- Преподавателю
- Начальные классы
- Общение и развитие речи
Общение и развитие речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Есенгалиева Г.Б. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Северо - Казахстанская область
Айыртауский район
Саумалкольская средняя школа №1
Общение и развитие речи
Саумалколь
2008год
Автор: Есенгалиева Г. Б. учитель начальных классов, высшая категория
Общение и развитие речи. Пособие для учителя. Саумалколь. Саумалкольская СШ №1. 2008-с58
Одна из актуальных задач для учителя начальных классов - уроки развития речи, В данном учебно- методическом пособии представлены уроки общения и развития речи во 2-м классе. Адресовано учителям начальных классов.
Рецензент: Зайковская Г.Н.
Настоящее пособие подготовлено учителем начальных классов Саумалкольской средней школы Есенгалиевой Г.Б. Основная задача автора методического пособия состоит в том, чтобы оказать помощь учителям начальных классов в организации дидактически грамотной, с учётом современных требований работы по развитию речи и конструктированию уроков русского языка. « Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск, писал К. Паустовский. Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком - одно из основных направлений работы по развитию речи в начальных классах. Поэтому главной задачей автора методического пособия является концентрация внимания на повышении эффективности работы по развитию речи, стремлении к её совершенствовании., к овладению
3 учащимися правильной, образной, логически последовательной речью. В первой главе, автор предлагает пути решения проблемы речевого развития, знакомит с основными целями и структурой общения. В разделе «Говорить правильно и выразительно - это радость общения...» предложена система работы над развитием речевого этапа, игры и упражнения для выработки умений устойчивого произношения звуков и вычленения их в словах. Программа по факультативному курсу «Общение и развитие речи» делает общение детей радостным , учит человеколюбию помогает учащимся преодолевать трудности.
Рецензент: Зайковская Г.Н заместитель по научно-методической работе СШ №1 С Саумалколь.
4
Введение . В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5-6 тысяч слов практически. Но вот проходят первые 3 - 4 года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся, естественно, усваивают много специальных слов - овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится , менее раскованной и эмоциональной более трафаретной, даже обедняется. Потребность в специальном уроке, как общение и развитие речи в начальных классах стала настоятельной необходимостью. На своих уроках развития речи я стараюсь обучать речевому поведению в определённых ситуациях, В ориентированному общению, уместному выбору словесных средств с целью достижения контакта, взаимопонимания, определённой коммуникативной задачи, т.е. на моих занятиях присутствует связь с риторикой правильно выражать свои мысли в устной и
5 письменной форме. Отличительным признаком урока развития речи является целенаправленная работа над основными видами речевой деятельности - письмом, говорение, чтением и слушанием. Традиционных для урока русского языка методов и приёмов, а также упражнений уже недостаточно, если считать работу по развитию речи системой. Дело в том, что обучение только лишь навыкам связной речи не исчерпывает всего многообразия задач в этой области, поскольку обычно оно сводится лишь порождению высказываний (текстов). При этом нельзя игнорировать задачи обогащения лексического запаса и грамматического строя речи учащихся (обучение нормам языка), которая должна, целенаправленно проводится на специальных «речевых» уроках. Для учебной, трудовой, познавательной, игровой и иной деятельности школьников и побуждали каждого ребенка свободно высказываться
6
Актуальность речевого развития. Одна из главных направлений в начальных классах развитие речи. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Речь во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствовании речевой деятельности, младшего школьного возраста является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Когда я, набираю детей в первый класс, передо мною возникают проблемы речевого развития Речь многих детей засорена грубыми формами обращения, порой бранными словами.
7 В ней звучит недоброжелательность: дети без охоты пользуются приветливыми и ласковыми словами в общении друг с другом. Мне кажется, что усваивая речевую грязь, ребёнок усваивает и нравственную грязь. А так как это происходит в том чувствительном возрасте, когда речь ребёнка развивается наиболее бурно, то возникает опасность, что его натура в целом склонится к грубости и вырастет он злым и дерзким, привыкнет сквернословить. С первых дней разъясняю детям, как они должны относиться друг другу, потому что какой профессией они не занимались, жить им среди людей. Я должна научить их просто «Разговаривать с людьми». Невозможно воспитать в детях чуткое отношение друг другу только на том материале, который даётся в учебниках. Мои отношения с учащимися начинаются со слова. Поэтом диалог, живое общение, языковая коммуникация являются для мен тем учебным фундаментом, на котором будет расти, развиваться мо сельский школьник.
8
Я за коммуникативный подход в обучении, та как недостатки речи детей не могут быть устранены путём подражания взрослому, как в раннем детстве. При составлении своей программы уроков развития речи общения, я преследовала чёткую постановку учебной цели в начале изучения каждого урока, каждой темы с точным указанием того, что учащиеся должны знать и уметь в результате их изучения. В основе моих уроков лежат принципы системы развивающего обучения Л. В. Занкова. В работе с моими детьми меня вдохновляют слова К. Д Ушинского: проявляется как в устной, так и письменной форме.
Цель такого урока - опираясь на полученные знания о языке: 1)Целенаправленно обогащать лексико - грамматический строй речи детей; . 2)Учить их воспринимать (и понимать) чужую речь; 3)Строить собственные высказывания (тесты)
9 «Дар слова есть врождённая в душе, и, как всякая сила, телесная или душевная, крепнет и развивается не иначе, как от упражнений. Наставник, желающий развивать, в учащемся дар слова, должен беспрестанно упражнять эту силу».
