Паустовский. Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком - одно из основных направлений работы по развитию речи в начальных классах. Поэтому главной задачей автора методического пособия является концентрация внимания на повышении эффективности работы по развитию речи, стремлении к её совершенствовании., к овладению

3 учащимися правильной, образной, логически последовательной речью. В первой главе, автор предлагает пути решения проблемы речевого развития, знакомит с основными целями и структурой общения. В разделе «Говорить правильно и выразительно - это радость общения...» предложена система работы над развитием речевого этапа, игры и упражнения для выработки умений устойчивого произношения звуков и вычленения их в словах. Программа по факультативному курсу «Общение и развитие речи» делает общение детей радостным , учит человеколюбию помогает учащимся преодолевать трудности.
Рецензент: Зайковская Г.Н заместитель по научно-методической работе СШ №1 С Саумалколь.







4














































Введение . В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5-6 тысяч слов практически. Но вот проходят первые 3 - 4 года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся, естественно, усваивают много специальных слов - овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится , менее раскованной и эмоциональной более трафаретной, даже обедняется. Потребность в специальном уроке, как общение и развитие речи в начальных классах стала настоятельной необходимостью. На своих уроках развития речи я стараюсь обучать речевому поведению в определённых ситуациях, В ориентированному общению, уместному выбору словесных средств с целью достижения контакта, взаимопонимания, определённой коммуникативной задачи, т.е. на моих занятиях присутствует связь с риторикой правильно выражать свои мысли в устной и


5 письменной форме. Отличительным признаком урока развития речи является целенаправленная работа над основными видами речевой деятельности - письмом, говорение, чтением и слушанием. Традиционных для урока русского языка методов и приёмов, а также упражнений уже недостаточно, если считать работу по развитию речи системой. Дело в том, что обучение только лишь навыкам связной речи не исчерпывает всего многообразия задач в этой области, поскольку обычно оно сводится лишь порождению высказываний (текстов). При этом нельзя игнорировать задачи обогащения лексического запаса и грамматического строя речи учащихся (обучение нормам языка), которая должна, целенаправленно проводится на специальных «речевых» уроках. Для учебной, трудовой, познавательной, игровой и иной деятельности школьни­ков и побуждали каждого ребенка свободно высказываться

6















































Актуальность речевого развития. Одна из главных направлений в начальных классах ­развитие речи. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Речь во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствовании речевой деятельности, младшего школьного возраста является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Когда я, набираю детей в первый класс, передо мною возникают проблемы речевого развития Речь многих детей засорена грубыми формами обращения, порой бранными словами.

7 В ней звучит недоброжелательность: дети без охоты пользуются приветливыми и ласковыми словами в общении друг с другом. Мне кажется, что усваивая речевую грязь, ребёнок усваивает и нравственную грязь. А так как это происходит в том чувствительном возрасте, когда речь ребёнка развивается наиболее бурно, то возникает опасность, что его натура в целом склонится к грубости и вырастет он злым и дерзким, привыкнет сквернословить. С первых дней разъясняю детям, как они должны относиться друг другу, потому что какой профессией они не занимались, жить им среди людей. Я должна научить их просто «Разговаривать с людьми». Невозможно воспитать в детях чуткое отношение друг другу только на том материале, который даётся в учебниках. Мои отношения с учащимися начинаются со слова. Поэтом диалог, живое общение, языковая коммуникация являются для мен тем учебным фундаментом, на котором будет расти, развиваться мо сельский школьник.

