- Преподавателю
- Начальные классы
- Для дошкольников - Математические ступеньки
Для дошкольников - Математические ступеньки
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Багунц А.П. |
Дата | 28.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа для знакомства с математикой для курсов по адаптации детей к школе.
(поурочные разработки)
Учитель: Багунц Александра Петровна.
Математические ступеньки.
Пояснительная записка В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материалов для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям с тем, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и , конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от нуля до десяти), цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда др.; геометрическая ( прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур) и содержательно-логическая, постороенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающаяусловия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе реализуется основная математическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Программа Сравнения предметов (фигур), групп предметов по форме(круглый, не круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный), по размеру ( длинный, короткий, узкий, широкий, высокий, низкий, такой же), по расположению на плоскости и в пространстве( справа, слева, в центре, внизу, вверху, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры), по цвету, по материалу, по назначению. Числа от 0 до 10. Счет предметов.Устная нумерация чисел: названия, последовательность, обозначение чисел от нуля до десяти. Цифра и число.Чтение чисел.Сравнение чисел первого десятка.Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда. Устное составление задач по рисункам.Решение задач с опорой на предметы. Простые геометрические фигуры: отрезок, треугольник, четырехугольник, круг, квадрат. Различие квадрата и прямоугольника. Временные представления: год, месяц, неделя, дни недели. Содержательно-логические задания на развитие:
- Внимания: математические игры, сравнение рисунков, нахождение общих элементов и др.
- Воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую и др.
- Памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала.
- Мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания.
- Проведение анализа, синтеза, сравнения, постороение простых рассуждений и др.
Тематический план. Занятие №1. Счет предметов. Натуральный ряд от 1 до 10. Точка. Линия. Цель: познакомить с точкой и линией, с помощью которых изображаются все окружающие нас предметы, привить навыки правильного пользования тетрадью. Задачи: научиться обводить клетку, повторить предложенный простейший узор, посчитать предметы, установить порядок цифр в натуральном ряду от 1 до 10.
Занятие №2. Счет предметов. Понятие «слева», «справа», «внизу», «вверху». Цель: познакомить с понятием слева, справа, вверху, внизу, продолжить работу по знакомству с тетрадью, натуральным рядом от 1 до 10. Задачи: найти верхнюю линию клетки, нижнюю линию, соединить две точки линией, нарисовать предмет сверху, снизу линии, продолжить узор.
Занятие №3. Число 1, цифра 1. Задание на развитие внимания и мышления. Цель: познакомить с числом, цифрой 1, продолжить работу по развитию навыка правильного пользования тетрадью, развитие моторики руки, развитие внимания и мышления. Задачи: найти середину клетки, поставить там точку, найти верхний правый угол этой клетки, найти середину нижней линии этой клетки и поставить там точку, соединить последовательно (середина клетки -угол-середина линии) эти точки отрезками прямой линии- получится цифра 1. Посчитать количество предметов на рисунке, обозначить числом (устно), распределить предметы в две группы, выделяя общие признаки (по одному признаку).
Занятие №4. Число 2,цифра 2. Состав числа. Больше, меньше, столько же. Линия вертикальная, горизонтальная. Цель: познакомить с простейшими понятиями в математике, развитие моторики руки, внимания, логического и образного мышления. Задачи: сравнения числа 1 и 2, написание цифры 1, 2, раскрасить рисунок, выделить предмет из предложенного множества.
Занятие №5. Число 2, цифра 2, упражнения на внимание, развитие наблюдательности и логики. Цель: развитие моторики руки, умение писать цифру 2, 1, развитие внимания, логического мышления. Задачи: выполнить работу по заданному образцу, записать математический диктант, письмо цифры 2, 1.
Занятие №6. Число 3, цифра 3. Состав числа. Наклонная линия. Цель: развитие моторики руки, внимания, памяти. Задачи: письмо цифры 3, выполнение упражнений по заданным образцам, вычерчивание линий с помощью линейки, математический диктант.
Занятие №7. Число 3, цифра 3. Знаки сравнения. Треугольник. Ломаная линия. Цель: развитие моторики руки, логического образного мышления. Задачи: письмо цифры 3, вычерчивание по точкам ломаной линии, решение логической задачи на поиск недостающего предмета (по форме).
