Конспект урока по литературному чтению на тему: А. Куприн Слон (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

А. И. Куприн «Слон»

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением А. И. Куприна «Слон»; научатся осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

Метапредметные:

познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»);

коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

Личностные:

самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.

Организационная структура урока

I. Организация начала урока

- Проверим готовность к уроку.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра: СЛАЙД 2

Я желаю тебе добра,

ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.

Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно

и увлекательно.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

- Где в России можно встретить слона? СЛАЙД 3

(Слон - животное в России экзотическое, встречающееся в природе других стран, его можно увидеть в зоопарке или в цирке).

Сообщения детей о слонах:

1) На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, а его африканский собрат 7 - 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так уж и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.

2) Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста - пальца, а у индийского - один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.

3) Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.

У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.

4) В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.

Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем-то более важном?

- Вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите.

Проверяет чтение по ролям отрывка «Разговор отца и дочери».

- В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?

(Папа: недоумение, удивление, настойчивость, решительность. Дочка: просьба-каприз.)

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика. СЛАЙД 4

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

- Прочитайте скороговорку по слогам.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.

- Прочитайте скороговоркой.

3. Работа над пословицами . СЛАЙД 5

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл

1.Детство - время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. (Здесь говорится, что за ребёнком в детстве ухаживают, о нём заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые совершить для своей дочери даже невозможное.)

2.Здоровье приходит днями, а уходит часами.

(В этой пословице говорится о здоровье: здоровье уходит часами, то есть очень быстро. В рассказе девочка «угасала» с каждым днём. Ей становилось всё хуже и хуже.)

Физминутка СЛАЙД 6

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

- Прочитайте тему урока. СЛАЙД 7

- Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы продолжим знакомство с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А. Куприна «Слон».

IV. Повторное чтение и анализ произведения.

1. Словарная работа.

-В тексте есть слова, над значением которых мы поработаем, чтобы лучше понять смысл текста.

Какие непонятные слова встретились вам во время чтения? СЛАЙД 8

(Гостиная - комната для приема гостей.

Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.

Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.

Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей.

Попона- покрывало для животных, закрывающее спину и туловище.

Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.

Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.

Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.

Вершок=4,4 см.

Пуд= 16,38 кг.

Зверинец - место, где содержат зверей для показа.

Аршин - русская мера длины, равная 0,71 м.

Высота 3· 0.71=2,13м 4.4́·4=17.6 см 2.13м+17.6см=2м 30см СЛАЙД 9

Длина 4·0.71=2м84см

Вес 112·16.38=1834.56 кг

Хе́рес - сорт крепкого виноградного вина.

Ром - род крепкого алкогольного напитка.

Передняя - нежилое. Первое от входа помещение в квартире, прихожая.

- Прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к рассказу А. И. Куприна «Слон».

2. Решение кроссворда. СЛАЙД 10

КРОССВОРД

Конспект урока по литературному чтению на тему: А.Куприн Слон (3 класс)


Вопросы:

1. Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор? (Шляпу.)

2. Сколько времени болеет девочка? (Месяц.)

3. Какой торт купили папа? (Фисташковый.)

4. Как звали слона? (Томми.)

5. В какое время суток вели в гости слона к больной девочке? (Ночью.)

- Какое ключевое слово получилось? (Шесть.)

3. Деление рассказа на части. Составление плана.

- А. И. Куприн в книге разделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями.

Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка…».

Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается…».

Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце…».

Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке…».

Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет…».

Шестая часть: до конца.

План к рассказу: СЛАЙД 11

1. Девочка больна.

2. Девочка от всего отказывается.

3. Желание увидеть большого слона.

4. Папа в зверинце.

5. Ночное путешествие слона.

6. Слон в гостях у Нади

4. Работа в парах.

На партах лежит текст, в котором пропущены слова . Нужно подчеркнуть слова, которые соответствуют рассказу «Слон».

- Найдите свой отрывок из рассказа в учебнике и подчеркните слова автора. 1-й ряд. Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки - одни в красных юбках, другие в (зеленых, синих, желтых) штанишках (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи). 2-й ряд. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть-чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем (твердая, грубая, крепкая), в тяжелых складках. Ноги толстые, как (бревна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем-то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые. 3-й ряд . Приносят поднос с (печеньем, булками, пирожным). Девочка (даёт, угощает) слона. Он ловко (хватает, берёт, захватывает) булку своим (хоботом, пальцем) и, согнув (хобот, палец) кольцом, прячет её куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, (треугольная, круглая, квадратная), мохнатая нижняя губа. (Слышно, чувствуется, ощущается), как булка шуршит о сухую кожу. То же самое (Бобби, Томми, Ромми) проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвёртой, и с пятой и в знак благодарности (махает, кивает, трясёт) головой, и его (маленькие, круглые, большие) глазки ещё больше суживаются от удовольствия.

5. Анализ иллюстраций СЛАЙД 12

- Рассмотрите иллюстрации . Какие эпизоды изобразил художник?

- Кто изображен?

- Как вы думаете, какое настроение у девочки?

- Как автор изобразил слона?

- Найдите и прочитайте отрывок к этим иллюстрациям.

V. Проверочная работа по изученному произведению

Тест по рассказу А. И. Куприна «Слон» (см. ресурсный материал)

VI. Домашнее задание СЛАЙД 13

• Подготовить творческий пересказ от лица Нади.

• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

VII. Итог урока. Рефлексия СЛАЙД 14

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

- Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Варианты ответов: Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья - самое ценное. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей. Слон целиком и полностью заполнил не только весь день, но и сознание больной девочки. Воплощение мечты, которое поставило ее на ноги. Воплощение родительской любви. Символ того, что нет ничего невозможного, если любишь.

- Зачем же русский писатель А. Куприн написал рассказ «Слон»?

- Выберите сердечки, красное - если все получилось, оранжевое - если что-то не получилось, желтое - поработали недостаточно.

- Мы много говорили о любви родителей к детям. А что вы можете сделать для мамы, чтобы она была счастлива? Напишите на сердечках. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как говорит английская пословица, «кто добр поистине, добро творит в молчании».

- Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. Ведь «счастлив тот, кто умеет дарить радость людям».


© 2010-2022