Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (ФГОС)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"

П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

___________ Е.В. Крепешева

Приказ № __232____

от «__31_» ___августа______ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру для 4 класса начального общего образования

(предмет, класс, уровень образования)

Казаковой Любови Сергеевны, высшая квалификационная категория

(Ф.И.О. учителя, категория)

2015/2016 учебный год, срок реализации 1 год


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по

образовательному процессу

__________ И.В. Колесникова

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

протокол № _____1______ от

«___28_» __августа________ 2015г.

_______ С.А. Семенова, руководитель ШМО

п.г.т. Уренгой

Ι. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа России»). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты для 4 класса. - М.: Просвещение, 2015.
Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России». Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса явля­ются: 1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира. Срок реализации данной программы - 1 год (четвёртый год обучения в общеобразовательной школе). Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» предназначена для учащихся 4б класса. В классе 10 мальчиков и 11 девочек. По итогам 3-го года обучения учащиеся имели хорошие результаты усвоения учебного материала по предмету:100% общую успеваемость и 100% качественную успеваемость. «5» имели 66 % учащихся (15 школьников), «4» -34 % учащихся (6 школьников). Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников. Используемые методы обучения: - по источнику знаний:
  • практические методы: опыты, упражнения и др.;
  • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
  • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
  • видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;
  • работа с индивидуальными ученическими нетбуками.
- по типу познавательной деятельности
  • объяснительно-иллюстративные методы;
  • репродуктивные;
  • методы проблемного изложения;
  • частично поисковые методы;
  • исследовательские.
- по дидактическим целям:
  • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
  • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Используемые технологии:
  • технология проблемного обучения;
  • технология деятельностного метода;
  • дифференциация обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проектная деятельность;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки «Портфолио».

II. Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

III. Место учебного предмета в учебном плане


На изучение окружающего мира в 4 классе начальной школы при шестидневной учебной неделе отводится по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов в год. Фактическое количество часов - 68 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся на уроках окружающего мира реализуется материал краеведческой направленности.

IV. Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета


  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (ФГОС)Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине,
    к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосер­дия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценност­ных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональ­ный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно - и социально-нрав­ственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета
Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. К концу 3 класса учащиеся должны знать: - что такое неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии; - строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; - имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах; правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); - основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки; - названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России. Учащиеся должны уметь: - различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе; - различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); - выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; - использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; - определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

VΙ. Содержание учебного предмета


Земля и человечество (9 ч) Мир глазами астронома, Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет, Земля - пла­нета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество и области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: знакомство с картой звездного не­ба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте: знакомство с историческими картами. Природа России (10 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, лона лесом, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон. охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической кар­те изучаемых географических объектов; поиск и показ изу­чаемых объектов па карте природных зон России; рассмат­ривание гербарных экземпляров растении различных при­родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. Родной край - часть большой страны (15ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т.д.). Охрана почв и нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными прес­ною водоема, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя. Практические работы: знакомство с картой края; рассмат­ривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров расте­ний различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края. Страницы всемирной истории (5 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество, Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз. железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время, представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Страницы истории Отечества (20 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна горо­дов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси. Наше Отечество в XIII -XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII- XV вв. Наше Отечество в XVI -XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири, Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI - XVII вв. Россия и XVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России Петербург. Провозглашение России империей. России при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: Л. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России и XVIII в. Россия в Х1а - начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй - последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20- 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник. Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция -«Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в. Прошлое родного края. Истории страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча­тельностями родного края (города, села) Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах. Современная Россия (9 ч) Мы - граждане России. Конституция России - наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб. гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток. Сибирь, Урал, Север Европейской России. Центр Европейской России. Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.



VIΙ. Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

Земля и человечество (9 ч)

1

Мир глазами астронома

1

01.09 - знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1-й части учебника, выбирать проекты для выполнения; - понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - рассказывать о мире с точки зрения астронома; - извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь; - работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

2

Планеты Солнечной системы

1

03.09

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;

- различать планеты и их спутник;

- устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

3

Звездное небо - Великая книга Природы

1

08.09

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;

- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером

4

Мир глазами географа

1

10.09

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать глобус и карту полушарий;

- составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

- извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

- работать с терминологическим словариком

5

Входная контрольная работа №1

1

15.09

- составлять рассказ о исторических событиях с помощью энциклопедий и других источников;

