Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное казенное образовательное учреждение

Лапшихинская средняя общеобразовательная школа

« Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла

Протокол №1

От_____________2013г.

Руководитель МО

Грекова Т.А.

« Согласовано»

заместитель директора по УВР



Шмаргунова Т.П.

_________________2013г.




« Утверждаю»

Директор МКОУ Лапшихинской СОШ




Замятина Т.А.

__________________2013г.



Рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий мир»

для 3 КЛАССА.

Составитель: учитель начальных классов

Шкуратова Е.Н.



2013-2014уч.г.

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А, Плешакова «Окружающий мир». Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания мира и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются: формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира; идея целостности мира; идея уважения к миру. Курс «Окружающий мир» для 3 класса интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественно-научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую и информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Очень важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с ведущими идеями, особое значение для реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1). распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2). моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3). Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Место курса «Окружающий мир» в учебном плане На изучение «Окружающего мира» в 3 классе отводится 68 часов ( 2 часа в неделю, 34 учебные недели)

Планируемые результаты освоения предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение

Личностных результатов начального образования. У третьеклассников продолжается: 1. формирование основ российской гражданской эдентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностей ориентаций; 2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4. формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5. формирование процессов понятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты
У третьеклассников продолжается: 1. процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2. процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; 3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5. процесс освоения начальных форм познавательной и личной рефлексии; 6. формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7. формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 8. формирование умения использовать различные способы поиска , сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпритации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9. процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10. формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 11. формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; 12. процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13. процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями; 14. формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты
Третьеклассник учится: 1. понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2. уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3. осознать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4. осваивать доступные способы изучения природы и общества; 5. устанавливать и проявлять причинно - следственные связи в окружающем мире.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

что такое тела, вещества, частицы;

компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые. Их основные свойства;

компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;

группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;

группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;

некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;

строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

Учащиеся должны уметь:

различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;

устно описывать объекты природы;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;

измерять температуру воздуха с помощью термометра;

проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;

оперировать с моделями, указанными в программе;

изготовлять кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;

выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

Тематическое планирование

по окружающему миру 3 класс (68ч, 2 часа в неделю)


Тема

Количество часов

Как устроен мир

6 ч

Эта удивительная природа

17 ч

Мы и наше здоровье

9 ч

Наша безопасность

Чему учит экономика

12ч

Путешествие по городам и странам

16 ч

Итого - 68 часов









Для реализации программного содержания используются:

1.учебник: Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2012.

2.рабочая тетрадь: Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.

3.программа: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение. 2011.

4.Плешаков А.А «От земли до неба» : Атлас определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2010.

5.Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс / Сост.И.Ф.Яценко. М.ВАКО, 2012.

6.Электронное приложение к учебнику.































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ- 2.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД- 68.

№ п/п

Тема урока

Кол-во ча-сов

Решаемые проблемы

(цель)

Планируемые

результаты

Основные понятия

Универсальные

учебные действия

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

Как устроен мир (6 ч.)

1

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Природа.

1

Познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определять значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Понимать учебную задачу и стремиться к её выполнению; уметь доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа многообразна, раскрывать ценность природы для людей;

- уметь работать в паре, анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, классифицировать объекты живой природы;

- уметь формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Природное многообразие, классификация, природные объекты, экологическая связь.

Личностные: уважительно относиться к объектам природы

Познавательные: работать с разными источниками информации.


2-3

Человек. Проект: «Богатства, отданные людям».

2

Показать отличие человека от животного как существа разумного; познакомить с особенностями познания человеком окружающего мира.

Уметь находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявление внутреннего мира человека в его поступках. Внешности, взаимоотношениях с людьми.

- уметь моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. Уметь определять цель проекта, распределять обязанности по проекту в группах, собирать дополнительный материал, презентовать проект, оценивать результаты работы.

Кроссворд, характер,

мышление,

память, воображение. Проект,

презентация,

информация.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои результаты.

Познавательные: работать с разными источниками информации.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


4

Общество.

1

Дать учащимся представление о человеческом обществе и особенностях его организма

( члены общества, символика); воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине.

Уметь определять место человека в мире, характеризовать семью, народ, государство как части общества;

- уметь анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, описывать фотографии с достопримечательностями разных стран

Политическая карта мира, России, символика России, общество, народ,

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои результаты.



5

Что такое экология.

1

Дать понятие об экологии- как науке о взаимосвязях живых систем и неживой природы; развивать логическое мышление, память, воображение, речь.

