Методический материал по теме Обучение динамическому чтению в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический материал по теме Обучение динамическому чтению в начальных классах

Методический материал по теме Обучение динамическому чтению в начальных классах

Методический материал по теме Обучение динамическому чтению в начальных классах

Методический материал по теме Обучение динамическому чтению в начальных классах

Методический материал по теме Обучение динамическому чтению в начальных классах

Методический материал по теме Обучение динамическому чтению в начальных классах

Методический материал по теме Обучение динамическому чтению в начальных классах




Обучение динамическому чтению. Динамическое чтение - качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. Динамическое чтение - это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.
Начинать работу можно в любом классе в любое время. Единственное условие - работать каждый день. С чего начать? Прежде всего выявляем факторы, мешающие быстрому чтению:

  • Регрессия - возвратные движения глаз.
  • Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т. е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков.
  • Неумение найти главное в тексте. Для большинства читателей в тексте «всё главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное.
  • Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).
  • Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. Читатель, таким образом не только видит, но и проговаривает и даже слышит слово, а скорость говорения в четыре раза меньше скорости мысли. Значит, это тоже замедляет чтение. Отсюда можно сделать вывод, что. динамическое чтение помогает преодолевать эти трудности.

Динамическое чтение - это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить всё, что изображено на картинке - «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить произнося число 21 про себя. Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети за 1 секунду должны запомнить всё, что на ней изображено и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться! Внимание!» даётся команда «Фотографируем!».
Если учитель начинает работу в 1 классе, то по мере того, как дети будут знакомиться с буквами и учиться читать, можно предлагать следующие задания.
  1. Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у. и

  1. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко



  1. Найди лишнее слово:
Река слон мала Речка лев моль Ручей мак мела Ручка тигр мила Ручеёк
4.Раздели слова на две группы: корова заяц ленивый соловей горох смелый коза ёжик честный ворона медведь жадный овца капуста добрый сорока волк трусливый огурец
5.Из какой сказки слова? Я - мышка-норушка … Дед бил, бил… Бабка за дедку …
Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие учащиеся считывают их за 4-5 секунд. Таблицы изготавливают сами дети на уроках труда или с помощью родителей (в 1 классе). У каждого ученика карточка, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до10 и от 1 до 20 (1 класс), от 1 до 25 (2 и 3 классы):
5 7 3 9 1 8 10 6 4 2

15 6 16 9 14 1 8 20 24 2 18 22 10 21 12 17 11 23 5 25 7 4 13 19 3 1 16 3 6 0 8 19 11 10 13 4 9 15 18 2 14 5 12 7 17

По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученики считают про себя, указывая карандашом цифры (или буквы). В работе с таблицами нужно использовать памятку:
Памятка.
  1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
  2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друг за другом чисел.
  3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.


Можно также использовать таблицы автора Т. Г. Швайко. Цель - обучение вертикальному движению глаз.
Комплект А №1 Комплект А №2
13 33 9 4 26 26 31 23 5 21 3 22 19 2 30 17 3 35 11 29 28 31 12 24 6 14 22 8 24 6 7 10 21 27 14 20 33 27 16 13 35 18 1 16 8 12 30 27 16 13 23 5 29 32 11 1 7 25 28 9 15 34 17 25 20 32 10 15 4 19
Комплект А №3
10 32 27 3 23 6 35 17 13 33 30 12 24 5 8 22 9 15 26 29 20 29 34 18 1 25 4 7 31 13 16 11 19 2 21

Комплект Б составлен из чисел от 35 до 70, комплект В - от 100 до 135. Эту же цель преследует и работа с поисковыми таблицами (см.: Оморокова М. И,,Раппорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. - М , 1990).
Работая над текстом на уроках чтения можно использовать следующие упражнения: «чтение-спринт», « чтение-разведка», чтение со счётом слов. Чтение спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, ещё быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно всё».Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста. Перед чтением следует подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!» При обучении «чтению-спринт» пользоваться памяткой:
Памятка.
  1. Плотно сожми зубы и губы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрей.
  4. Ответь на вопросы к тексту.