Занятие №8. Число 4, цифра 4. Состав числа. Четырехугольник. Цель: развитие моторики руки, наблюдательности, логики, знакомство с геометрическими фигурами. Задачи: выполнение упражнений по образцу, письмо цифры 4, сравнение изученных чисел и запись неравенств с помощью математических знаков, >, <. Преобразование геометрической фигуры в другую с помощью дополнительно проведенной линии.
Занятие №9. Число 4, цифра4. Знаки математических действий, знак «равно». Виды четырехугольников. Цель: развитие моторики руки, наблюдательности, логики, внимания, знакомство с геометрическими фигурами, понятиями «сложение», «вычитание». Задачи: выполнение упражнений по образцу, запись выражений, вычерчивание различных видов четырехугольников (по заданным точкам), решение логической задачи на поиск недостающих предметов (по 2 признакам: форма, цвет).
Занятие №10. Число 5, цифра 5. Состав числа. Знакомство с понятиями «луч», «отрезок». Цель: развитие моторики руки, внимания, логического мышления, закрепление знаний. Задачи: выполнение работы по образцу, сравнение чисел, запись неравенств, изучение состава числа, распределение предметов на 2 группы.
Занятие №11. Число 5, цифра 5. Состав числа. Пятиугольник. Понятия «предыдущий», «последующий». Цель: развитие моторики руки, внимания, логического и образного мышления, памяти. Задачи: письмо цифры 5, запись неравенств, преобразование геометрической фигуры в другую с помощью дополнительных линий.
Занятие №12. Цифра 6, число 6. Состав числа. Дуга. Цель: развитие моторики руки, внимания, мышления и логики. Задачи: письмо цифры 6, работа с геометрическими фигурами по образцу, установление закономерностей в предложенном рисунке, выполнение и раскраска рисунка по заданному условию.
Занятие №13. Число 6, цифра 6. Составление математических рассказов по рисункам. Цель: развитие моторики руки, развитие образного мышления, речи, умения анализировать. Задачи: письмо цифры 6, составление математических рассказов, записи решения с помощью рисунков.
Занятие №14. Число 7, цифра 7. Состав числа. Пересекающиеся линии. Цель: развитие моторики руки, развитие внимания, мышления, счета. Задачи: письмо цифры 7, разбор состава числа, знакомство с пересекающимися линиями и понятием «точка пересечения», запись ряда чисел в порядке увеличения и уменьшения.
Занятие №15. Число 7, цифра 7. Состав числа. Составление математических рассказов по картинкам. Цель: развитие моторики руки, навыка счета, речи, знание состава числа. Задачи: работа по образцам, сравнение чисел, работа с узором, решение занимательных задач с числами.
Занятие №16. Число 8, цифра 8. Сравнение чисел, запись и решение математических выражений. Работа с геометрическими фигурами. Цель: развитие моторики руки, развитие внимания, мышления, счета. Задачи: письмо цифры 8 по образцу, сравнение числа 8 с другими числами, определение лишней фигуры в предложенном множестве. Занятие №17. Число 8, цифра 8. Состав числа. Сравнение отрезков. Рисунок из заданных геометрических фигур. Цель: развитие навыка счета, образного мышления внимания, умения работать с линейкой. Задачи: работа по образцу, сравнение чисел, вычерчивание, сравнение отрезков, составление рисунка.
Занятие №18. Число 9, цифра 9. Состав числа. Самопересекающиеся линии. Спираль. Цель: развитие моторики руки, памяти, внимания, знакомство с различными видами линий. Задачи: письмо цифры 9, сравнение с другими числами, математический диктант.
Занятие №19. Числа от 0 до 10, цифра 0. Состав числа. Наблюдение за свойствами натурального ряда от 1 до 10. Цель: развитие внимания, мышления, моторики руки, речи, знакомство со свойствами натурального ряда чисел. Задачи: письмо цифры 10, запись математических равенств и неравенств, построение отрезка натурального ряда( из предложенных и недостающих чисел).
Занятие №20. Урок-закрепление. Игры с цифрами. Решение математических головоломок. Упражнения на внимание.
Занятие №21. Знакомство с геометрическим понятием угол. Цель: развитие кругозора, мышления, внимания, памяти, знакомство с окружающим миром. Задачи: счет предметов, выполнение упражнений на развитие логического мышления, вычерчивание углов разного вида, работа с геометрическими фигурами.
Занятие №22. Занимательная геометрия. Цель: развитие мышления, внимания, памяти, навыков пользования линейкой. Задачи: вычерчивание в тетради различных геометрических фигур, решение занимательных задач, выполнение упражнений на смекалку, геометрический орнамент с раскраской.