- Уметь анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязи в природе, между природой и человеком, работать со схемой;

-уметь моделировать связи организмов с окружающей средой

Экология, экологические связи, живое, неживое

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структуирование информации


6

Природа в опасности!

1

Познакомить учащихся с влиянием человека на природу, с Красной книгой; воспитывать любовь к природе, учить правильному поведению в природе.

-Уметь устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды

- уметь различать положительные и отрицательные влияния человека на природу, сравнивать заповедники и национальные парки, обсуждать, как каждый может помочь природе.

Зоология, ботаника, Красная книга, заповедники, национальные парки.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.


Эта удивительная природа (17 ч.)

7

Тела, вещества, частицы.

1

Познакомить детей с телами и их составом; развивать кругозор учащихся.

- Уметь характеризовать понятия «тела», «вещества». «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

- наблюдать опыт с растворением веществ, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц

Тела - вещества, частицы, естественные тела, искусственные, твердые, жидкие, газообразные.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра


8

Разнообразие веществ.

1

Углубить знания учащихся о веществах, которые используются в быту; учить правильно пользоваться ими; расширять кругозор учащихся.

-Уметь наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

-выполнять практическую работу: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.

Соль, сахар, крахмал, кислота.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


9

Воздух и его охрана.

1

Познакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха; определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.

-Уметь анализировать схему с целью определения состава воздуха, исследовать с помощью опытов свойства воздуха, различать цель опыта, ход опыта, вывод.

-объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах, извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием.

Свойства воздуха, азот, кислород,

углекислый газ, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.


10

Вода.

1

Познакомить учащихся со свойствами воды; значением экологически чистой воды в жизни растений, животных, человека.

Уметь выполнять практическую работу: исследовать по инструкции учебника свойства воды;

- находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста.

Вода, состав воды, водород, кислород, примеси, минеральные соли.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.


11

Превращения и круговорот воды.

1

Формировать понятия о круговороте воды в природе, значении экологической ценности природы; развивать логическое мышление и воображение; воспитывать бережное отношение к воде.

- Уметь высказывать предположения о состоянии воды в природе; различать три состояния воды, наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара;

- формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и дождя,

-уметь работать со схемой.

Расширяется, сжимается, растворитель, текучесть, прозрачность, лед, вода, пар.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.


12

Берегите воду!

1

Рассмотреть причины загрязнения водоемов; познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относится к воде и экономить её.

Уметь находить и использовать в ответе цифровые данные из учебника, высказывать предположение о том, почему нужно беречь воду;

-уметь извлекать из текста учебника необходимую информацию по заданию, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста, рассказывать об источнике воды с помощью модели.


Состояние воды, причины состояния воды, круговорот.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, анализировать свои действия и находить ошибки.


13

Что такое почва.

1

Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и её состав; показать значение плодородия почвы для растений и роль животных в улучшении плодородия почвы.

-Уметь анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

- исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез.


Почва, плодородный слой, состав почвы, перегной, глина, песок, микробы,

соли, воздух, растения, лишайники, животные, бактерии. серые лесные, подзолистые, черноземы, каштановые, солонцы, красноземы, сероземы.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии


14

Разнообразие растений.

1

Познакомить учащихся с разнообразием групп царства растений; выделить их характерные особенности.

- Уметь доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

-классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы.

Бактерии, грибы, растения, люди, животные - живая природа, классификация растений, водоросли, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, мхи, ботаника.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению.



15

Солнце, растения и мы с вами.

1

Показать взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли; познакомить с ролью растений в поддержании жизни на Земле.

- Уметь выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений, моделировать процессы питания и дыхания растений, рассказывать о них с помощью схемы.

- выявлять роль листьев, стебля, корня в питании растений, доказывать, что без растений невозможна жизнь на земле.

Солнце, растения, человек, живая и неживая природа, дыхание растений, кислород, углекислый газ.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации.


16

Размножение и развитие растений.

1

Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; дать представление о размножении и развитии растений из семян.

-Уметь характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их развития, наблюдать в природе как распространяются семена деревьев, выявлять роль животных в размножении растений

- уметь с помощью схемы рассказать о размножении растений.

Дыхание растений, хвойные деревья, разнообразие растений, низшие растения, высшие растения.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


17

Охрана растений.

1

Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека; учить бережно относится к растениям.

Уметь актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе.

- Характеризовать факторы, отрицательного воздействия человека на мир растений.

Кора деревьев, березовый сок, лекарственные растения.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, анализировать свои действия и находить ошибки.


18

Разнообразие животных.

1

Познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам; расширять кругозор учащихся и общие представления о животном мире.

