- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок и презентация по русскому языку на тему «Последовательность действий при выделении в слове его окончания и основы. Понятие о нулевом окончании»
Урок и презентация по русскому языку на тему «Последовательность действий при выделении в слове его окончания и основы. Понятие о нулевом окончании»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Антипина О.В. |
Дата | 24.12.2012 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку во 2 классе.
Антипина Ольга Витальевна
учитель высшей квалификационной категории
гимназии № 3 г. Зеленодольска Республики Татарстан
Тема: « Последовательность действий при выделении в слове его окончания и основы. Понятие о нулевом окончании».
Учебник С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко, «Русский язык 2 класс».( Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова). Москва, Вита Пресс, 2011 г.
Цели:1) Овладеть понятием об основе слова как его части, которая является носителем его лексического значения и об окончании как части слова, которая указывает на его изменение.
2) Уметь определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что еще предстоит узнать.
3) Владеть нормами сотрудничества: уметь работать в паре, в малых и больших группах, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга в ходе групповой и общеклассной дискуссии.
Ход урока:
-
Орг. момент.
-
Чистописание.
На доске образец написания заглавной буквы П и прописной буквы п.
-
Создание ситуации успеха.(слайд № 3)
- Неслучайно выбрали сегодня букву п. На эту букву начинается имя сказочного героя.
В Простоквашино живёт
Службу там свою несёт.
Почта - дом - стоит у речки,
Почтальон в ней - дядя…. ( Печкин)
- Какие орфограммы встретились в этой загадке? Молодцы!
( Слайд № 4) - Почтальон Печкин и его друзья приглашают вас в путешествие и приготовили вам испытания при поиске клада. Угадали, кто они? Назовите их имена.
( Слайд № 5) - Печкин предлагает вам найти окончание и основу в словах газета и письма.
- Как вы это будете делать?
- С какой части начнёте?
- Объясните, почему окончание нужно искать первым?
-
Работа в группах.
Дети сравнивают слова газета и газеты, письмо и письма, делают вывод об окончании.
(Слайд № 6) - Окончание - изменяемая часть слова, значит найти его очень просто. Для этого нужно изменить слова: та часть, которая изменится - окончание. А часть слова без окончания будет его основой.
-
Работа с учебником.
1) - Откройте учебник на стр. 28, упр. 25.
- Прочитайте разговор.
- Кто разговаривает с Печкиным?
- Распределите в группе роли и прочитайте разговор по ролям. (Работа над выразительностью чтения).
2) - Какой журнал хотел выписывать Дядя Фёдор?
- А какие журналы читаете вы? ( слайды № 7, 8)
3) - Запишите по правилам списывания слова Дяди Фёдора. ( Я буду выписывать журнал «Мурзилка».) Обратите внимание на то, как записано название журнала.
( Слайд № 9) Запомни!
Название журналов пишется с большой буквы и берётся в кавычки.
-
Работа над новой темой.
-
( Слайд № 10)- Матроскин предлагает вам поработать в группах и найти в слове журнал основу и окончание. С какой части вы начнёте?
Дети наблюдают над словами:
[ж у р н а л ] ---- один
= = = = = =
[ж у р н а л ы]------ много
- Журнал - понятно, что предмет один? Интересно только, что же сообщило об этом?
- Если есть работа, значит должен быть работник - окончание. В слове журнал есть окончание? Как это доказать?
- Окончание - невидимка! Ведь звуков в нём нет.
(слайд № 11) Окончания, в которых нет звуков, называются нулевыми.
-
( Слайд № 12)- Определите слова с нулевым окончанием. Докажите!
Бык домик печка хитрый кот
Дети определяют, что слово хитрый обозначает не предмет, а его признак.
Постановка задачи на следующий урок : Как определить окончание и основу слов, называющих признаки?
-
Развитие речи.
1) (Слайд № 13)
- Друзья из Простоквашино собрались на крылечке. О чём может вестись диалог среди друзей? Поработайте в группах и попробуйте обыграть.
2) (Слайд № 14) - Вам понравились герои сказки? А их задания? Трудные были? В чём испытали трудность?
- На слайде представлены книги, в которых вы можете узнать о приключениях, произошедших с героями Простоквашино. А написал эти книги Эдуард Успенский.
VIII. Рефлексия.
- Шарик, Матроскин и Печкин предлагают вам ответить на их последние вопросы. Отвечайте ДА или НЕТ.
-( Слайд № 15) - Окончание - часть слова?
- Окончание - изменяемая часть слова?
- Окончание - часть основы?
- Окончание служит для связи слов в предложении?
- У одного и того же слова могут быть разные окончания?
- С помощью окончания образуются новые слова?
- Что такое основа слова? Приведите примеры.
- Какой клад вы сегодня нашли? ( Знания)
IX. Итог урока.
(Слайд № 15, 16)
- В Луховицах ( город в Московской области) есть памятник герою серии мультфильмов «Простоквашино» почтальону Печкину. Бронзовую композицию установили напротив здания местной почты.Двухметровый Печкин сидит на велосипеде в окружении кота Матроскина, Шарика и галчонка Хватайки. Автор памятника Полина Горбунова.
А вот в городе Раменское (тоже Московская область) на перекрёстке улиц Гурьева и Михалевича около фонтана стоит несколько лавочек, на одной из которых «примостились» кот Матроскин, Шарик и галчонок. Автор - местный архитектор Олег Ершов.
Герои говорят вам до скорой встречи!