- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка 3класс система Л. В. Занков
Урок русского языка 3класс система Л. В. Занков
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергеева М.О. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Именительный и винительный падежи имён существительных
Цели урока:
1. Образовательные: совершенствовать умения учащихся различать существительные в именительном и винительном падежах, формировать навык употребления их в речи.
2.Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
3. Воспитательные: воспитывать умение работать в паре, в группе; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Ход урока:
-
Орг. момент
2.Словарно - орфографическая работа
Запись на доске.
СЕЗОН ВИНТИК ЗОНТИК
КИВОК УКАЗАЛ ? (какое слово должно быть следующим?)- вокзал
Запишите это слово, поставьте ударение , выполните фонетический разбор, назовите орфограммы.
3.Подготовка к восприятию Мы с вами знаем, что в русском языке шесть падежей. Но возникает новый вопрос: все ли они одинаково употребляются в речи. Ученые задумались над этим, проанализировали тексты, подсчитали, и выявилась весьма примечательная картина в русском языке. Оказывается, падежи употребляются крайне неравномерно: один часто, другие редко. Самым частым падежом в письменной речи является именительный падеж, затем идет родительный и затем винительный. На эти три падежа приходится 77% всех падежных форм, а на остальные три только 23%. В разговорной речи лидирует также именительный, на втором месте по частоте употребления винительный падеж, родительный занимает почетное третье место.
- Ребята, вчера я слышала разговор двух мальчиков. Спор у них вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая: " В золотой клубочек спрятался дубочек". Один из мальчиков рассуждал так: "Клубочек - кто? что? Именительный падеж". А другой мальчик говорил: "кого? что? Это винительный падеж". Интересно, кто же из них прав? (ответы детей)
-А как вы думаете чему сегодня мы с вами будем учиться на уроке? Сформулируйте тему урока. Какие задачи мы поставим перед собой?
Узнать…
Научиться…
-Как мы построим работу, чтобы успешно справиться с задачами.
-Будем работать в парах, в группах, наблюдать, делать выводы.
-А зачем нам надо уметь различать данные падежи?
Давайте разрешим спор мальчиков. Запишите загадку в тетрадь. Как в предложении определить какой падеж у слова клубочек? ( надо выделить основу предложения)
Имя существительное, которое является подлежащим всегда стоит в И.П. Послушайте как падежи о себе говорят:
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? -
Ни с чем не спутает никто.
А я - винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать
Итак ,как отличить И.П. от В.П.
1.Определить каким членом предложения является, если подлежащее то И.П….
2. Задать вопросы( у В.П. есть вспомогательные вопросы)
3. Наличие предлогов.
- А где мы можем узнать правильно ли мы сделали вывод? ( в учебнике) стр.52 сведения о языке. Физминутка - А сейчас, ребята, мы с вами немного поиграем. Давайте выйдем из-за парт и выполним физические упражнения. Если услышите имя существительное, стоящее в именительном падеже, вам надо присесть, если же имя существительное будет стоять в винительном падеже, то вам необходимо встать на носочки и потянуться. Итак, приступаем:
Через лужу, весна, вода, за речку, поляна, улицу, дорога, в омут,
дом.
Работа в группах. Давайте закрепим, что мы узнали.
Определите падеж имен существительных в словосочетаниях: подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая песня, уронил карандаш, новый альбом, попался в сеть, лесная опушка, за высокий забор. (на обратной стороне доски)
Работа в парах. Спишите, определите падеж существительных.
Море размывает берег.
На опушку выбежал олень.
Птицы вьют гнёзда.
На дерево вспорхнула птица.(проверка)
Тест 1.На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? А Кто? Что? Б. Кем? Чем? В. Кого? Что? Г. Кого? Чего? 2. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже? А в, на, через Б. без предлогов В. к, по Г. у, из, до, около 3. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже? А подлежащим Б. сказуемым В. второстепенным членом 4. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании: увидел сестру А И.п. Б. Р.п. В. Т.п. Г. В.п. - Для чего мы проводили тест? (Чтобы проверить, как мы научились различать Именительный и Винительный падежи) - Чему мы сегодня учились на уроке? Какие задачи мы ставили в начале урока? Как вы считаете наш урок достиг своей цели?
Рефлексия. -Наш урок закончился, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него. Что вам запомнилось на уроке? Что больше всего понравилось? Какие желания возникли у вас на сегодняшнем уроке? Это мы узнаем, выполнив упражнение «Плюс, минус, интересно». В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться. -Ребята, а с каким еще падежом можно перепутать В.П.? (с Р.П.) .А как отличить В.П. от Р.П.? Об этом мы с вами узнаем на следующем уроке.