-Уметь классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками, приводить примеры животных разных групп,

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Домашние и дикие животные, одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные, группы животных, признаки группы.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: работать с разными источниками информации.


19-

20

Кто что ест.

Проект: «Разнообразие природы родного края».

Размножение и развитие животных.

2


Выделить основные группы животных по способу питания; рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

- Уметь характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания, обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

Урок-проект

-уметь определять цель и этапы работы, распределять обязанности, находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края.

Растительно-ядные, насекомоядные, хищные, всеядные.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: работать с разными источниками информации. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


21

Охрана животных.

1

Познакомить детей с животными, которые внесены в Красную книгу; воспитывать экологическую культуру учащихся.

- Уметь актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

- Обсуждать меры по охране животных, формулировать правила поведения в природе.

Красная книга, Черная книга.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.


22

В царстве грибов.

1

Познакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни леса.

- Уметь характеризовать строение шляпочных грибов, с помощью иллюстраций , различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

-формулировать различие грибов-двойников.

Шляпки, ножки, грибница съедобные, несъедобные.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, анализировать свои действия и находить ошибки.


23

Великий круговорот жизни.

1

Познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; показать движение энергии в круговороте веществ в природе.

- Уметь характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы -разрушители, моделировать круговорот веществ в природе;

- обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе.

Организмы -производители, углекислый газ, солнечный свет, неорганические вещества, органические вещества.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации.


Мы и наше здоровье (9 ч.)


24

Организм человека.

1

Формировать понятие о системе органов человека; обратить внимание учащихся на взаимосогласованность и ритмичность в работе всех органов человека.

-Уметь характеризовать системы органов человека (их части и назначение), обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены, анализировать схемы расположения органов тела человека, показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника.

Анатомия, физиология, гигиена, система органов.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


25

Органы чувств.

1

Познакомить детей с органами чувств как необходимыми звеньями связи организма с внешней средой; учить гигиене органов чувств.

- Уметь самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану, распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента.

Орган зрения, орган слуха, орган обоняния, орган осязания, орган вкуса.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.


26

Надёжная защита организма.

1

Формировать представление о коже как покровном органе, прививать гигиенические навыки ухода за кожей.

-Уметь характеризовать средства гигиены и ухода за кожей, меры первой помощи при повреждении кожи,

-- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Ушиб, кожа, обмораживание, ранка, наружная оболочка.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.


27

Опора тела и движение.

1

Познакомить учащихся со строением человека и значением опорно-двигательной системы; определить значение правильной осанки для здоровья человека.

-Уметь характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека,

-выполнять физкультминутки.

Опорно - двигательная система, осан ка, скелет, мышцы.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.



28

Наше питание. Проект: «Школа кулинаров».

1

Познакомить учащихся с пищеварительной системой; формировать знания о составе пищи.

-Уметь определять наличие питательных веществ в продуктах питания, моделировать строение пищеварительной системы;

- обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания.

Рецепт, рациональное питание.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.


29

Дыхание и кровообраще-ние.

1

Познакомить с дыхательной и кровеносной системами; показать их взаимосвязь и взаимозависимость, значение для жизни человека.

- Уметь характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме, моделирование дыхательной системы;

- обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы:

-уметь измерять пульс и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке.

Носовая полость, трахея, бронхи, легкие, легочные пузыри, сердце и кровеносные сосуды, строение сердце.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации.


30

Умей предупреждать болезни.

1

Обобщить знания о строении человеческого организма, о здоровом образе жизни.

-Уметь характеризовать факторы закаливания, формулировать правила закаливания, составлять памятку по закаливанию,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Закаливание.

Личностные: строить сообщения в устной и письменной форме.


31

Здоровый образ жизни.

1

Обобщить знания о строении человеческого организма ; воспитывать человека, который заботится о своем здоровье.

-Уметь различать факторы, укрепляющие здоровье и и факторы, негативно на него влияющие, формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Питание, чистота, труд и отдых, движение, вредные привычки.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


32

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Проверить и обобщить знания учащихся.

Уметь выполнять тесты с выбором ответов;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Тест.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, анализировать свои действия и находить ошибки.


Наша безопасность (8 ч.)


33

Огонь, вода и газ.

1

Закрепить теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации.

Уметь характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа

-моделировать действия при этих ситуациях

-называть наизусть телефоны экстренных случаев, телефоны родителей и соседей.

Утюг, лечь, телевизор, елочная гирлянда, дым, пожарная команда.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: работать с разными источниками информации.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


34

Чтобы путь был счастливым.

