Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящихМягкий знак на конце имен существительных после шипящихМягкий знак на конце имен существительных после шипящихМягкий знак на конце имен существительных после шипящих


Тип урока: открытие новых знаний. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме. Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи: 1)познавательные: - формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; - познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих. 2) развивающие: - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание. 3) воспитывающие: - создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; - способствовать формированию эстетического вкуса учащихся. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания. ТСО: проектор, экран, компьютер. Оборудование:

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • презентация слайдов;
  • учебник "Русский язык" 3 класс, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; "Толковый словарь" С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Ход урока


I. Оргмомент Итак, друзья, внимание Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок.
II. Психологический настрой. - Какое у вас настроение? - Я хочу пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. И предлагаю вам формулу удачи (показать карточки со словами). "Осанка - улыбка - настроение - вера в себя - положительный результат."
III. Работа в тетради. - Запишите сегодняшнее число, классная работа.
Минутка чистописания. (На экране написаны словарные слова). П . льто, в . р (а/о) бьи, к . ртоф . ль, к . ньки, мальч . к, с . л (о/а) вьи, м . рко(в/ф)ь, м . двежьи, пом (а/о)щь. - Что общего у всех этих слов? (У них есть Ь.) (На доске записано Ь ЬЬ ЬЬЬ) - Продолжите закономерность. КР (контролеры - рифмовки говорят все вместе) Буквы пишем аккуратно, Чтобы всем было понятно.
IV. Актуализация знаний. - Какую работу может выполнять мягкий знак? (Выступать, как показатель мягкости. Служить разделительным мягким знаком и отделять согласную от гласной.) (На экране появляется схема без средней колонки.)

На конце после шипящих

ь

Разделительный

Показатель мягкости согласных











V. Словарная работа. (Работа в парах) Постановка проблемы. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи. - Прочитайте ещё раз все словарные слова. Выпишите слова в два столбика в соответствие с функцией Ь. На месте точки пропущены непроверяемые гласные. Проверяемые безударные гласные вставляйте только после подбора проверочного слова.
Проверка - Объясните написание орфограмм. - По каким признакам распределили слова? (В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком.) - Зачитайте слова первого столбика. (Дети зачитывают слова) - Зачитайте слова второго столбика. (Дети зачитывают слова) - О чем задумались во время работы? (Не поняли, куда выписать слово "помощь".)
- Давайте выясним сначала лексическое значение слова "помощь". В каком словаре? (В толковом. "Помощь - это содействие кому-нибудь в чём-нибудь, участие в чём-нибудь, приносящее облегчение.") - Так в какой столбик вы выписали это слово? (Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости. А я не согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости. Но и во второй столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака. - А может он здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем? - На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, шипящий.) - Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (Слово произносится так же, как и с мягким знаком.) - Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (Наверное, нет. Но почему тогда он там пишется?) - Мы сегодня и узнаем, для чего ещё нужен мягкий знак, узнаем о нём что-то новое.
VI. Открытие детьми нового знания - Прочитайте две пословицы (на экране).

  • Хорошую речь хорошо и слушать. (Говорится тогда, когда услышали то, чего ждали, с чем согласны, что приятно слышать. Правильность, четкость, грамотность, выразительность, благозвучие.)
  • Ученье - луч света, а неученье - тьма. (Знания, приобретенные во время учебы, помогают решать сложные задачи, незнание делает человека беспомощным. Свет олицетворяет образование, знания, полученные в результате учения, а тьма - невежество, культурную отсталость. Говорят, когда хотят подчеркнуть значение образования, пользу знаний, а следовательно необходимость учиться.)
- Как вы понимаете эти пословицы? Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком).
- Объясните написание слов с ь. Назовите слова с ь, написание которых вам пока неизвестно. (Это слова: речь и луч.)
Исследовательская деятельность в группах. Задание: выяснить признаки слов "речь, луч", сделать вывод. Алгоритм исследования: (на экране).
  1. Прочитайте слово.
  2. Определите часть речи.
  3. Какие звуки слышатся на конце слова?
  4. Определите грамматические значения слов.

Грамматическое значение - это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания. (Слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом - это жилое здание, а также люди, живущие в нём; дым - аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ. А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, каждое из этих слов способно изменяться по числам, выступать в роли члена предложения.)
  1. Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.
  2. Сделайте вывод.
Группы детей, закончив работу, приходят к следующему выводу.
Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.
- Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род.) - Есть ь знак после шипящего - ж. р., нет ь знака - м. р. - А как определить род имён существительных? (С помощью слов -помощников : ж.р. - она, моя; м.р. - он, мой; с.р. - оно, моё.)
Чтение правила в учебниках - А теперь давайте закрепим все, о чем мы сейчас говорили. Послушайте профессора Самоварова. (на экране)
Схема дополняется новой функцией Ь.
VII. Физкультминутка Зарядка для глаз Прилетела бабочка, Села на указку, Попытайтесь вслед за ней Пробежаться глазками.
VIII. Работа в учебнике - Откройте учебник на с. 13, прочитайте узелки на память. Упр.18.
IX. Рефлексия. Замени одним словом. Запиши слова в тетрадь (работа у доски, цепочкой). Объясни написание слов.
  • Чёрная птица, вестник весны (грач).
  • Она бывает устной и письменной (речь).
  • Плохое настроение с капризами (плач).
  • Непроходимая, лесная (глушь). (1. Отдалённая, труднопроходимая, заросшая часть леса, сада. 2. Глухое, безлюдное или малолюдное место.)
  • Правда лучше, чем… (ложь).
  • Он бывает тупой или острый (нож).
  • На груди красивая (брошь).
  • Маленький ребёнок (малыш).
  • Непромокаемая легкая одежда от дождя (плащ).
  • Близкий приятель, друг (товарищ).
  • Мелкие деньги (мелочь).
  • Часть суток от вечера до утра (ночь).

X. Самоконтроль (3 ряда - 3 карточки) Самостоятельно. Работа в паре. Первая карта выполняет 1 слово, передает карточку 2 парте и т.д. "Поработай корректором". Цель: "Пусть меня хорошо понимают". - Что такое корректор? (Исправитель.) Памятка: (на карточке)
  • Читай по слогам - нет ли описок.
  • Снова находи все орфограммы.
  • Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок.
  • Есть - исправляй; сомневаешься - над буквой ставь "?".
Малы . , ноч . , реч . кирпич . .
XI. Итог - Какую роль может выполнять ь? (Вернуться к таблице. Разделительный, показатель мягкости, на конце имен существительных после шипящих.) - А сейчас закрепим полученные знания. Поиграем. (Интерактивная игра - распредели слова.) - Послушайте стихотворение про новую функцию Ь: Так запомним - род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. Женский род - наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт.
Домашнее задание с.13 - правило, с. 14 упр. 20. - А кто хочет дополнительную оценку я предлагаю разгадать кроссворд с заданием. - Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки «5».
- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку: 1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую). 2. Если иногда были трудности, сомнения - розовую. 3. Если не разобрались в теме - голубую. (Дети показывают звёзды.) - Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд. - Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным. Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

Кроссворд


1. Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень. (Нож).

2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

3. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

4. Под полом таится, кошки боится. (Мышь). Задание: подбери к ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложения.


























© 2010-2022