• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Инновационный проект «Деятельность учителя по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

Инновационный проект «Деятельность учителя по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Синодское

Воскресенского района Саратовской области»








Инновационный проект


« Деятельность учителя по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»






















Автор работы: Прокофьева Галина Львовна

занимаемая должность: учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Место выполнения работы: МОУ « СОШ с. Синодское

Воскресенского района Саратовской области»




2013 год



СОДЕРЖАНИЕ:

I. Обоснование актуальности проекта.

II. Цель и задачи педагогического проекта.

III. Деятельность в рамках проекта:


  1. Изучение литературы по проектной и исследовательской деятельности.


  1. Планирование работы с обучающимися и диагностика их достижений.


  1. Описание полученных результатов.


  1. Результативность проекта.

IV. Список литературы.




Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит её находить.

А. Дистерверг

I. Обоснование актуальности проекта.

Новые социальные запросы, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребенка.

Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в последние годы не устают повторять о том, что если мы хотим, чтобы выпускники школ были успешными людьми, знающими, чего они хотят в жизни, то особое внимание следует уделять начальному образованию детей. Надо начать развивать в детях первичные навыки исследовательской работы уже с первого класса. Учителя - предметники сразу оценивают, насколько обучающиеся этого класса самостоятельны в суждениях, активны в поиске ответов на интересующие их вопросы. Работать с такими детьми будет увлекательно и приятно.

В настоящее время сложилось новое понимание основной цели образования.

Учитель должен заботиться о формировании ученика, определённого набора компетенций, способности к саморазвитию.

Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся: принцип деятельности и целостного представления о мире, принцип непрерывности, минимакса и вариативности, принцип творчества, актуализации субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе.

Организация проектно- исследовательской деятельности младших школьников - серьезная и сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.

Приобщение детей к проектно-исследовательской деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

В связи с этим, в настоящее время вызывает огромный интерес проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностное развитие ребенка.

Есть мнение, что на первом этапе обучения младших школьников исследовательская деятельность не предусмотрена, так как дети слишком малы для проектирования.

Но, опираясь на свой личный опыт работы с первым классом, я пришла к выводу, что эта деятельность возможна, и в ней есть необходимость у всех участников образовательного процесса.

Все мы знаем, как тяжело младшему школьнику адаптироваться в школе на первых ступенях обучения, а учителю заинтересовать ученика и его родителей совместной учебной деятельностью.

Считаю, что проектно-исследовательская деятельность - эффективный путь решения данной проблемы.





II. Цель и задачи педагогического проекта.

Цель проекта - организовать с учащимися проектно- исследовательскую деятельность и проследить, как она влияет на личностное развитие обучающихся.

Задачи проекта:

  1. Изучить методику исследовательской и проектной деятельности для начальной школы.

  2. Провести диагностику класса и выявить личностное развитие обучающихся за 4 года.

  3. Показать образовательный результат проектно-исследовательской деятельности учащихся и учителя.

  4. Показать эффективность коллективных проектов по сплочению коллектива учащихся.

Ожидаемый результат:

1. Осуществление разнообразных форм участия в проектно-исследовательской деятельности школьников:


  • Мотивационная деятельность: подбадривает ребенка, показывает собственную заинтересованность;

  • Информационная деятельность: состоит в поиске нужной информации;

  • Организационная деятельность - это распределение времени, планирование деятельности ребёнка;

  • Техническая деятельность: монтаж полученного материала.

2. Личностное развитие обучающихся. Формирование ключевых компетентностей учащихся при решении проблем: информационно-коммуникационной, эстетико - технологической, учебной и компетентности взаимодействия.

3. Рост активности учащихся в совместной деятельности в школе и стиля определения взаимодействия учителя с учениками, с родителями.

III. Деятельность в рамках проекта.

I этап- изучение литературы по проектно- исследовательской деятельности.

Изучив литературу по проектно- исследовательской деятельности можно сделать вывод, что авторы разных книг приходят к неоднозначному мнению. Большинство считают, что тема актуальна в настоящее время и популярна в педагогической среде, другие же считают метод проектов и следовательской деятельности не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющимся мире постиндустриального общества. Так считают авторы книги « Проектная деятельность учащихся» - М.К. Господникова, Н. Б. Полянина и другие.