10
2. Задачи и цели урока развития речи.
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение нормам языка и их использованию в речи; х формирование коммуникативной компетенции и
- обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
- развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
- развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
- знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развитию речи.
11
-
.Говорить правильно и выразительно - это радость общения друг с другом
( этапы реализации)
К школьному возрасту, ребёнок обычно хорошо произносит все звуки, имеет достаточный словарный запас, владеет грамотически правильной речью. Всё происходит благодаря хорошей подвижности дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Это работа их отделов: дыхательного, гортани, полости рта и носа. Учитель начальных классов, начиная работать с шестилетками, иногда встречается с дефектами речи у детей. Из - за этого ребенку трудно адаптироваться в классе, активно общаться, свободно и уверенно чувствовать себя в школе. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, нужно помочь ему освоить правильное произношение звуков.
12
Работа над развитием речевого аппарата условно можно разделить на два этапа: 1.Выработка умений достаточно устойчивого произношения звуков и вычленение их в словах, в речи; 2.Развитие у детей эмоциональной, выразительной речи. Рассмотрим каждый этап. Первый этап. Цели первого этапа:
- Включить в работу три отдела речевого аппарата детей правильного образования звуков;
- Научить детей слушать и слышать говорящего и себя; . Раскрепостить детей. При произношении трудных и громоздких слов.
13
-
Внести элементы игры, дать ребёнку почувствовать красоту отдельного звука и речи человека в целом.
14
Здесь необходимо помочь каждому ребёнку преодолеть страх при произношении, помочь раскрепоститься и позднее испить радость от успеха. Второй этап по развитию речи я начинаю, где-то в декабре и вводи изменения постепенно, а ещё использую упражнения и из первого этапа Цели на этом были более широкие, объёмные и являли продолжением предыдущих:
- учить детей управлять своим голосом;
15
Урок1
Для чего нужна речь
1 Урок1
Речь - передача мыслей и чувств
1 Урок2
Устная и письменная речь.
1 Урок3
Как узнать что-то новое.
Речь - средство познания
Урок4
Тембр голоса и темп речи
1 Урок5
Помощники устного слова: мимика и жесты
1 Урок6
Восстановление деформированного текста по картинке с творческим дополнением «Добрый поступок»
1 Урок7
Восстановление деформированного текста по картинке с творческим дополнением «Добрый поступок»
1
16
Урок8
Правильная, точная, живая речь.
1 Урок9
Знакомые незнакомцы
1 Урок10
Знакомые незнакомцы
11 Урок11
Культура общения
1 Урок12
Правильная, точная, живая речь.
1 Урок13
Текст -повествование. Изложение текста по вопросам
1 Урок14
: Учимся говорить, выразительно
1 Урок15/16
Основной тон высказывания
1 Урок17
План текста
1 Урок18
Что ты знаешь о пересказе
1 Урок19/20
Краткий пересказ. Практическая работа
2 Урок21/22
Поздравление устное и письменное.
Главное в олисании
2 Урок23/24
Для чего мы сравниваем. Сравнительное описание предметачего мы сравниваем. 56- 12.
2 Урок25/26
Повествование и рассказ. Изложение. План текста
2 Урок27/28
Тон вежливой речи. Смеемся, грустим, задумываемся.
2 Урок29/30
Урок - утренник «Чтобы радость людям дарить -надо добрым ивежливым быть
2 Урок31/32
Кому мож6но подражать
2
17 Урок 1 Тема: Для чего нужна речь
Цель В доступной форме раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. 1.Беседа. Вот какая необыкновенная история произошла с девочкой Машей. Однажды с подружкой она пошла в кино. Фильм показывали замечательный - Маша смотрела его три раза! Она очень беспокоилась, что подружка не поймёт, какой это интересный фильм, и весь сеанс соседи по ряду то и дело слышали шёпот Маши: «А сейчас это будет!...Смотри, смотри, сейчас самое интересное…» Когда зажёгся свет, старушка, сидевшая рядом, внимательно посмотрела на Машу и сказала: «Ты слишком много сегодня говорила, теперь до самого вечера тебе придётся помолчать». Маша хотела ей ответить, но - ужас! - не смогла волшебницей. Когда маша пришла домой, то хотела рассказать всё маме, но мама ничего не слышала и только удивлялась:
18
молчаливая? А Маше было тяжело: она не могла ни с ребятами, но не смогла: ведь они её тоже не 2.Беседа о том, для чего нужна речь: о чём вы разговариваете с родителями? С друзьями? О чём любите рассказывать?
2. Послушав сказку, скажи, почему плохо быть невидимкой.
Невидимка Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, Толя учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его. - Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, - подумал он. Учитель начал урок с переклички, а когда дошел до Толи, тот ответил: «Я здесь». Но никто его не услышал, и учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел в школу. Сегодня я как раз хотел вызвать его». Тут Толя понял, что стал невидимкой.
19
Они весело разговаривали друг с другом , шутили, смеялись, рассказывали всякие забавные истории. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята его не видели. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка; он подбегал то к одному, то к другому мальчику; говорил смешное, чтобы развеселить ребят, даже предлагал конфеты. Но ребята не видели и не слышали его, попросту не замечали. Толе стало скучно, и он побежал домой. Мама стояла на балконе.
«Мама, вот он я!» - крикнул Толя. Но мама не видела и не слышала его и ничего не ответила сыну. «Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Толя.- Хочу, чтобы мама видела меня, хочу разговаривать с ребятами! Хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!» И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
20