- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на темуОсобенности формирования здорового и безопасного образа обучающихся
Статья на темуОсобенности формирования здорового и безопасного образа обучающихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Филатова Н.А. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Филатова Н.А. МАОУ «СОШ №17»
Особенности формирования здорового и безопасного образа обучающихся
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав гражданина, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровьесбережение нации является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики нашего государства. В числе оздоровительных мероприятий особое значение придаётся системе здравоохранительного образования. Образовательные учреждения, работающие с детьми младшего школьного возраста, должны формировать уровень здоровья будущего гражданина. Это очень важная и актуальная для нашего времени задача. Не секрет, что в последние годы возрос процент детей с отклонениями в здоровье. Все меньше ребят приходит в школу с первой группой здоровья, и, как ни грустно отмечать, их количество по мере взросления только уменьшается. Прослеживается тенденция к увеличению численности детей с различными хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями (нарушения зрения, осанки, болезни крови, органов дыхания, пищеварительной системы, аллергическая, эндокринная и нервно-психическая патологии и т.д.). Ухудшение здоровья школьников обусловлено различными факторами. Это и плохая экологическая обстановка, и низкий социально-экономический уровень жизни многих семей, что отрицательно сказывается на качестве питания детей, их отдыхе и физическом и психологическом здоровье. Также рост заболеваемости детей напрямую связан и с неправильным образом жизни взрослых, который они повседневно наблюдают (дома, на улице, в телепередачах) и перенимают. Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Ученые-физиологи относят к школьным факторам риска, негативно влияющим на здоровье детей: - интенсификацию учебного процесса; - несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; - отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, - недостаточное использование средств физического воспитания и спорта. В настоящее время все эти факторы могут встречаться в работе ГПД. Причину этого следует искать в неправильной организации учебного труда детей, в неумении создавать условия для восстановления физических и духовных сил ребенка, как в процессе учебных занятий, так и при их завершении. ГПД иногда превращается в форму организации деятельности, направленной на надзор за детьми и выполнение ими домашних заданий. «Знаниевая» ориентация учебно-воспитательного процесса в настоящее время активно поддерживается учителями-воспитателями, считающими самоподготовку (выполнение домашних заданий по учебным предметам) главным режимным моментом. При этом остальные режимные моменты (посещение столовой, прогулки на свежем воздухе, клубные часы) сокращаются по времени проведения. Это ведет к удлинению монотонного учебного дня, что негативно влияет на здоровье детей. Как избежать этого? Как сделать так, чтобы благая цель - дать детям максимально качественные знания - не заслонила другую, не менее важную, - сохранить и укрепить их здоровье? В сложившейся ситуации здоровьесбережение - это уже не некое модное нововведение, а необходимость. Здоровьесберегающая педагогика не выражается какой-то конкретной образовательной технологией. Понятие « Здоровьесберегающие технологии » объединяет в себе все направления деятельности учебного заведения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, рассматривается как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся. Ответственными за реализацию здоровьесберегающей программы являются представители администрации школы, учителя, воспитатели групп продлённого дня, классные руководители, социальный педагог, психолог, медсестра и другие работники школы. Также привлекаются родители и социальные партнеры школы (поликлиника и др.). В осуществлении мер, направленных на сбережение и укрепление здоровья школьников, велика роль воспитателя в ГПД. Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе при работе с учащимися начальной школы, а особенно с первоклассниками, и активно вовлекать учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления. Таким образом, владея современными педагогическими знаниями, воспитатель планирует свою работу в тесном взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, учитывая приоритеты сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Работа как воспитателя в направлении сохранения и укрепления здоровья детей начинается задолго до того, как они придут в группу 1 сентября. Необходимо анализировать медицинские карты учащихся, беседовать с классным руководителем, родителями, медицинским работником школы, на основе полученной информации сделать выводы о характере общих проблем группы и индивидуальных особенностей детей, наметить план работы на год, составить календарно-тематическое планирование, разработать режим дня, подготовить кабинет к предстоящему году, учитывая санитарно-гигиенические нормы.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
- Образовательные (направлены на приобретение знаний и представлений о здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам, распространение информации по профилактике вредных привычек).
- Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
- Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).
- Прикладные задачи (направлены на формирование умений и навыков, необходимых для сотрудничества со сверстниками и обеспечения жизнедеятельности, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).
- Соблюдение режима дня.
- Рациональное питание.
- Оптимальная двигательная активность.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
- Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.
- Профилактика заболеваний, закаливание.
- Предупреждение вредных привычек и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
- Повышение психоэмоциональной устойчивости.
- недосыпание;
- несвоевременный прием пищи;
- недостаточное пребывание на свежем воздухе;
- учебные перегрузки.
Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. В некоторых школах практикуется употребление фито-чая, вдыхание эфирных масел, полезны фитонциды, выделяемые чесноком. Важна профилактика переутомления зрительной системы. Мы проводим зрительно-координаторные тренажи, зарядку для глаз. Регулярно напоминаем детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики. В ГПД уделяется внимание предупреждению вредных привычек и формированию полезных. Навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друга от друга. Навык - это усвоенный способ действия, умение хорошо, быстро выполнить действие, а привычка - это еще и потребность, стремление выполнять данное действие. Ребенок, привыкнув ежедневно чистить зубы и умываться перед сном, испытывает тягостное чувство, если ему приходится лечь спать неумытым. Девочка, имеющая привычку мыть посуду и убирать комнату, всегда найдет время и способ выполнить эту работу. Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка. Навык как бы прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение. Если ребенок научился хорошо ходить на лыжах, он с удовольствием будет проводить на лыжах свой досуг - это станет его привычкой. Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то дети должны быть информированы в соответствии с возрастом о непоправимом вреде, наносимом курением, алкоголизмом, наркоманией. Стараемся формировать у своих воспитанников стойкое негативное отношение к подобным привычкам, активно пропагандируем ЗОЖ. Когда говорят о вредных привычках, то имеют в виду именно эти явления, но есть и другие привычки, называемые вредными: привычка грызть ногти, выщипывать волосы и т.п. Они имеют несколько другую природу. В некоторых случаях воспитателю требуется помощь психолога, социального педагога. Повышение психоэмоциональной устойчивости не менее важно, чем укрепление физического здоровья. По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные - отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса способствует сохранению их здоровья. Задача воспитателей - пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами.
9