Тем не менее, за эти годы накоплен большой опыт, выпущена методическая литература, в которой можно найти ответы на многие вопросы.

Учителя из города Омска МОУ « Гимназия №140», Т.В. Коробейникова и Е.В. Митрясова ведут свой рассказ, начиная с истории педагогики:

«… Идея использования исследования, известна со времен Сократа. Организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставил в положение исследование определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце XII века»1 .

Представитель классической дидактики К.Д. Ушинский, выделял два основных пути учения: « учение пассивное» - посредством преподавания и « учение активное» - посредством собственного опыта.

И хотя он не включал в текущий учебный процесс элементы будущего материала, но значение перспективы в целом понимал. Это выразилось в одном из дидактических правил обучения « от известного к неизвестному, от близкого и знакомого к отдаленному и незнакомому».

Сегодня мы больше опираемся на « учение активное», так как современные дети более открытые, любознательные, есть стремление наблюдать и самостоятельно делать выводы.

Авторы книги « Исследовательская деятельность младших школьников» - Е.В. Кривобок и О.Ю. Саранюк, составили тематическое планирование внеурочного времени по классам на учебный год, где исследовательской деятельности уделяется особое внимание.

Они считают, что « исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельное умозаключение. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудач, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование»2.

Очень интересны работы доктора педагогических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университете А.И. Савенкова. Его методическое пособие « Методика исследовательского обучения младших школьников» содержит ответы на многие вопросы.

А.И. Савенков убедительно говорит о значимости работы педагога в этом направлении, что очень важно, и о готовности ребёнка к этой деятельности.

« .. Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условие для исследовательского обучения»3.

Вместе с тем, недостаточно материала о том, как исследовательская деятельность влияет на личностное развитие ребёнка младшего школьного возраста.

С первого класса ребёнок благодаря своей любознательности имеет небольшой жизненный опыт, а значит, есть и возможность активизации интереса к обучению посредством собственного опыта, называемого еще « исследовательским». Важную роль в этой деятельности играет не только учитель, но и родители, психолог, социальный педагог. Но методических предложений по этой проблеме практически нет. На основании изученного, можно предложить следующий алгоритм деятельности с учениками.

Алгоритм работы учащихся над проектом:

  1. Беседа с учениками « Что такое проектная деятельность».

  2. Выбор темы проекта и разработка плана действий.

  3. Работа над проектом (поиск информации, консультирование детей в ходе проекта)

  4. Защита результатов работы групп .

II этап. Планирование работы с учащимися на основании результатов диагностики за 4 года.

Начиная работать с детьми над проектами с первого класса, было важно объяснить детям и их родителям:

- Зачем это нужно?

- Что такое проект?

- Что такое исследование?

Что может первоклассник, который еще и читать то не умеет? Здесь можно поспорить - умеет все! Ведь дети в современном мире гораздо любопытнее и в первом классе имеют уже, хотя и маленький, но жизненный опыт. Они знают много сказок, название растений, фрукты, овощи и многое другое.

Проекты над которыми работали первоклассники были не сложные: « Мой будущий дом», « Фрукты и овощи», «Лес- наш друг » ( приложение№1) и т.д.

Дома учащиеся работали с родителями: подбирали информационный материал, картинки, рисовали свои рисунки. Заинтересовались не только дети , но и родители. Во 2-3 классах работа над проектами и темы усложнялись.

Были выполнены такие проекты , как « Волшебный дар природы», « Мы- волшебники», « Источник жизни», « Жизнь и творчество А.С. Пушкина», « Велосипед, как средство передвижения» и много других.

А также в течение этих лет я старалась внедрять почти на каждом уроке элементы исследовательской и проектной деятельности.

Сегодня, когда дети учатся в 4 классе, они сами способны найти информацию, подготовить материал. Темы проектов стали более сложными : « Поэт серебряного века», «Значение наших имен»(приложение №2).

На уроках учащиеся выполняют мини-проекты, такие ,как составить проект кроссворда по изученному материалу, проект обложки художественного произведения.



Ш этап. Описание полученных результатов.

