- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему: А. Куприн Слон (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему: А. Куприн Слон (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Джаппарова Л.И. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
А. И. Куприн «Слон»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведением А. И. Куприна «Слон»; научатся осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
Метапредметные:
познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»);
коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
Личностные:
самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.
Организационная структура урока
I. Организация начала урока
- Проверим готовность к уроку.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра: СЛАЙД 2
Я желаю тебе добра,
ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.
Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно
и увлекательно.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
- Где в России можно встретить слона? СЛАЙД 3
(Слон - животное в России экзотическое, встречающееся в природе других стран, его можно увидеть в зоопарке или в цирке).
Сообщения детей о слонах:
1) На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, а его африканский собрат 7 - 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так уж и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.
2) Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста - пальца, а у индийского - один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.
3) Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.
4) В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.
Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем-то более важном?
- Вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите.
Проверяет чтение по ролям отрывка «Разговор отца и дочери».
- В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?
(Папа: недоумение, удивление, настойчивость, решительность. Дочка: просьба-каприз.)
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика. СЛАЙД 4
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
- Прочитайте скороговорку по слогам.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.
- Прочитайте скороговоркой.
3. Работа над пословицами . СЛАЙД 5
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл
1.Детство - время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. (Здесь говорится, что за ребёнком в детстве ухаживают, о нём заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые совершить для своей дочери даже невозможное.)
2.Здоровье приходит днями, а уходит часами.
(В этой пословице говорится о здоровье: здоровье уходит часами, то есть очень быстро. В рассказе девочка «угасала» с каждым днём. Ей становилось всё хуже и хуже.)
Физминутка СЛАЙД 6
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
- Прочитайте тему урока. СЛАЙД 7
- Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы продолжим знакомство с…
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем уметь…
Мы сможем поразмышлять…
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А. Куприна «Слон».
IV. Повторное чтение и анализ произведения.
1. Словарная работа.
-В тексте есть слова, над значением которых мы поработаем, чтобы лучше понять смысл текста.
Какие непонятные слова встретились вам во время чтения? СЛАЙД 8
(Гостиная - комната для приема гостей.
Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.
Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.
Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей.
Попона- покрывало для животных, закрывающее спину и туловище.
Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.
Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.
Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.
Вершок=4,4 см.
Пуд= 16,38 кг.
Зверинец - место, где содержат зверей для показа.
Аршин - русская мера длины, равная 0,71 м.
Высота 3· 0.71=2,13м 4.4́·4=17.6 см 2.13м+17.6см=2м 30см СЛАЙД 9
Длина 4·0.71=2м84см
Вес 112·16.38=1834.56 кг
Хе́рес - сорт крепкого виноградного вина.
Ром - род крепкого алкогольного напитка.
Передняя - нежилое. Первое от входа помещение в квартире, прихожая.
- Прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к рассказу А. И. Куприна «Слон».
2. Решение кроссворда. СЛАЙД 10
КРОССВОРД
Вопросы:
1. Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор? (Шляпу.)
2. Сколько времени болеет девочка? (Месяц.)
3. Какой торт купили папа? (Фисташковый.)
4. Как звали слона? (Томми.)
5. В какое время суток вели в гости слона к больной девочке? (Ночью.)
- Какое ключевое слово получилось? (Шесть.)
3. Деление рассказа на части. Составление плана.
- А. И. Куприн в книге разделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями.
Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка…».
Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается…».
Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце…».
Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке…».
Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет…».
Шестая часть: до конца.
План к рассказу: СЛАЙД 11
1. Девочка больна.
2. Девочка от всего отказывается.
3. Желание увидеть большого слона.
4. Папа в зверинце.
5. Ночное путешествие слона.
6. Слон в гостях у Нади
4. Работа в парах.
На партах лежит текст, в котором пропущены слова . Нужно подчеркнуть слова, которые соответствуют рассказу «Слон».
- Найдите свой отрывок из рассказа в учебнике и подчеркните слова автора. 1-й ряд. Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки - одни в красных юбках, другие в (зеленых, синих, желтых) штанишках (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи). 2-й ряд. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть-чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем (твердая, грубая, крепкая), в тяжелых складках. Ноги толстые, как (бревна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем-то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые. 3-й ряд . Приносят поднос с (печеньем, булками, пирожным). Девочка (даёт, угощает) слона. Он ловко (хватает, берёт, захватывает) булку своим (хоботом, пальцем) и, согнув (хобот, палец) кольцом, прячет её куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, (треугольная, круглая, квадратная), мохнатая нижняя губа. (Слышно, чувствуется, ощущается), как булка шуршит о сухую кожу. То же самое (Бобби, Томми, Ромми) проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвёртой, и с пятой и в знак благодарности (махает, кивает, трясёт) головой, и его (маленькие, круглые, большие) глазки ещё больше суживаются от удовольствия.
5. Анализ иллюстраций СЛАЙД 12
- Рассмотрите иллюстрации . Какие эпизоды изобразил художник?
- Кто изображен?
- Как вы думаете, какое настроение у девочки?
- Как автор изобразил слона?
- Найдите и прочитайте отрывок к этим иллюстрациям.
V. Проверочная работа по изученному произведению
Тест по рассказу А. И. Куприна «Слон» (см. ресурсный материал)
VI. Домашнее задание СЛАЙД 13
• Подготовить творческий пересказ от лица Нади.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту
VII. Итог урока. Рефлексия СЛАЙД 14
- Что особенно заинтересовало вас во время урока?
- Что нового узнали на уроке?
- С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
- Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
Варианты ответов: Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья - самое ценное. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей. Слон целиком и полностью заполнил не только весь день, но и сознание больной девочки. Воплощение мечты, которое поставило ее на ноги. Воплощение родительской любви. Символ того, что нет ничего невозможного, если любишь.
- Зачем же русский писатель А. Куприн написал рассказ «Слон»?
- Выберите сердечки, красное - если все получилось, оранжевое - если что-то не получилось, желтое - поработали недостаточно.
- Мы много говорили о любви родителей к детям. А что вы можете сделать для мамы, чтобы она была счастлива? Напишите на сердечках. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как говорит английская пословица, «кто добр поистине, добро творит в молчании».
- Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. Ведь «счастлив тот, кто умеет дарить радость людям».