Чтение со счётом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчёта числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Цель этого упражнения - загрузить уши детей посторонней работой - счётом слов. В этом случае школьники лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами. К этому упражнению тоже есть памятка:
Памятка.
  1. Плотно сожми зубы и губы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста.
  4. Ответь на вопросы к тексту.

Первый вопрос к учащимся - о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2%, хорошим - удовлетворительным - 5-10% при условии, если дети ответили на вопросы по содержанию текста. Упражнение можно усложнить считая тройки слов, строки, пары слов, а на уроках русского языка можно предлагать прочитать текст упражнения со счётом слов на определённое правило.

К 4 классу техника чтения учащихся возрастает до 120 - 150 слов в минуту и счёт отдельных слов, троек слов замедляет скорость чтения. Тогда можно ввести упражнение с механическим подсчётом слов. Счёт вести до 10 (можно и до 30). Досчитав до 10, начинать считать заново. Подсчитывать не все слова, а только те, которым успели присвоить порядковый номер. Считать нужно (про себя) чётко, ясно, без пауз, непрерывно: одиндватричетырепять… Главное в упражнении - максимально возможное качество усвоения содержания читаемого при условии непрерывной работы мышц гортани, отвечающих за проговаривание (про себя) чисел.

В целях обучения детей вертикальному чтению можно использовать упражнение «чтение-разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

Памятка.
  1. Плотно сожми зубы и губы.
  2. Поставь пальцы на начало и конец строки.
  3. Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Это упражнение можно использовать на уроках русского языка, например, «разведчики» находят в тексте словарные слова или слова на какое-нибудь правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определённым ответом. Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительным чтением, пересказом и т. д. Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).
Наряду с основными упражнениями можно использовать и другие:
  1. Упражнение «финиш». Методика работы такая же, как и при «чтении-спринт», только читаем до указанного слова или выражения.
  2. Чтение с речевыми помехами. Ученик читает текст про себя, одновременно напевая знакомую песенку или декламируя наизусть стихотворение.
  3. Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержания.
  4. Чтение страницы текста при условии, что закрыто линейкой 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем 5 букв слева и 5 букв справа одновременно. Учащиеся догадываются, о чём там написано.
  5. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

Одновременно с работой по динамическому чтению полезно развивать память и воображение учащихся, используя следующие упражнения:
  1. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это упражнение хорошо развивает долговременную память учащихся.

  1. Игра «Синонимы» («Антонимы») хорошо развивает как память , так и воображение. Суть игры в том, что дети подбирают синонимы к называемым учителем словам. Например: грустить - горевать, печалиться, огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться; а также антонимы: весёлый - грустный…


  1. Игра «Буду поэтом». Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме: …не обижаю
...приглашаю …угощаю …играю Или закончить стихотворение: «В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот,,,»
  1. Каждый день заучивать по четверостишию.
Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому нужно уделять большое внимание. Помогает в этом методика авторов И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцева. На каждом уроке нужно использовать такие приёмы и методы:
  1. Чтение за диктором.
  2. Чтение в парах, групповое чтение.
  3. Чтение с отрывом взгляда от текста.
  4. Чтение с убыстрением темпа.
  5. Чтение с переходом на незнакомый текст.
  6. Жужжащее чтение.
  7. Чтение в темпе скороговорки.
  8. Зрительные диктанты.

На каждом уроке нужно проводить артикуляционную зарядку, чтение в темпе скороговорки, работу с числовыми таблицами, замер скорости чтения.
Итак, в младшем школьном возрасте не нужны ни дополнительные, ни факультативные занятия для овладения техникой чтения. В этом возрасте достаточно уроков, на которых знакомство с каждым новым текстом проводится с помощью упражнений «чтение-спринт», «чтение-разведка», чтение со счётом слов. Быстрое чтение - это мощный и современный инструмент познания окружающего нас мира.








Методический материал по теме Обучение динамическому чтению в начальных классах






8

© 2010-2022