Наблюдая за работой учащихся в течение четырех лет, проводя диагностические исследования по личностному развитию учащихся, я составила таблицу и вывела диаграмму:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Способность к самоорганизации

20%

30%

40%

70%

Коммуникабельность

30%

40%

50%

70%

Умение находить и обрабатывать информацию

20%

40%

40%

60%

Умение работать в команде на общий результат

20%

40%

50%

90%

Адекватно реагировать на изменяющиеся условия во время работы

20%

40%

50%

90%

Эмпатия и толерантность

20%

40%

60%

90%

Инновационный проект « Деятельность учителя по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

Как видно из данной таблицы за 4 года дети повысили уровень личностных компетенций. Учащиеся стали более самостоятельными, умеющими самостоятельно находить и обрабатывать информацию, быть внимательными друг к другу. В общем можно сказать уровень поднялся примерно на 60%.

Я уверена, что формируя навыки проектно-исследовательской деятельности младших школьников, я учу их сомневаться, искать, сравнивать, активно развивать свой творческий и интеллектуальный потенциал, что, без всякого сомнения, очень пригодится ребятам в последующем обучении в средних и старших классах.

IV этап . Результативность проекта.

Выполняя проекты, каждый ребенок вносил свой вклад в общее дело.

Кто- то выступал организатором, кто-то исполнителем, а значит, становились самостоятельными и ответственными.

Многие ученики стали ближе друг к другу в общении. Дети увидели себя и своих одноклассников в качестве хорошего и знающего друга.

Родители стали активнее ходить в школу, им стало интересно знать не только, как учиться их ребенок, но и чем занимается после уроков.

Через беседы с учащимися, родителями; наблюдая за их деятельностью в ходе коллективных работ, были сделаны ряд выводов:

  1. Более 50% учеников смогли планировать свои действия;

  2. Делать рефлексию собственного поведения;

  3. Испытали потребность в получении признания одноклассников.

  4. Работа в условиях проектов позволила расширить взаимоотношения между учащимися;

  5. Серьёзно подходили к работе, овладели правилами работой с книгой, толковыми словарями, энциклопедиями.

  6. Дети включали в работу членов семьи, что позволило и родителям взглянуть на своих детей с другой стороны; увидеть , что хочет их ребенок, чем заинтересован, к чему стремится.

Интересны были заключительные беседы с учениками . Это не только возможность обмениваться мнением, но и подвести итоги исследования, систематизировать полученные знания, увидеть ошибки; спрогнозировать дальнейшую работу. Каждый ученик осознавал, чему он научился или где еще возникают затруднения.

Трудно ли было заниматься исследованием в ходе проекта?

Дети , отвечая на этот вопрос называли конкретные трудности: непонимание смысла некоторых слов, составление и обобщение материала и т.д.

Мы все прекрасно знаем, что успешная совместная работа с детьми, с родителями возможна при едином понимании целей и задач. Ведь необходимо формирование единого образа мира ребёнка. По итогам работы проведены анкеты и проанализированы мнения всех сторон участников образовательного процесса по единообразным вопросам. Результаты были изучены, и на классном часе было предложено их обсудить. Были определены успехи каждого из детей и проблемы, над которыми нам вместе необходимо поработать.

Протестировав учащихся по методике С.Р. Немова « Социально-психологическая самоаттестация группы» как коллектив, в 4 классе сделаны выводы:

- Класс, как коллектив, является сплоченной, дружной командой. - Учащиеся стараются быть вместе. Все задачи, поставленные перед классом, решают дружно, сообща. Дети слаженно и организованно делают любое начатое дело и доводят его до конца.

- На первом месте учащихся ставятся интересы класса в целом, а не собственные.

-У 70% учащихся всегда преобладает жизнерадостный тон настроения. Они полны энергии, активны, испытывают чувство гордости за коллектив. В классе царит атмосфера заботы, доверия, каждый из ребят в коллективе уверен в себе, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Все эти факты свидетельствуют о благоприятном психологическом климате в классе.

Ученики нашего класса принимают активное участие в различных конкурсах, предметных олимпиадах. 2 (20%) ученика стали призерами муниципальной предметной олимпиады 2011/2012 года. 1 ученица заняла 3 место в районе в игре-конкурсе « Человек и природа».