- извлекать информацию о исторических событиях из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них

6

Мир глазами историка

1

17.09

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

7

Когда и где? История -путешествие в глубь времён

1

22.09

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

- работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

8

Мир глазами эколога

1

24.09

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать о мире с точки зрения эколога;

- работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;

- знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;

- находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения

9

Сокровища Земли под охраной

1

29.09

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;

- работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из международной Красной книги;

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из международной Красной книги и готовить сообщения о них

Природа России (10 ч)

10

Равнины и горы России

1

01.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;

- различать холмистые и плоские равнины;

- характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11

Моря, озера и реки России

1

06.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: находить и показывать на Физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

- различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;

- находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

- готовить сочинения на тему урока;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

12

Природные зоны России

1

08.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;

Устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью солнцем поверхности Земли и сменой природных зон, работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

13

Зона арктических пустынь

1

13.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять самопроверку;

- работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания;

- характеризовать зону арктических пустынь по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

14

Тундра

1

15.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте;

- рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

- характеризовать зону тундры по плану, сравнивать природу тундры и арктических пустынь;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

15

Леса России

1

20.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить и показывать на карте зону тайги, смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;

- сравнивать природу тундры и лесных зон;

- находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

16

Лес и человек

1

22.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

- обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;

- характеризовать лесные зоны по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

17

Зона степей

1

27.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать общий вид леса и степей, описывать степь по фотографиям;

- находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;

- устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;

- сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

- характеризовать зону степей по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18

Пустыни

1

29.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;

- устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;

- сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;

- характеризовать зону пустынь по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

19

У Черного моря

1

10.11

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;

- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;

- характеризовать зону субтропиков по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Родной край - часть большой страны (15 ч)

20

Наш край

1

12.11

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;

- характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

- оценивать свои достижения на уроке

21

Поверхность нашего края

1

17.11

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

22

Водные богатства нашего края

1

19.11

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23

Наши подземные богатства

1

24.11

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;

- практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;

- извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых

24

Земля - кормилица

1

26.11

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

- работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почвы своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;

- извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;

25

Жизнь леса

1

01.12

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;

- рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

26

Жизнь луга

1

03.12

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;

- рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона;

- сравнивать природные особенности леса и луга;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

27

Жизнь в пресных водоемах

1

08.12

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;

- рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;

- характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28

29

30

Экскурсии в природные сообщества родного края. Проект «Наш край»

3

10.12, 15.12, 17.12

- наблюдать объекты и явления природы;

- определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

- фиксировать результаты наблюдений;

- сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

31

Растениеводство в нашем крае

1

22.12

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;

- работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

32

Животноводство в нашем крае

1

24.12

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;

- работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

33

Проверка достижений по теме «Родной край- часть большой страны»

1

29.12

- выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

34

Презентация проектов «Как защищают природу», «Мой атлас- определитель»

1

12.01

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

- посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

- интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

- готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

- готовить тексты сообщений;

- выступать с сообщением в классе;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта

Страницы Всемирной истории (5 ч)

35

Начало истории человечества

1

14.01 - Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

- определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;

- обсуждать роль огня и приручения животных;

- рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

- понимать роль археологии в изучении первобытного мира;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке













36

Мир древности: далёкий и близкий

1

19.01

- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

- определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;

- находить на карте местоположение древних государств;

- обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять сходство и различия;

- понимать роль появления и развития письменности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;

- понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

37

Средние века: время рыцарей и замков.

1

21.01

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;

- находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;

- развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;

- понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

26.01

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

- прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

- выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

- обсуждать роль Великих географических открытий в истории человечества;

- характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

28.01

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;

- характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;

- характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;

- рассказывать о научных открытия и технических изобретениях XX-XΙ вв;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Страницы истории России (20 ч)

40

Жизнь древних славян

1

02.02

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- анализировать карту расселения племён древних славян;

- выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

- характеризовать верования древних славян;

- составлять план рассказа на материале учебника;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

41

Во времена Древней Руси

1

04.02

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в ΙX-XΙ веках;

- характеризовать систему государственной власти в ΙX-XΙ веках в Древней Руси;

- обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

42

Страна городов

1

09.02

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты древнего Киева и древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

- характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

11.02

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в древней Руси;

