Метод творческих проектов на уроках технологии ТЕХНИКА-РЕМЕЙК

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод творческих проектов на уроках технологии

ТЕХНИКА-РЕМЕЙК.

НОВЫЙ ГОД В ПОДВОДНОМ ЦАРСТВЕ

В последнее время в школьную практику все активнее внедряется новая образовательная область «Технология»

Специфическим методом обучения учащихся в этой области является метод творческих проектов. Метод проектов система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняются практических заданий.

Цель проектов - формирования системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Проективный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с литературой, искусством, историей, математикой.

Структура проектирования состоит из нескольких этапов:

Организационно- подготовительный этап. Он включает в себя поиск проблемы, обоснование выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, анализ предстоящей работы, определение критериев контроля за качеством, организация рабочего места. На этом этапе перед школьниками ставится проблема. Школьники должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение эскиза и рисунках.

Технический этап. Его цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.

Заключительный этап: на этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

Включение школьников в проектную деятельность и для учителя, и для учеников- явление новое. А внедрение нового всегда сопровождается трудностями. У детей боязнь сделать что-то не так усиливается страхом снижения оценки. Они боятся обращаться за помощью к учителю. Поэтому рекомендуется использовать бригадно- лабораторный метод.

Проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся.девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Урок технологии «Новый год в подводном царстве»

Тема: Творческий проект. Работа с разными материалами и готовыми формами. Изготовление поделок в технике ремейк.

Цель: формирование понятий об изготовлении поделок в технике ремейк; формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся; развитие умения составлять план предстоящей работы; развитие умения работать в группах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся; развитие связной речи учащихся при защите проектов; воспитать бережное отношение к инструментам и экономное расходование материалов.

Оборудование: видеомагнитофон, видеофильм с записью подводного мира; магнитофон, мелодии с записью инструментальной музыки; отличительные флажки для каждой бригады; рисунки героев из мультфильма «Русалочка»; обьемная конструкция елки; коллекция «Виды пластмасс»; инструкционные карты по правилам работы с ножницами и правилам рабочего человека; схема «Звездочки обдумывания»; карточки- заготовки для составления алгоритма предстоящей деятельности; пластмассовые бутылочки для изготовления поделок.

  1. Организационный момент.

Звучит мелодия инструментальной музыки, на экран проецируется видеозапись подводного мира. - Давным- давно на дне самого синего океана жил морской царь - старый и мудрый Тритон. Жил он со своими дочерьми во дворце из разноцветных кораллов и ценных раковин. Вы, конечно, знакомы с его младшей дочерью, милой русалочкой Ариэль. Маленькая русалочка часто искала взглядом в высоте слабый солнечный свет, пробивавшийся через глубокие воды.

Однажды Ариэль и Себастьян выплыли на поверхность. С неба падали крупные снежинки, и берег, покрытый снегом, искрился на солнце. Тут русалочка увидела, что люди на берегу наряжают елку.

- Что они делают? - удивилась она.

- Готовятся праздновать Новый год, - ответил Себастьян.

- Я тоже хочу отпраздновать Новый год, - сказала русалочка.

- Это невозможно! - воскликнул Себастьян. - Под водой нет елок.

- Зато под водой есть карабельные мачты.

Она поплыла к затонувшему кораблю и , нарвав охапку водорослей, привязала их к мачте. (Открывается доска, на которой укреплена конструкция объемной елки из маскировочной сетки, имитирующие морские водоросли.)

Себастьяну эта идея не понравилась. Но другие обитатели подводного царства заинтересовались затеей русалочки. Стайка любопытных рыбок принялась кружить вокруг мачты-елки и облепила ее. (На доске появляются рисунки морских рыбок.) Они с удивлением смотрели на это чудо.

  1. Постановка учебной задачи.

- Наша русалочка улыбнулась. Но на елке елке чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? (Елочных игрушек)

Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь жителям подводного царства? (Да, сможем.)

