- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Природные зоны
Конспект урока по окружающему миру Природные зоны
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лайко Н.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Главная цель курса «Окружающий мир» в образовательной системе «Школа 2100» - знакомить учащихся с целостной картиной мира, формировать оценочное отношение к миру. Одним из важнейших условий приобретения знаний младшими школьниками является наглядность. Данная разработка поможет учащимся в интересной форме обобщить и систематизировать представления о природных зонах холодного пояса.
Тема: Природные зоны холодного пояса
УМК: Школа 2100
Класс: 2 Г
Учитель: Лайко Н.В.
Цели урока:
Образовательные: Расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о природных зонах холодного пояса, познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь и тундры, учить узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу
Развивающие: Развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, критически относится к информации), развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к предмету, бережное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое.
Оборудование:
• у учителя - компьютер, мультимедийный проектор, презентация для урока, карта «Природные зоны России», текст «Обитатели тундры»
• у учащихся на партах - учебник «Наша планета Земля», 2 класс, 2 часть, авт. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, М.:Баласс, 2009г.
- тексты «Зона арктических пустынь», «Тундра»;
- предметные картинки «Животные и растения Тундры»
Ход урока
1.Организационный момент.
Вспомните, чему был посвящен предыдущий урок?
(На Земле действует закон природной зональности.)
Сегодня мы отправимся в путешествие по природным зонам холодного пояса.
Как вы думаете, на какие вопросы предстоит сегодня ответить? (Слайд 1)
2.Актуализация знаний
Но к любому путешествию надо хорошо подготовиться.
Посмотрите на карту. О каких природных зонах пойдет речь на уроке? (Слайд 2)
Что вы предлагаете взять с собой в дорогу? (все ответы детей фиксируются на доске).
3. Совместное открытие знаний
Как одеться и что взять с собой точно знает человек, который занимается наукой о климате - климатолог.
слайд 3
Консультант:
«Арктос» (от греческого - «медведь»). Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой медведицы, т.е. вокруг северного полюса. Климат в Арктике очень суровый. Зимой температура понижается до -60, дуют сильные ветры, часты бураны. Полярная ночь длится до 6 месяцев. Летом температура около 0 Небо часто затянуто облаками, идет дождь. Наступает полярный день. Весна и осень короткие. Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина льда от 2м - до 30м
Как вы думаете, кто может выжит в таких условиях?
4.Самостоятельная работа с учебником , стр.14-15 (дети делятся на группы: ботаники и зоологи; в каждой группе - консультант)
К каким выводам пришли ботаники?
В этой зоне кормильцы очень малы. Это планктонные растения. А так же мхи и лишайники.
К каким выводам пришли зоологи?
В основном встречаются едоки: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты.(слайд 4)
(дети рассказывают об этих животных)
Работа в группах. .(слайд 5)
Попробуем составить пищевые цепи:
Моллюски ----морж--------касатка
Водоросли ----мелкие --------
ракообразные рыба ------ тюлень ------белый медведь
5 В холодном поясе есть еще одна природная зона. Найдите ее на карте (стр.104-105) (это тундра)
Обратимся к климатологу..(слайд 7)
Условия в тундре более благоприятны для существования живых организмов. Летом температура повышается до +10.Но бывают 2-3 недели, когда температура повышается до +20. Зима долгая, холодная. Температура опускается ниже -36. Характерны резкие ветры, пурга. Почти на всей территории тундровой зоны распространена вечная мерзлота. Летом почва оттаивает на небольшую глубину- от 30см до 1,5м Мерзлый грунт не пропускает воду, поэтому тундра усеяна неглубокими озерами и болотами.
Как вы думаете, кто может выжить в таких условиях?
6.Самостоятельная работа с учебником , стр.15-17 (дети делятся на группы: ботаники и зоологи; в каждой группе - консультант)
(слайд 8)
Ботаники: Растительный мир богаче, чем в Арктике. Много ягеля, встречаются цветковые растения(брусника, голубика, багульник, морошка, полярные маки). Характерны карликовые деревья и кустарники (полярная ива, карликовая береза).
(слайд 9)
Зоологи: Разнообразен и животный мир. тундре обитают: лемминг, песец, северный олень, волк, овцебык, ласка, полярная сова и др.Летом очень много насекомых. В тундре встречаются представители всех «профессий» экосистемы.
7.Итог
Итак, мы побывали в зоне холодного пояса. Какие выводы можете сделать?
(На Земле ледяные пустыни и тундры расположены там, где не хватает солнечного тепла. Растения и животные приспосабливаются к жизни в таких условиях.)
Проверь себя. (слайд 10)
1.Распредели животных по природным зонам:
Полярный шмель
Белый медведь
Арктика Лемминг Тундра
Песец
Тюлень
2. Выбери лишнее:
-
Северный олень, песец, лемминг, тюлень;
-
Морж, северный олень, песец, гнус;
-
Морошка, голубика, малина;
-
Карликовая береза, карликовая ива, ель
(слайд11)
3. Кроссворд.
По вертикали:
-
Морское ластоногое млекопитающее животное. (Тюлень.)
-
Жилище у лопарей. (Чум.)
-
Одно из красивых и смирных животных, необходимое для жителей дальнего Севера, как верблюд для жарких стран Африки. (Олень.)
-
Большой хищный всеядный зверь с длинной шерстью. (Медведь.)
-
Травянистое болотное растение с белыми цветами и желтоватыми ароматичными съедобными ягодами. (Морошка.)
-
Птица распространенная преимущественно в холодном поясе. Питается рыбами, моллюсками, падалью. (Чайка.)
По горизонтали: Если разгадали правильно кроссворд, у вас получилось название.
1) Безлесного пространства приполярных областей, в зоне вечной мерзлоты, обычно болотистого, мшистого, каменистого или покрытого мелкой растительностью…
Слайд 12
Не то, что мните вы, природа;
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык!
Ф.И.Тютчев