- выявлять роль летописей для изучения истории России;

- характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;

- сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;

- обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

44

Трудные времена на Русской земле

1

16.02

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- прослеживать на карте нашествие Батыя на Русь;

- обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;

- рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

- находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;

- по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;

- заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради)

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

45

Русь расправляет крылья

1

18.02

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

- рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

- прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

- обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

46

Куликовская битва

1

25.02

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

- составлять план рассказа о Куликовской битве;

- отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;

- обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергея Радонежского;

- рассказывать о поединках богатырей;

- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

47

Иван Третий

1

01.03

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;

- обсуждать значение освобождения от монгольского ига;

- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

48

Мастера печатных дел

1

03.03

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать, как повлияло книгопечатание на развитие просвещения и культуры в Росси;

- на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

49

Патриоты России

1

10.03

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;

- отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;

- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

50

Петр Великий

1

15.03

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассказывать о реформах Петра Ι на основе материала учебника; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре Ι, которой нет в учебнике; - описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; - обсуждать, заслужено ли Пётр Ι стал называться Великим; - отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; - находить на карте приобретения города, основанные Петром Ι; - высказывать своё отношение к личности Петра Великого; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

17.03

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - составлять план рассказа о М.В. Ломоносове; - прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву: - обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры; - отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; - извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова; - высказывать своё отношение к личности М.В. Ломоносова; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

52

Екатерина Великая

1

22.03

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой; - сравнивать положение разных слоёв российского общества; - рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.Пугачёва; - прослеживать по карте рост территории государства; - рассказывать по учебнику о Ф.Ф.Ушакове и А.В.Суворове;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

53

Отечественная война 1812 года

1

24.03 - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; - отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; - обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

54

Страницы истории ХIХ века

1

29.03 - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке; - работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль; - сопоставлять исторические источники; - извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в ΙXX веке в регионе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

55

Россия вступает в ХХ век

1

31.03 - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций; - составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

56

Страницы истории 1920-1930-х годов

1

12.04 - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны; - сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; - сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

57,

58

Великая война и великая Победа

2

14.04, 19.04 - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; - обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; - встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; - прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны; - собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе; - готовить праздник ко Дню Победы; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

59

Страна, открывшая путь в космос

1

21.04 - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса;

- прослушивать песни, посвященные полёту Юрия Гагарина;

- знакомиться с репродукциями картин космонавта А.А.Леонова на космическую тему;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Современная Россия (9 ч)

60

Основной закон России и права человека

1

26.04 - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; - анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; - готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

61

Мы - граждане России

1

28.04 - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

- различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства;

- следить за государственными делами по программе новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

62

Славные символы России

1

03.05 - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других городов;

- знакомиться с Государственным флагом России, его историей, со знаменем Победы;

- выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимна других государств;

- обсуждать, зачем государству нужны символы;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

63

Такие разные праздники

1

05.05 - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;

- знакомиться с праздниками и памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;

- выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся;

- рассказывать о своих любимых праздниках;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

64

65

66

Путешествие по России

3


10.05, 12.05, 17.05 - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России; - рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры; - анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику; - пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

67

Итоговая контрольная работа

1

19.05

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

68

Презентация проектов: «Путешествие по городам мира», «Правители Древней Руси»

1

24.05

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

- посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

- готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

- готовить тексты сообщений;

- выступать с сообщением в классе;

