- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на научно-практической конференции по тема: Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности (из опыта работы)
Доклад на научно-практической конференции по тема: Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности (из опыта работы)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рыбкина О.В. |
Дата | 06.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Общероссийское общественное движение творческих педагогов "Исследователь"
7 -я Московская областная научно-методическая конференция
"Педагог-исследователь"
Секция:
Исследовательская деятельность учащихся: методика и практика организации.
Предметное обучение в начальной школе
Доклад
Тема:
Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности
(из опыта работы)
Выполнила:
Рыбкина Ольга Васильевна
учитель начальных классов
МОУ ССОШ
п.Северный
Талдомский район
Московская область
г.Талдом, 2014г. (Слайд 2) Все начинается с детства... Эта гениальная в своей простоте истина известна каждому педагогу. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось - не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
(В.Берестов) (Слайд 3) Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия. На мой взгляд, определение эффективности используемых в начальной школе образовательных технологий будет определятся тем, насколько они могут способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий.
(Слайд 4) С этой точки зрения наиболее востребованной в современной начальной школе становится проектно - исследовательская деятельность, т.к. она является способом формирования: • регулятивных, • познавательных, • личностных, • коммуникативных учебных умений. Организация исследовательской работы позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, эта работа позволяет: • обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, • позволяет научиться применять полученные знания.
(Слайд 5) Анализируя свою деятельность, я и мои коллеги сталкиваемся с рядом проблем: • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; • неспособность детей внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто дети уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит исследовательский метод, который позволяет организовать поисковую деятельность мальчишек и девчонок, обеспечить рост их коммуникабельности и развивает умения находить пути решения поставленных задач. Основываясь на собственном опыте работы, считаю реальным и целесообразным применение проектно-исследовательского метода учителями начальной школы как на различных уроках, так и во внеурочное время, поскольку универсальность этого метода позволяет совместить его с существующими системами обучения и программами в начальном звене. Однако внедрение учителем начальных классов данного метода в свою практику не должно происходить стихийно: следует проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся младшего школьного возраста к исследовательской деятельности. Считаю, что готовность учащихся начальных классов к проектно-исследовательской деятельности - это совокупность коммуникативных, проектных и рефлексивных умений. (Слайд 6) В 1 классе ведётся подготовка. В качестве первого компонента готовности к проектной деятельности выделяют формирование коммуникативных умений, поскольку они лежат в основе выполнения групповых и коллективных исследовательских работ как наиболее распространённых. К таким умениям, по моему мнению, относятся умения: • слушать, получать информацию; • обмениваться информацией; • управлять голосом; • адресовывать свое высказывание, обращаясь к кому-либо; • выражать свою точку зрения; • договариваться, находить компромисс. Данные умения стараюсь формировать у младших школьников с первых дней их обучения, когда дети совместно с педагогом в специально смоделированных учебных ситуациях «открывают» и доступно формулируют «Правила учебного общения»:
- работы в парах («ученик - ученик», «ученик - учитель»);
- в малых и средних группах от трех до шести человек («ученик - группа учеников», «учитель - группа учащихся»).
(Слайд 7) Такие умения формируются в результате систематически проводимых занятиях. Приведу пример: 1задание «Посмотрите на мир чужими глазами» Учитель: Представьте, что вы гуляете с друзьями во дворе. Как вы отнесетесь к появлению первого снега? Затем представьте, что вы -летчик, отправляющийся в полет, либо ворона, сидящая на дереве, зайчик в лесу. Вывод: Развивая предложенные сюжеты, можно формировать у детей разные точки зрения на одни и те же явления. Прекрасной формой приобщения младших школьников к элементарной исследовательской деятельности являются экскурсии в природу, тематические прогулки, которые могут быть проведены как на уроках, так и во внеурочное время. Здесь основополагающую роль играют вопросы. Их нужно выбирать в соответствии с конкретными условиями и возможностями наблюдения тех или иных объектов. Приведу пример: 1. Экскурсия в лес по теме: "Осенние изменения в природе" 1класс. • Интересно, все ли деревья сбросили листву? Мы еще сможем увидеть цветущие растения, насекомых, лягушек? • Значит, если я правильно вас поняла, многие считают, что еще не все деревья сбросили листву, что еще можно увидеть цветущие растения, насекомых, лягушек. Но как же нам все это проверить? • В чем же заключается задача наших наблюдений? 2. Игра «Следопыт» («Зоркий глаз», «С какой ветки эти детки?»). Учащимся (группам) предлагается по одному листу или плоду (орешек липы, крылатку ясеня, клёна и т.п.) деревьев или кустарников, встречающихся в месте проведения экскурсии. Эти растения и нужно найти. По ходу экскурсии дети находят объект и называют его. После этого выясняется, по каким признакам можно отличить данный объект от подобных ему. Для этого обращается внимание на форму кроны деревьев; толщину и расположение ветвей; цвет, размер, форму, характер поверхности и краёв листьев, их расположение на ветке; форму, размер, поверхность, цвет плодов. 3. Игра «Загадочная картинка». Учитель описывает картинку, а учащиеся с помощью наблюдения окружающих объектов узнают, какие из них описаны учителем. Например: • Тинькает, чирикает и каркает. Кто это? (синица, воробей, ворона). • Одни голые стоят, вторые угощения птицам приготовили, третьи еще золотыми монетами украшены (липа, рябина, берёза более поздней осенью). 3. Загадки с ошибками. Так, описывая предмет, намеренно допускаю ошибки. 4. Экспресс-исследования Суть сводится к тому, что дети проводят оперативное исследование по предложенной педагогом теме. Например, направляясь на прогулку после учебного дня, учащиеся получают индивидуальные или групповые задания для эмпирических исследований: • какие птицы живут в окрестностях школы; • какие растут деревья; • какие насекомые встречаются на пришкольном участке; • выявить основные признаки зимы и др.. 5. Задания на сравнение, классификацию и обобщение. Пример: 1. Игра «Кто больше?» (кто найдет больше отличий).