Первый учитель и семья должны стать для ребёнка крепкой опорой для дальнейшего успеха. Наряду с динамикой в сформированности личностных характеристик, в сравнении с первым годом обучения, можно отметить развитие потребности ребёнка в признании окружающих не только одноклассников, но и ребят других классов; проявляется творческое отношение к действительности.

Исследовательская и проектная деятельность создает условия для познавательного развития детей; воспитывает чувство симпатии к сверстникам и интерес к их поступкам; способствует овладению различными способами действий с целью развития самостоятельности; способствует развитию воображения и творческих проявлений младших школьников. А значит и влияет на целенаправленное личностное развитие младших школьников.

Ученик научиться действовать может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке и во внеурочное время, образовательные технологии, которые он выбирает , формируют функциональную грамотность учеников начальных классов.

В работе с учениками и их родителями невероятно важно понимание, союз и понимание со всеми участниками работы, дают неограниченные возможности учителю.



Список литературы:



1.Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе- Волгоград. Издательство « Учитель», 2007

2.Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников.- Волгоград. Издательство « Учитель», 2008

3. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология.- Москва. Педагогическое общество России, 2003

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара. Издательство « Учебная литература», 2004

5.В.Ф.Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендация для учителя. Проекты.- Издательство « Учитель»-Волгоград, 2010

6.Н.Б. Шумакова Развитие исследовательских умений младших школьников. Издательство « Просвещение»- Москва, 2011






















Приложение №1

Окружающий мир

Тема: Лес - наш друг.

Учащиеся должны знать:

Основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; виды лесов; значение леса в жизни человека.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  1. Распределение детей по группам.

Учитель организует несколько инициативных групп .

В каждой группе распределяются роли: исследователь, экспериментатор, художник,аналитики.

Дети рассаживаются по группам.

  1. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

2.Формулирование темы и целей урока.

- Сегодня мы с вами будем принимать участие в проекте « Лес-наш друг».

Какие особенности проектной деятельности мы знаем? ( дети перечисляют)

- Сегодня мы работаем по плану:

1. Обсуждение задания

2. Выполнение практического задания («экспериментаторы»).

3. Оформление задания (художники).

4. Формулировка выводов ( «аналитики»).

5. Применение результатов ( «исследователи»).

-Давайте обсудим цели урока.

В результате обсуждения называют следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на земле.


  1. Подготовительный этап.

« Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта: 1.Виды леса. 2. Обитатели леса. 3. Значение леса в жизни людей. 4. Правила поведения в лесу. 5. Красная книга.

4.Разработка составных частей проекта.

В первом разделе группа раскладывает карточки на группы, делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов, рисуют рисунки. Готовят рассказ с опорой на материал.

Во втором разделе группа детей выбирают из заготовленных картинок растения и животных леса. Располагают растения и животных на фоне леса, поясняют особенности каждого растения и животного, смотрят в справочные материалы (заранее заготовленные книги). Рисуют рисунки и готовят рассказ.

В третьем разделе дети получают «рассыпавшееся»стихотворение С. Маршака « Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, а также набор картинок « Что дает нам лес?». Дети составляют из строчек стихотворение, соединяют картинки. Составляют текст сообщения.

В четвертом разделе дети из набора карточек составляют словесные формулировки правила поведения в лесу: в первую группу откладывают- запрещающие действия, во вторую формулировки правил поведения.

Оформляют альбом и готовят сообщение по рисункам о вредном влиянии деятельности человека.

В пятом разделе « Красная книга». Среди фотографий и рисунков с изображением животных дети находят тех, кто занесены в Красную книгу.

Учащиеся отбирают нужные фотографии и рисунки, оформляют альбом и готовят сообщение.

5.Испытание всего проекта.

- Подведем итог нашей работы.

Учитель прикрепляет на доске страницы альбома детей. Каждая группа делает сообщение по своей странице. Дети рассказывают, что понравилось, какие были трудности и их причины.

В конце определяют значение проекта.

-Для чего мы с вами делали эту работу? Что нового узнали?




































1 Марафон идей « Включение приёмов исследовательской работы в урок»

Т.В. Коробейникова, Е.В. Митрясова. Сеть творческих учителей.

2 Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград 2009

3 Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара 2006,с.5

Издательство « Учебная литература»

© 2010-2022