8















































Я за коммуникативный подход в обучении, та как недостатки речи детей не могут быть устранены путём подражания взрослому, как в раннем детстве. При составлении своей программы уроков развития речи общения, я преследовала чёткую постановку учебной цели в начале изучения каждого урока, каждой темы с точным указанием того, что учащиеся должны знать и уметь в результате их изучения. В основе моих уроков лежат принципы системы развивающего обучения Л. В. Занкова. В работе с моими детьми меня вдохновляют слова К. Д Ушинского: проявляется как в устной, так и письменной форме.
Цель такого урока - опираясь на полученные знания о языке: 1)Целенаправленно обогащать лексико - грамматический строй речи детей; . 2)Учить их воспринимать (и понимать) чужую речь; 3)Строить собственные высказывания (тесты)

9 «Дар слова есть врождённая в душе, и, как всякая сила, телесная или душевная, крепнет и развивается не иначе, как от упражнений. Наставник, желающий развивать, в учащемся дар слова, должен беспрестанно упражнять эту силу».




Общение и развитие речиОбщение и развитие речи












10















































2. Задачи и цели урока развития речи.

  • Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • обучение нормам языка и их использованию в речи; х формирование коммуникативной компетенции и
развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
  • обучение навыкам культуры речи и речевого обще­ния;
  • развитие основных видов речевой деятельности: го­ворения, письма, слушания и чтения;
  • развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, аб­стракции и обобщения) средствами языка, исполь­зуемыми в речи;
  • знакомство с основными речеведческими понятия­ми как теоретической основой обучения языку и развитию речи.

11

  1. .Говорить правильно и выразительно - это радость общения друг с другом

( этапы реализации)
К школьному возрасту, ребёнок обычно хорошо произносит все звуки, имеет достаточный словарный запас, владеет грамотически правильной речью. Всё происходит благодаря хорошей подвижности дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Это работа их отделов: дыхательного, гортани, полости рта и носа. Учитель начальных классов, начиная работать с шестилетками, иногда встречается с дефектами речи у детей. Из - за этого ребенку трудно адаптироваться в классе, активно общаться, свободно и уверенно чувствовать себя в школе. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, нужно помочь ему освоить правильное произношение звуков.

12















































Работа над развитием речевого аппарата условно можно разделить на два этапа: 1.Выработка умений достаточно устойчивого произношения звуков и вычленение их в словах, в речи; 2.Развитие у детей эмоциональной, выразительной речи. Рассмотрим каждый этап. Первый этап. Цели первого этапа:

  • Включить в работу три отдела речевого аппарата детей правильного образования звуков;
  • Научить детей слушать и слышать говорящего и себя; . Раскрепостить детей. При произношении трудных и громоздких слов.
Внести элементы игры, дать ребёнку почувствовать красоту отдельного звука и речи человека в целом. Исходя из этого этапа, предлагаю следующую работу: постановку правильного дыхания; увеличение подвижности языка, губ ребёнка. (см. приложение №1).

13

  • Внести элементы игры, дать ребёнку почувствовать красоту отдельного звука и речи человека в целом.

Исходя из этого этапа, предлагаю следующую работу: постановку правильного дыхания; увеличение подвижности языка, губ ребёнка. (см. приложение №1) Это навыки правильного дыхания пригодятся детям в последующей работе. Читать выразительно стихи, тексты они смогут произносить прочитанное не взахлёб, а спокойно, соблюдая паузу в нужном месте. Упражнения, которые способствуют развитию подвижности языка, мышц губ, придумала сама. (см. приложение №1). Следующим видом работы на этом этапе являются скороговорки на заданный звук. Цель этой работы, заключается в формировании умений интонационно выделять какой- то звук, вслушиваться произведение, в стремлении повторить его как можно чище.



14














































Здесь необходимо помочь каждому ребёнку преодолеть страх при произношении, помочь раскрепоститься и позднее испить радость от успеха. Второй этап по развитию речи я начинаю, где-то в декабре и вводи изменения постепенно, а ещё использую упражнения и из первого этапа Цели на этом были более широкие, объёмные и являли продолжением предыдущих:

  • учить детей управлять своим голосом;
развивать эмоциональность, выразительность речи детей; отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добивая чистоты произношения. Учу детей говорить шепотом, беззвучно, тихо и громко (приложение №3) Чтобы работать над выразительностью речи я выбрала скороговорки, в которых был вопрос на восклицание. Такие скороговорки дети быстро не произносят, а лишь читают их с чувством. (приложение №3).