Занятие №23. Понятие «уже», «шире», «короче», «длиннее». Сравнение предметов по длине, ширине. Цель: развитие мышления, развитие моторики руки, закрепление приобретенных навыков и знаний. Задачи: счет и сравнение предметов, составление и запись задач, работа с геометрическими фигурами, математический диктант.
Занятие №24. Счет предметов. Окружность. Круг. Конструирование. Цель: развитие мышления, внимания, приобретение новых знаний, знакомство с новыми понятиями. Задачи: решение и запись математических выражений, вычерчивание по шаблону окружности, сравнение известных математических фигур с кругом, поиск нужной геометрической фигуры в предложенном множестве.
Занятие №25. Заключительный урок в игровой форме «Чему мы научились?».
Занятие №1.
-
Знакомство с клеткой.
-
Дорисовать и раскрасить домик.
-
Установить порядок цифр в натуральном ряду.
5, 7, 1, 8, 6, 3, 9, 4, 2.
1 … 3, 4 …6 … 8, 9
-
Проверка знания счета до 5.
Раскрасить: • синий
•• зеленый
••• желтый
Занятие №2.
-
Продолжить знакомство с клеткой. Продолжить узор.
-
Знакомство с геометрическими фигурами.
Раскрасить круг. Раскрасить фигуру слева от круга. Как называется эта фигура? Раскрасить фигуру справа от круга. Как называется эта фигура? Раскрасить фигуру 4-ую по счету. Как называется эта фигура?
3. Форма, размер.
По какому признаку соединены фигуры?
4. Из каких фигур построен грузовик? Раскрасить круг- желтым, квадрат- синим, треугольник- зеленым, прямоугольник- красным. Сколько кругов, прямоугольников, треугольников, квадратов на рисунке?
Занятие №3.
1. Число, цифра 1.
На что похожа цифра?
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Похожа единица на крючок,
А может на обломанный сучок.
2. Сколько линий можно провести через одну точку?
3. Справа, слева, вверху, внизу, в середине. Раскрасить предметы которых по одному. Посчитать общее количество предметов.
4. Распределить предметы на 2 группы по общему признаку.
Занятие №4.
1. Число, цифра 2. Состав числа. Больше, меньше, столько же.
На что похожа цифра?
А вот это - цифра 2.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
2. Раскрасить рисунок, записать в клетке нужную цифру.
3. Сравнение чисел один и два.
Как получить число 2? Какое число больше? Записать с помощью знаков сравнения.
4. Найти лишнюю картинку.
Занятие №5.
1. На схеме найти и обвести кружком только цифры (работаем 2 минуты).
2. Написать по образцу цифры 1 и 2. Закончить математический узор.
3. Сравнить числа 1 и 2. Познакомиться с понятием «математическое выражение», знаки действий.
4. Точка, линия. Вертикальные и горизонтальные прямые.
Соединить точки 1 и 2, соединить точки обозначенные звездочкой. Какие линии получились? Привести примеры таких линий в классе.
Занятие №6.
1. Число 3, цифра 3. Состав числа.
На что похожа цифра?
А вот это - посмотри
Выступает цифра 3.
Тройка - третий из значков -
Состоит из двух крючков
2. Соединить точки по порядку. Какая фигура получилась? Провести в треугольниках одну линию так, чтобы из каждого треугольника получилось два.
3. Раскрасить картинку по цифрам.
4. Определить закономерность, заполнить пустой квадратик.
Занятие №7.
1. Письмо изученных цифр, сравнение чисел.
2. Коричневым карандашом закрась треугольники с точками.
Что получилось?
3. С помощью линейки соединить одинаково обозначенные точки. Заполнить в прямоугольнике пропущенный квадратик.
Что получилось?
Занятие №8.
1. За тремя идут четыре
Острый локоть оттопыря
Гляди, четыре - это стул,
Который я перевернул.
Где в нашем классе можно найти число 4?
Соединить точки. Какие фигуры получились? Что у них общего, чем отличаются? Как одним словом можно назвать все эти фигуры?
2. Раскрасить картинки, посчитать количество предметов и обозначить цифрой.
3. Определить лишний предмет.
4. Провести две линии так, чтобы получить 4 треугольника.
Пересекающиеся линии. Точка пересечения.
Занятие №9.
1. Число 4, цифра 4. Состав числа.
Мурка, кошка мышеловка
Съела трех мышей в кладовке.