1

Закрепить знания правил дорожного движения; учить работать в группе с книгой.

-Уметь изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения,

-обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

-выполнять тесты с выбором ответа о правильном (неправильном) поведении на улице и транспорте.

Пешеход, переход, движение, правила, пассажир.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: работать с разными источниками информации. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


35

Дорожные знаки.

1

Познакомить учащихся с дорожными знаками; вспомнить правила безопасного поведения на дорогах.

- Уметь анализировать разные типы знаков, обсуждать как они помогают пешеходам;

-выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

-моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков.

Группы дорожных знаков.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои результаты.



36-37

Опасные места. Проект: «Кто нас защищает».

2

Определить опасные места в квартире, жилых домах, во дворах; формировать представление о правильном безопасном поведении в таких местах.

-Уметь обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

-составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

-формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

-Уметь находить в интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

-оформлять собранные материалы в виде стендов, газеты, альбома.

Помощь, оказание помощи, лед, опасные места, формула безопаснос-ти.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структуирование информации. Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.


38

Природа и наша безопасность.

1

Учить правилам безопасного поведения в природе, в общении с животными.

- Уметь характеризовать опасности природного характера;

Находить в атласе-определителе информацию о ядовитых растениях и грибах;

-характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными.

Солнечный ожог, ядовитые растения и грибы, отравления.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.


39

Экологическая безопасность.

1

Познакомить детей с понятиями «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», расширить знания учащихся о защите организма от поступления загрязняющих веществ.

Уметь анализировать по схеме цепь загрязнения

-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

- обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.

Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр, эколог.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.


40

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Обобщение и проверка знаний учащихся.

Уметь выполнять тесты с выбором ответов;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Тест.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, анализировать свои действия и находить ошибки.


Чему учит экономика (12 ч.)


41

Для чего нужна экономика.

1

Формировать представление о потребностях человека как основе существования экономики; развивать кругозор учащихся.

Уметь раскрывать понятия «экономика», «потребность», «товары», «услуги»;

-Прослеживать какие товары и услуги были необходимы семье в течении дня.

Стройка, транспорт, сельское хозяйство, химический комбинат, гидроэлектро-станция.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.



42

Природные богатства и труд людей - основа экономики.

1

Познакомить учащихся с основными понятиями экономики; развивать познавательный интерес, логическое мышление.

-Уметь раскрывать роль природных богатств и и труда людей в экономике по предложенному плану;

-прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

-выяснять роль профессии родителей в экономике.

Капитал, образование, шахтер, сталевар, ученый экономика.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.


43

Полезные ископаемые.

1

Познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; показать их роль в экономике страны.

-Уметь определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя;

-выявлять, при производстве каких товаров используют изученные полезные ископаемые

-характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых.

Полезные ископаемые, основные свойства, гранит, известняк, нефть, песок, использование.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: работать с разными источниками информации.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


44

Растениеводст-во.

1

Познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства- растениеводством; учить различать и группировать культурные растения.

-Уметь исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

-различать и классифицировать культурные растения;

-определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

-исследовать, какие продукты растениеводства используют в семье. течении дня.

Рожь, овес, ячмень, пшеница, зерновые, кормовые, прядильные.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: работать с разными источниками информации. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


45

Животноводст-во.

1

Познакомить учащихся с отраслью сельского хозяйства- животноводством; рассмотреть особенности разведения и содержания домашних животных.

-Уметь классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

-выявлять роль животноводства, растениеводства и промышленности,

-исследовать, какие продукты животноводства используют в семье в течении дня.

Животноводы,

пчеловодство,

рыбоводство,

птицеводство,

промышлен-ность.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои результаты.



46

Какая бывает промышлен-ность.

1

Познакомить учащихся с отраслями промышленности; учить различать продукцию каждой отрасли.

-Уметь отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

-соотносить продукцию и отрасль промышленности;

-выявлять взаимосвязь отраслей промышленности

- характеризовать труд работников отраслей промышленности.

Добывающая, металлургия, химическая, электроэнергетика, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, анализировать свои действия и находить ошибки.


47-48

Что такое деньги. Проект: «Экономика родного края».

2

Познакомить детей с монетами, денежными единицами, историей возникновения денег.

Уметь характеризовать виды обмена товарами, моделировать ситуации бартера и купли-продажи.

- раскрывать роль денег в экономике;

- различать денежные единицы разных стран;

-рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду , устно описывать их. ---Уметь собирать информацию об экономике своего края;

- оформлять собранный материал в виде стенгазеты, альбома, фотовыставки.

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Монеты, денежные знаки, сбережения.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.


49

Государствен-ный бюджет.