- оценивать свои достижения и достижения по выполнению проекта

VIIΙ. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса


Оборудование класса

  1. Классная доска.
  2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  3. Рабочее место учителя.
  4. Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий и пр.
  5. Настенные стенды для размещения информации.
Технические средства обучения
  1. Персональный компьютер.
  2. Интерактивная доска.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Принтер струйный.
  5. Индивидуальные ученические нетбуки.
  6. Ноутбук для учителя.
  7. Телевизор.
  8. DVD - плеер.
  9. Документ - камера.
Печатные пособия
  1. Окружающий мир. 4 класс. Комплект таблиц для начальной школы.
  2. Рисунки, схемы, схематические рисунки.
  3. Раздаточный материал.
  4. Настольные развивающие игры.
  5. Научно-популярные книги для учащихся, словари, справочники и пр.
  6. Подборка методических материалов для учителя.
Натуральные объекты
  1. Реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители, в т. ч. модели, игрушки и пр.
Цифровые образовательные ресурсы (информационно-коммуникативные средства) 1.Естествознание. Секреты окружающего мира для маленьких натуралистов. Цель программы - познакомить ребенка с науками о природе, проверить и закрепить знания в этой области, восполнить пробелы в них и расширить кругозор. 2.Что такое хорошо и что такое плохо. Правила поведения в сложных ситуациях. Эта игра научит ребенка распознавать опасные ситуации и правильно на них реагировать. 3.Бомбина. Клавиатурный тренажер для детей. Высокая скорость набора текстов - умение, которое пригодится каждому. Тренажер «Бомбина» поможет детям 8-15 лет, играя, быстро освоить десятипальцевый слепой метод набора текстов. 4.Мышка Мия и Большая Шляпа. Основы физики, химии, биологии и астрономии. Встроенные интерактивные развивающие задания четырех уровней сложности познакомят с основами физики, химии, биологии и астрономии. Выполняя их в процессе игры, ребенок расширит кругозор и получит ответы на все вопросы, которые так интересуют юных исследователей (строение растений и животных, классы и отряды животных, тепловая энергия, солнечная система, свойства материалов, погодные явления, электричество, магнетизм). 5.Clifford. Клиффорд готовится к школе. Научись всему, чтобы в школе было легко и весело! Путешествуя с друзьями по Птичьему острову и помогая им выполнять различные задания, ребенок развивает различные навыки, которые помогут ему подготовиться к школе. 6.Искатель сокровищ. Отправляясь в путешествие по Пиратской Бухте, ребенок узнает интереснейшие истории о пиратах и найдет их сокровища. 7.Прогулки с динозаврами. Перемещаясь по воссозданному доисторическому Ландшафту, вы станете единственным свидетелем невероятного зрелища - увидите, как динозавры охотятся, выводят потомств Интернет-ресурсы
  1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru
  2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). - Режим доступа: km-school.ru
  3. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193
  4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok
  5. Газета «1 сентября». - Режим доступа: festival.1september.ru
  6. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа: uroki.ru
  7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: km.ru/ed
  8. Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа: uroki.ru
  9. Сайт ОМ «Школа России». - Режим доступа: http//school-russia.ru.


IХ. Формы контроля


После изучения каждого раздела проводится проверочная работа в виде теста (всего - 6). Работы выполняются в рабочих тетрадях на печатной основе. В течение учебного года учащимися должны быть выполнены 6 проектов. В начале учебного года проводится входная контрольная работа, итоговая контрольная работа - в конце года.

Наименование разделов и тем

№ урока в соответствии

с тематическим планированием

Примерное количество часов на самостоятельные работы

1 Входная контрольная работа

5

Приложение 1

2 Проверим себя и свои достижения по теме «Родной край - часть большой страны»

33

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова. М.Вако 2014 стр. 211

3 Итоговая контрольная работа.

67

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова. М.Вако 2014 стр. 379




Х. Список литературы


Литература для учащихся Основная

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 4 класс, В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас»: 4 класс. - М.: Просвещение, 2015.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты 4 класс, В 1ч. - М.: Просвещение, 2014. Дополнительная 1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2010 2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2010 3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2004 4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2004 5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2014 6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2014 7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2014 8. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2012 9. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2013
Пособия для учителя
  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2004
  2. Казакова О. В. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 4 класс. - М.: ВАКО
  3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс.- М.: ВАКО, 2014
  4. Муковникова О. Г. Природоведение. 4 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». - Волгоград: Учитель - АСТ, 2004
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2014
  6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2014
  7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2014
  8. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2004











Приложение

ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 4 КЛАССА

Вариант 1

Фамилия, имя ______________________________________________
В работе тебе встретятся разные задания: в одних тебе нужно будет выбрать ответы из нескольких предложенных, в других - записать несколько слов. Обрати внимание: в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один! Правильный ответ в заданиях 1 - 8 отметь крестиком, в заданиях 9 - 14 запиши ответ, в задании 12 проведи линии, в 15 задании нужно из текста выделить явные факты и по ним определить объект, записать ответ. Если ошибся, то зачеркни ошибку и выбери другой ответ.


  1. Укажи объект природы.

□ дом □ автомобиль

□ снег □ самолет

2. Каких веществ не бывает?

□ твёрдые вещества

□ жидкие вещества

□ свободные вещества

□ газообразные вещества

3. Что происходит с воздухом при нагревании?