(Слайд 8)
Второй этап - 2 класс ориентирован на :
-
приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
-
развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
-
поддержание самостоятельности школьников.
(Слайд 9) На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности. С первых занятий знакомлю детей с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. Цель данного этапа работы: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности. И еще с ребятами учимся проводить эксперимент - важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты - это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения..
(Слайд 10) В качестве примера приведу исследование по предмету «Окружающий мир»: 1. Тема:"Живая и неживая природа". Цель данной работы заключалась в том, чтобы экспериментально доказать свойства объектов живой природы (рождение, развитие, питание, дыхание, размножение и гибель) на примере горошины и свойств неживых объектов природы на примере камушка. Данную работу мы будем представлять на общешкольном конкурсе исследовательских работ учащихся в конце ноября этого года.
(Слайд 11) Третий этап соответствует 3 и 4 классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
(Слайд 12) С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
(Слайд 13) Приведу примеры: 1. Коллективная исследовательская работа 3 класса по теме: "Кашу есть - здоровым быть!" Цель исследования: определить важность и полезность каши в рационе питания учащихся начальных классов. Гипотеза: мы предположили, что польза зерновой каши - в богатом содержании в ней витаминов и минералов, необходимых растущему детскому организму.
(Слайд 14) Мы пришли к выводу, что действительно все исследуемые каши богаты витаминами и минералами, необходимые полноценному росту и развитию школьников. Самыми полезными кашами являются - гречневая, овсяная и пшённая.
(Слайд 15)
Данная работа заняла 2 место в Третьей открытой региональной научно-практической конференции "Исследователь 21 века" в 2012 году.
(Слайд 16)
А также 1 место в рамках 9-го всероссийского дистанционного конкурса "Таланты России" в 2014 году.
(Слайд 17)
2.Исследовательский проект учащегося 4 класса по теме: "Как сохранить жизнь срезанным цветам?"
Цель исследования: Определить, какие факторы влияют на продолжительность жизни срезанных роз.
Гипотеза: продолжительность жизни срезанных роз зависит от соблюдения правил по уходу за цветами и добавления в воду эффективных добавок.
(Слайд 18)
Мы установили, что долговечность и свежесть роз обеспечивают добавки, дезинфицирующие воду. Лучшим оказался активированный уголь.
(Слайд 19) Данная работа заняла 1 место в Четвёртой открытой региональной научно-практической конференции "Исследователь 21 века" в 2014 году.
(Слайд 20) А также 1 место в рамках 9-го международного дистанционного конкурса "Таланты России" в 2014 году.
(Слайд 21) Рассмотренные методы и формы организации исследовательской деятельности главным образом используются в урочное время, поэтому по своей продолжительности они кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Все исследования носят предметный характер и направлены, в большинстве своем, как на освоение программного материала, так и на более глубокое его изучение. (Слайд 22) Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Я заметила, что работа над исследовательскими проектами сплачивает не только детский коллектив, но и родителей. Они тоже объединяются в группы, общаются, лучше узнают друг друга и переносят это своё положительное общение за рамки проекта в обыденную реальность.
(Слайд 23) Также мы выполняем и долгосрочные проекты. Приведу пример: Исследовательский проект учащегося 4 класса "Письмо в Вечную Память..." Цель работы : узнать о погибшем прадедушке и написать ему "Письмо в вечную Память".
(Слайд 24)
Была проведена большая работа: • Во-первых, мы исследовали и оформили альбом "Боевой путь 158 стрелковой дивизии";
(Слайд 25) • Ваня с бабушкой и родителями посетил Братскую могилу в с.Холмец Оленинского района.
(Слайд 26)
- С ребятами из школьного музея "Боевой славы" этого села вёл переписку и обменивался материалами.
(Слайд 27) В ходе исследования мы: 1. обнаружили ошибку в "Книге Памяти Кимрского района" о прадедушке учащегося, где он до сих пор числится пропавшим без вести. 2. Мы связались с начальником Военного комиссариата по г.Кимры Базаровым Михаилом Сергеевичем. 3. Он письменно уведомил нас о том, что изменения будут внесены до конца 2016 года
(Слайд 28) На занятиях внеурочной деятельности я второй год реализую программу кружка "Юный исследователь", рассчитанный на 2 часа в неделю. Девизом к реализации проектно-исследовательской деятельности нашего кружка служаь слова немецкого философа Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
(Слайд 29) Я нахожусь в начале пути реализации данного метода в своей педагогической деятельности. Считаю, что впереди еще много кропотливой работы по усовершенствованию форм и методов организации исследовательской деятельности учащихся. Их применение целиком зависит от творчества и желания учителя. Значит, выбор за нами, дорогие коллеги!
Доклад окончен.
Спасибо за внимание!
ЛИТЕРАТУРА 1. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26. 2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8 3. Разагатова Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. - С. 116-123. 4. Разагатова Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.А.Разагатова// Компетентностно-ориентированное образование: от идеи к школьной практике. Материалы региональных научно-практических семинаров. Авторский коллектив. Под общей редакцией к.п.н. Полушкиной Л.И. - Самара: ООО Абрис, 2006. - 158 с. 5. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. - М.: «Сентябрь», 2003. - С.204 6. Семенова Н.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Международная конференция «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста», посвящ. 40-летию каф. Фил. ТГПУ/Под ред. В.А.Дмитриенко, А.А. Степанова: -Томск: Изд-во ТГПУ.-2004. - С. 275-278.