1

Познакомить учащихся с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы, налоги; развивать познавательный интерес учащихся.

-Уметь характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

-определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

-выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства.

Семейный бюджет, доходы, расходы, налоги заработок, зарплата, пенсия, стипендия, пособие.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, анализировать свои действия и находить ошибки.


50

Семейный бюджет.

1

Познакомить с понятием «семейный бюджет», и его структурой; развивать познавательный интерес учащихся.

-Уметь характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

-выявлять сходства и различия государственного и семейного бюджета, их взаимосвязь;

-определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья.


Доход, расход, накопление, процент.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации.


51

Экономика и экология.

1

Познакомить учащихся с задачами экологии и экономики; воспитывать бережное отношение к природе.

- Уметь характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

- раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

- выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.

Экологические прогнозы,

хозяйственная

деятельность.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.


52

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся.

Уметь выполнять тесты с выбором ответов;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Тест.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, анализировать свои действия и находить ошибки.


Путешествие по городам и странам (16ч.)


53

Золотое кольцо России.

1

Познакомить с городами России и зарубежной Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. Воспитывать патриотов своей страны, людей достойных называть своей Родиной Россию.

Уметь прослеживать маршрут путешествия по карте;

- рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

-узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

-составлять вопросы к викторине;

-С помощью дополнительных источников

Золотое кольцо, Москва, Юрий Долгорукий, Сергиев Посад.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации.



54

Золотое кольцо России.

1

Ярославль, Кострома, Углич.


55

Золотое кольцо России.

1

Владимир, Плес, Ростов Великий.

Регулятивные: Понимать учебные


56-57

Золотое кольцо России. Проект: «Музей путешествий».

2

готовить сообщение.

-Уметь собирать экспонаты для музея, составлять этикетки (кем и когда собран материал);

- оформлять экспозицию музея;

- презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

Тест.

задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации.


58 Наши ближайшие соседи.

1

Познакомить учащихся с государствами- соседями России; развивать познавательный интерес, кругозор учащихся.

- Уметь показывать на карте границы России и пограничные государства, их столицы;

-готовить сообщения с помощью дополнительных источников.

Казахстан, Монголия, Япония, Белоруссия, Украина.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.


59

На севере Европы.

1

Познакомить учащихся с северными европейскими государствами; закреплять умение ориентироваться по карте.

- Уметь самостоятельно изучать материал учебника;

-готовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте мира;

- соотносить государства и их флаги;

-узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран.

Норвегия, Испания, Финляндия, Дания.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.


60

На севере Европы.

1

Сельдь, криветки, конструктор «Лего», холодильник.


61

Что такое Бенилюкс.

1

Познакомить учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивать кругозор учащихся, их познавательный интерес.

-Уметь составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

-описывать достопримечательности изучаемых стран по фотографиям;

-готовить сообщение с показом стран и их столиц на карте.

Бенилюкс, экономика.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


62

В центре Европы.

1

Познакомить учащихся со странами центральной Европы: Германией, Австриец , Швейцарией.

- Уметь самостоятельно изучать материал в учебнике

--готовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте мира;

- соотносить государства и их флаги;

-узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран.

Германия, Швейцария, Австрия.

Регулятивные: Понимать учебные задачи урока и стремиться к их выполнению,

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.



63

Путешествие по Франции и Великобрита-нии.

1

Познакомить учащихся с двумя крупнейшими странами Европы: Францией и Великобританией; развивать познавательный интерес, кругозор, мышление.

- Уметь самостоятельно изучать материал в учебнике

-готовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте мира;

- соотносить государства и их флаги;

-узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран.

Франция и

Великобритания ,Шарль Перро,

достопримечательности Сена, Рейн и т.д.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра.


64

Путешествие по Франции и Великобрита-нии.

1


65

На юге Европы.

1

Познакомить учащихся со странами, расположенными на юге Европы: Грецией и Италией.

- Уметь самостоятельно изучать материал в учебнике

-готовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте мира;

- соотносить государства и их флаги;

-узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран.

Греция, Италия, Афины, Олимпийские игры, Венеция, Амстердам, столица, глава государства.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.



66-67

По знаменитым местам мира.

2

Познакомить учащихся со знаменитыми странами мира.

-Уметь соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

-обсуждать цели международного туризма;

-описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Тадж-Махал, Египетские пирамиды, Статуя Свободы ,Сиднейская опера.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.



68

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся.

Уметь выполнять тесты с выбором ответов;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Тест.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, анализировать свои действия и находить ошибки.


Итого-68 часов.



© 2010-2022