И сейчас к норе подкралась.
Цап! Еще одна попалась.
Вот так Мурка! Сколько ей
Удалось поймать мышей.
Письмо цифры 4, подобрать в домике соседей.
2. Посчитать сколько геометрических фигур нарисовано? Как они называются? Какая фигура лишняя?
Из этих геометрических фигур нарисовать домик и раскрасить его.
3. Посчитать количество предметов и соединить рисунок соответствующей цифрой.
Какое несоответствие вы заметили? Какая цифра осталась без рисунка? Что нужно сделать?
4. Записать недостающее число.
5.
Двумя линиями первый четырехугольник разделить на 4 четырехугольника, второй - на 4 треугольника.
Занятие №10.
1. Число 5, цифра 5. Состав числа. Сравнение чисел. Пятиугольник.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5
Руку вправо потянула,
Ножку круто изогнула.
2. Внимательно посмотреть и заполнить таблицу.
3. Поставить знаки сравнения. Соединить точки по порядку. Замкнуть линию. Какая фигура получилась?
Провести в пятиугольнике одну линию так, чтобы получился треугольник и четырех угольник.
Провести еще одну линию так, чтобы получилось 3 треугольника.
Распределить геометрические фигуры на 2 группы (по двум признакам).
Занятие №11.
1. Число 5, цифра 5. Состав числа. Пятиугольник. Понятия «предыдущий», «последующий».
Как называется такая фигура? Почему? В центре фигуры поставьте •. С помощью линейки соединить вершины фигуры с точкой в центре. Какие
Геометрические фигуры получились?
Сколько?
2.
«Предыдущий», «последующий».
3.
Сколько геометрических фигур дано на рисунке? Как они называются? Что общее? Чем различаются? Построить из данных фигур паровозик и раскрасить.
Занятие №12.
1. Число 6, цифра 6. Дуга. Занимательные задачи.
Письмо цифры 6.
Цифра 6 - дверной замочек.
Сверху крюк, внизу кружочек.
Эта цифра - акробатка:
То шестёрка, то девятка.
2.
3. Украсить гирлянду цветными фонариками. Найти лишний рисунок. Закончить узор.
4. Во дворе поровну желтых и красных скамеек. Желтых - три, сколько всего скамеек?
Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько концов у двух с половиной палок?
Занятие №13.
1. Число 6, цифра 6. Состав числа. Геометрическое понятие угол.
Письмо цифры 6.
2. Найти ошибку: 1 2 4 3 5 6
Заполни пропуск: 1 2 □ 4 □ 6
3. Укажите номера прямых и кривых линий.
4. Геометрическое понятие угол.
Занятие №14.
1. Число 7, цифра 7. Состав числа. Виды линий.
Раскрасить предметы соответственно цифре стоящей в кружочке.
Вот семерка - кочерга.
У нее одна нога.
Сколько мы знаем дней недели?
Как они называются?
Какой день недели мы обозначаем цифрой 7?
2. Как семь яблок разложить на две тарелки?
3. Вставить пропущенные числа вместо точек.
Линии: ломаная, кривая, пересекающиеся.
Занятие №15.
1. Письмо цифр 6, 7. Записать числа по порядку.
2. Слушаем, рисуем и решаем.
У Сашки в кармашке
Конфеты в бумажке.
Он дал по конфете Свете и Пете.
Сколько конфет осталось у Сашки в кармашке?
Семь воробьёв опустились на грядки.
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик хитрюга - внезапно подкрался
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки.
Сколько теперь их осталось на грядке?
3. Раскрасить, посчитать количество предметов, отметить нужную цифру.
4. Назовите геометрические фигуры из которых составлены человечки. Какая фигура лишняя и почему?
Занятие №16.
1. Число 8, цифра 8. Состав числа.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она.
2. Добавить до 8.
3. Поставить нужные знаки, выполнить узор.
4. Раскрасить рисунок и найти лишний.
Занятие №17.
1. Число 8, цифра 8. Состав числа. Письмо цифры 8.
2. Посчитать и найти значение математического выражения.
3. Составление математического рассказа по рисунку и запись его решения.
4. Сравнение отрезков.
5. Вставить недостающую геометрическую фигуру.
Занятие №18.
1. Число 9, цифра 9. Состав числа.
Цифра 9, иль девятка,
Цифровая акробатка.
Если на голову встанет,
Цифрой 6 девятка станет.
Девять, как и шесть
Вглядись,
Только хвост не вверх,
А вниз.