В чем будет заключаться помощь? (Мы изготовим игрушки для украшения елки.)

III.Создание творческих бригад.

- Я предлагаю создать творческие группы для поддержки морских жителей. Назовем их «Крабы», «Морские коньки», «Черепахи», «Ракушки», «Морские звезды» и «Рыбы».

Проходит жеребьевка, назначаются бригадиры. Учащиеся рассаживаются по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой.

IV.Знакомство с техникой ремейк.

-сегодня я познакомлю вас с одним из интересных видов творчества. Он носит название ремейк. Это английское слово в переводе означает «переделка». Многие современные технологии носят это название. Такой процесс в промышленности очень важен.

Как вы думаете, почему?

Да, сохраняются природные ресурсы, а старые, использованные и ненужные вещи приобретают новую жизнь. Сырьем для производства служат уже использованные материалы: ткань, бумага, пластик и т.д. В домашних условиях тоже можно осуществить некоторые технологии ремейка. Приведите свои примеры. (Переделка одежды, ремонт старых вещей и т.д.)

Сделанная вашими руками вещь подарит дому тепло и уют, вашим родственникам и друзьям радость от оригинального подарка, а вам- удовлетворение от хорошо выполненной работы и экономию в семейном бюджете. Ведь цена такой вещи не рубли, а наше умение, терпение, желание сделать приятное близким, ваша фантазия и творчество.

V.Знакомство с видами и свойствами нового материала.

- Сегодня на уроке будем использовать один необыкновенный материал. С ним нас познакомит рыбка Флаундер. (На доске вывешивается картинка рыбки.) Эта любопытная рыбка проплывала около торгового судна и подслушала разговор двух торговцев.

В свете есть такое диво,

Вот молва идет правдива-

Материалы нынче есть,

Что не может глаз отвесть:

И красивы, и практичны,

И легки, и нетоксичны.

Правду молвят или лгут-

Их пластмассами зовут.

Современная промышленность использует для упаковки продукции для упаковки продукции синтетические полимерные материалы: такие упаковки легки, прочны, практичны, красивы. После использования их, как правило, выбрасывают и тем самым надолго загрязняют окружающую среду.

Как вы думаете, почему? (Они не разлагаются.)

Чтобы правильно работать с этим материалами, надо знать их виды и свойства. Давайте знакомиться с новым материалом.

Вообще пластмасса- это как бы фамилия. А имен у нее очень много. Первые два брата- это пенопласт и поролон. Когда они были горячими и жидкими, в них добавили специальное вещество. А им не нравится высокая температура, они разозлились и стали выпускать газ. Этот газ надул у пенопласта шарики- гранулы, ну прямо пена получилась. А у жидкого горячего поролона газ насквозь продул дырочки-поры. Когда они остывают, то перестают быть жидкими. Всем известен полиэтилен. Где только его не встретишь в наши дни! Космонавты- лунопроходцы ссыпают пробы лунного грунта в полиэтиленовые капсулы. Домашние хозяйки хранят в полиэтиленовых пакетах разнообразные продукты. В огромных полиэтиленовых цистернах хранят и перевозят жидкости.

Как вы думаете, какие инструменты будут помогать нам в работе с этими материалом(ножницы, шило, канцелярский нож).

-Надеюсь, вы помните правила работы с этими инструментами.(инструктаж)

Приступаем к работе.

-Каждая группа будет делать только 1 поделку, разработав свой творческий проект. В разработке своего проекта вам поможет таблица-обдумывания.

Изделие

1.Назначение

2. Форма, размер

3. Особенности конструкции

4. Материал

5.Цветовое решение

6. Декоративное оформление.

Я хочу подвести итог, вы сделали прекрасные поделки, по конструктивным критериям они прочны, удобны в использовании по технологическим -оригинальным и рациональным.

Я думаю, что задачи урока выполнены. Мы помогли жителям подводного царства подготовится к встрече Нового года. Вы украсили елку, проявив свою фантазию, творчество.

Спасибо за работу!


© 2010-2022