□ взрывается □ окрашивается

□ расширяется □ сжимается

4. Укажи растение, которое относится к группе водорослей.

□ кувшинка □ морская капуста

□ ромашка □ камыш

5. Укажи животное, которое может жить только в воде.

□ морской котик

□ дельфин

□ лягушка

□ уж

6. Что такое осязание человека?

□ Способность человека слышать различные звуки.

□ Способность человека чувствовать запахи.

□ Способность человека чувствовать различные вкусы.

□ Способность человека чувствовать прикосновения.


7. Укажи место, где детям младшего возраста запрещается ездить на велосипедах?

□ на велосипедной дорожке

□ во дворе

□ по обочине дороги

□ на детской площадке

8. Какое полезное ископаемое имеет следующие свойства:

жидкое, горючее, легче воды, черного цвета?

□ нефть □ глина

□ каменный уголь □ песок


  1. Как называется план доходов и расходов?

__________________________________________

10. Напиши названия 3 - 5 городов Золотого кольца России.

__________________________________________

__________________________________________

11. Напиши названия 2 - 3 стран, которые имеют границы с

Россией.

________________________________________

________________________________________

12. Соедини линиями названия стран с их столицами.

Белоруссия Киев

Украина Минск

Латвия Рига

13. Назови страны Бенилюкса.

_________________________________________

__________________________________________

14. Отметь флаг Швейцарии?

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (ФГОС)Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (ФГОС)Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (ФГОС)

15. Определи, о каком животном идет речь.


Это самый высокий зверь на всей Земле. Даже новорождённый детёныш ростом в 2 метра! А от земли до рожек взрослого животного - 6 метров, из них половина приходится на шею. Хотя язык у этого животного очень длинный, но он постоянно молчит.

__________________________________________

ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 4 КЛАССА

Вариант 2


Фамилия, имя ______________________________________________
В работе тебе встретятся разные задания: в одних тебе нужно будет выбрать ответы из нескольких предложенных, в других - записать несколько слов. Обрати внимание: в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один! Правильный ответ в заданиях 1 - 8 отметь крестиком, в заданиях 9 - 14 запиши ответ, в задании 12 проведи линии, в 15 задании нужно из текста выделить явные факты и по ним определить объект, записать ответ. Если ошибся, то зачеркни ошибку и выбери другой ответ.



  1. Укажи объект природы.

□ катер □ маяк

□ дождь □ дельтаплан

2. Каких веществ не бывает?

□ твёрдые вещества

□ жидкие вещества

□ свободные вещества

□ газообразные вещества

3. Что происходит с воздухом при нагревании?

□ растворяется □ окрашивается

□ расширяется □ сжимается

4. Укажи растение, которое относится к группе водорослей.

□ камыш □ морская капуста

□ василёк □ ива

5. Укажи животное, которое может жить только в воде.

□ бобёр

□ дельфин

□ лягушка

□ гагара

6. Что такое осязание человека?

□ Способность человека слышать различные звуки.

□ Способность человека чувствовать запахи.

□ Способность человека чувствовать различные вкусы.

□ Способность человека чувствовать прикосновения.


7. Укажи место, где детям младшего возраста запрещается ездить на велосипедах?

□ на стадионе

□ во дворе

□ по обочине дороги

□ на закрытой площадке

8. Какое полезное ископаемое имеет следующие свойства:

твёрдое, сыпучее, тяжелее вода, жёлтого цвета?

□ нефть □ глина

□ каменный уголь □ песок


  1. Как называется план доходов и расходов?

__________________________________________

10. Напиши названия 3 - 5 городов Золотого кольца России.

__________________________________________

__________________________________________

11. Напиши названия 2 - 3 стран, которые имеют границы с

Россией.

________________________________________

________________________________________

12. Соедини линиями названия стран с их столицами.

Швеция Стокгольм

Исландия Осло

Норвегия Рейкьявик

13. Назови страны Бенилюкса.

_________________________________________

__________________________________________

14. Отметь флаг Германии?

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (ФГОС)Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (ФГОС)Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (ФГОС)

15. Определи, о каком животном идет речь.


Это самый высокий зверь на всей Земле. Даже новорождённый детёныш ростом в 2 метра! А от земли до рожек взрослого животного - 6 метров, из них половина приходится на шею. Хотя язык у этого животного очень длинный, но он постоянно молчит.

________________________________________


© 2010-2022