2. Состав числа. Заполнить пропуски. Из чего состоит цифра 9?
3. Виды линий. Самопересекающиеся линии, замкнутые и не замкнутые.
Дорисуй самопересекающиеся линии так, чтобы они стали замкнутыми.
4.
Посчитать количество треугольников.
Занятие №19.
1. Число 9, цифра 9. Свойства натурального ряда чисел. Запись и решение математических выражений.
2. Составление математических рассказов по рисункам и запись их решения.
3. Из трех спичек можно сложить треугольник. Как из пяти спичек получить два треугольника?
Занятие №20.
1. Числа 0 и 10, цифра 0. Состав числа. Наблюдение за свойствами натурального ряда чисел от 1 до 10. Письмо числа 10.
Вписать в кружочки все числа натурального ряда больше 1, меньше 10.
2. Предыдущий, последующий.
4 , 6 , 8 , 9 .
3. Рисуем и считаем.
Раз к зайчонку на обед,
Прискакал дружок- сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Вот восемь зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопятся в школу
Зайчишек зимой?
Пошла курица гулять,
Собрала своих цыплят.
Семь бежали впереди,
Три остались позади.
Сосчитайте - ка, ребята, сколько было там цыпляток?
Как число 10 можно записать двумя одинаковыми цифрами, соединив их знаком действия? Пятью одинаковыми цифрами?
4. На рисунках определить общие признаки и отличительные. Какой рисунок лишний?
Занятие №21.
1. Урок закрепление. Решение головоломок, загадок, упражнения на внимание. Счет.
2. Считаем и рисуем.
1-синий,
2-желтый,
3-розовый,
4-коричневый,
5-зеленый,
6-фиолетовый, 7-орнажевый.
Занятие №22.
1. Продолжение знакомства с геометрическим понятием угол.
Поставим точку, проведем из нее два луча.
Как называется эта геометрическая фигура?
Какие бывают углы?
Прямой угол Тупой угол Острый угол
Как называется математическая фигура, у которой 3 угла, 4 угла?
Чем похожи и чем отличаются эти фигуры?
Поставьте 5 точек, соедините их отрезками прямой. Как можно назвать полученную фигуру? Почему?
2. Письмо изученных цифр.
3. Запись и решение математических выражений.
4. Заполнить пустые клеточки.
5. Раскрасить одинаковым цветом фигуры с одинаковым количеством углов.
Занятие №23.
1. Письмо изученных цифр.
2. Нарисовать и раскрасить картинку, дорисовать недостающие элементы.
3. Запись и решение математических выражений. Сравнение чисел.
4. Раскрасить предметы в соответствии со стоящей рядом цифрой.
Занятие №24.
1. Счет предметов. Занимательная геометрия.
Найти и исправить ошибку.
1, 5, 4, 7, 10, 6, 9, 8, 2, 3.
1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10.
10, 9, 8, 6, 4, 3, 2, 1.
2. Найти и раскрасить знакомую цифру.
3. Найти и раскрасить лишнюю фигуру.
Как называется найденная фигура? Как называются другие математические фигуры? Чем они похожи?
4. Рассмотреть 3 четырех угольника. Что мы можем сказать о длине? Можем ли мы сказать что эти четырехугольники одинаковы? Если нет, то почему? Какой самый большой, маленький? Почему?
Какой из отрезков самый большой,
маленький? Есть ли одинаковые по
длине? Какой отрезок короче всех?
Занятие №25.
1. На яблоньке росло 10 яблок. Она попросила сестрицу Алёнушку и братца Иванушку съесть по 2 яблочка. Сколько яблок осталось на яблоньке?
Во дворе гуляли куры и собаки. Петя посчитал их лапы, получилось 10. Сколько могло быть кур и собак?
В первой коробке 10 карандашей, во второй столько же, сколько и впервой, а в третьей столько, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке?
2. Начертить, раскрасить, подумать.
Какая фигура лишняя?
3. Сколько треугольников? Какие еще фигуры можно найти на этом чертеже?
Какие 3 линии нужно убрать, чтобы из 5 получился один треугольник?
4. Раскрасить домик, не выходя за пределы рисунка. Какие знакомые математические фигуры есть на рисунке? Сколько треугольников? Четырехугольников? Есть ли одинаковые фигуры? Как они называются? Почему четырехугольник, на крыше домика, мы не можем назвать квадратом?
Как, изменив положение одной линии, повернуть домик в другую сторону?