15

Общение и развитие речи

Урок1

Для чего нужна речь

1 Урок1


Речь - передача мыслей и чувств

1 Урок2


Устная и письменная речь.

1 Урок3


Как узнать что-то новое.

Речь - средство познания


Урок4


Тембр голоса и темп речи

1 Урок5


Помощники устного слова: мимика и жесты

1 Урок6


Восстановление деформированного текста по картинке с творческим дополнением «Добрый поступок»

1 Урок7


Восстановление деформированного текста по картинке с творческим дополнением «Добрый поступок»

1



















16
















































































Урок8

Правильная, точная, живая речь.

1 Урок9

Знакомые незнакомцы

1 Урок10

Знакомые незнакомцы

11 Урок11

Культура общения

1 Урок12

Правильная, точная, живая речь.

1 Урок13

Текст -повествование. Изложение текста по вопросам

1 Урок14

: Учимся говорить, выразительно

1 Урок15/16

Основной тон высказывания

1 Урок17

План текста

1 Урок18

Что ты знаешь о пересказе

1 Урок19/20

Краткий пересказ. Практическая работа

2 Урок21/22

Поздравление устное и письменное.

Главное в олисании

2 Урок23/24

Для чего мы сравниваем. Сравнительное описание предметачего мы сравниваем. 56- 12.

2 Урок25/26

Повествование и рассказ. Изложение. План текста

2 Урок27/28

Тон вежливой речи. Смеемся, грустим, задумываемся.

2 Урок29/30

Урок - утренник «Чтобы радость людям дарить -надо добрым ивежливым быть

2 Урок31/32

Кому мож6но подражать

2





17 Урок 1 Тема: Для чего нужна речь

Цель В доступной форме раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. 1.Беседа. Вот какая необыкновенная история произошла с девочкой Машей. Однажды с подружкой она пошла в кино. Фильм показывали замечательный - Маша смотрела его три раза! Она очень беспокоилась, что подружка не поймёт, какой это интересный фильм, и весь сеанс соседи по ряду то и дело слышали шёпот Маши: «А сейчас это будет!...Смотри, смотри, сейчас самое интересное…» Когда зажёгся свет, старушка, сидевшая рядом, внимательно посмотрела на Машу и сказала: «Ты слишком много сегодня говорила, теперь до самого вечера тебе придётся помолчать». Маша хотела ей ответить, но - ужас! - не смогла волшебницей. Когда маша пришла домой, то хотела рассказать всё маме, но мама ничего не слышала и только удивлялась:

18















































молчаливая? А Маше было тяжело: она не могла ни с ребятами, но не смогла: ведь они её тоже не 2.Беседа о том, для чего нужна речь: о чём вы разговариваете с родителями? С друзьями? О чём любите рассказывать?

2. Послушав сказку, скажи, почему плохо быть невидимкой.

Невидимка Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, Толя учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его. - Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, - подумал он. Учитель начал урок с переклички, а когда дошел до Толи, тот ответил: «Я здесь». Но никто его не услышал, и учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел в школу. Сегодня я как раз хотел вызвать его». Тут Толя понял, что стал невидимкой.

19


Они весело разговаривали друг с другом , шутили, смеялись, рассказывали всякие забавные истории. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята его не видели. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка; он подбегал то к одному, то к другому мальчику; говорил смешное, чтобы развеселить ребят, даже предлагал конфеты. Но ребята не видели и не слышали его, попросту не замечали. Толе стало скучно, и он побежал домой. Мама стояла на балконе.
«Мама, вот он я!» - крикнул Толя. Но мама не видела и не слышала его и ничего не ответила сыну. «Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Толя.- Хочу, чтобы мама видела меня, хочу разговаривать с ребятами! Хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!» И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

20


© 2010-2022