• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок и презентация по русскому языку на тему «Последовательность действий при выделении в слове его окончания и основы. Понятие о нулевом окончании»

Урок и презентация по русскому языку на тему «Последовательность действий при выделении в слове его окончания и основы. Понятие о нулевом окончании»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.

Антипина Ольга Витальевна

учитель высшей квалификационной категории

гимназии № 3 г. Зеленодольска Республики Татарстан

Тема: « Последовательность действий при выделении в слове его окончания и основы. Понятие о нулевом окончании».

Учебник С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко, «Русский язык 2 класс».( Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова). Москва, Вита Пресс, 2011 г.

Цели:1) Овладеть понятием об основе слова как его части, которая является носителем его лексического значения и об окончании как части слова, которая указывает на его изменение.

2) Уметь определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что еще предстоит узнать.

3) Владеть нормами сотрудничества: уметь работать в паре, в малых и больших группах, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга в ходе групповой и общеклассной дискуссии.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Чистописание.

На доске образец написания заглавной буквы П и прописной буквы п.

  1. Создание ситуации успеха.(слайд № 3)

- Неслучайно выбрали сегодня букву п. На эту букву начинается имя сказочного героя.

В Простоквашино живёт

Службу там свою несёт.

Почта - дом - стоит у речки,

Почтальон в ней - дядя…. ( Печкин)

- Какие орфограммы встретились в этой загадке? Молодцы!

( Слайд № 4) - Почтальон Печкин и его друзья приглашают вас в путешествие и приготовили вам испытания при поиске клада. Угадали, кто они? Назовите их имена.

( Слайд № 5) - Печкин предлагает вам найти окончание и основу в словах газета и письма.

- Как вы это будете делать?

- С какой части начнёте?

- Объясните, почему окончание нужно искать первым?

  1. Работа в группах.

Дети сравнивают слова газета и газеты, письмо и письма, делают вывод об окончании.

(Слайд № 6) - Окончание - изменяемая часть слова, значит найти его очень просто. Для этого нужно изменить слова: та часть, которая изменится - окончание. А часть слова без окончания будет его основой.

  1. Работа с учебником.

1) - Откройте учебник на стр. 28, упр. 25.

- Прочитайте разговор.

- Кто разговаривает с Печкиным?

- Распределите в группе роли и прочитайте разговор по ролям. (Работа над выразительностью чтения).

2) - Какой журнал хотел выписывать Дядя Фёдор?

- А какие журналы читаете вы? ( слайды № 7, 8)

3) - Запишите по правилам списывания слова Дяди Фёдора. ( Я буду выписывать журнал «Мурзилка».) Обратите внимание на то, как записано название журнала.

( Слайд № 9) Запомни!

Название журналов пишется с большой буквы и берётся в кавычки.

  1. Работа над новой темой.

  1. ( Слайд № 10)- Матроскин предлагает вам поработать в группах и найти в слове журнал основу и окончание. С какой части вы начнёте?

Дети наблюдают над словами:

[ж у р н а л ] ---- один

= = = = = =

[ж у р н а л ы]------ много

- Журнал - понятно, что предмет один? Интересно только, что же сообщило об этом?

- Если есть работа, значит должен быть работник - окончание. В слове журнал есть окончание? Как это доказать?

- Окончание - невидимка! Ведь звуков в нём нет.

(слайд № 11) Окончания, в которых нет звуков, называются нулевыми.

  1. ( Слайд № 12)- Определите слова с нулевым окончанием. Докажите!

Бык домик печка хитрый кот

Дети определяют, что слово хитрый обозначает не предмет, а его признак.

Постановка задачи на следующий урок : Как определить окончание и основу слов, называющих признаки?

  1. Развитие речи.

1) (Слайд № 13)

- Друзья из Простоквашино собрались на крылечке. О чём может вестись диалог среди друзей? Поработайте в группах и попробуйте обыграть.

2) (Слайд № 14) - Вам понравились герои сказки? А их задания? Трудные были? В чём испытали трудность?

- На слайде представлены книги, в которых вы можете узнать о приключениях, произошедших с героями Простоквашино. А написал эти книги Эдуард Успенский.

VIII. Рефлексия.

- Шарик, Матроскин и Печкин предлагают вам ответить на их последние вопросы. Отвечайте ДА или НЕТ.

-( Слайд № 15) - Окончание - часть слова?

- Окончание - изменяемая часть слова?

- Окончание - часть основы?

- Окончание служит для связи слов в предложении?

- У одного и того же слова могут быть разные окончания?

- С помощью окончания образуются новые слова?

- Что такое основа слова? Приведите примеры.

- Какой клад вы сегодня нашли? ( Знания)

IX. Итог урока.

(Слайд № 15, 16)

- В Луховицах ( город в Московской области) есть памятник герою серии мультфильмов «Простоквашино» почтальону Печкину. Бронзовую композицию установили напротив здания местной почты.Двухметровый Печкин сидит на велосипеде в окружении кота Матроскина, Шарика и галчонка Хватайки. Автор памятника Полина Горбунова.

А вот в городе Раменское (тоже Московская область) на перекрёстке улиц Гурьева и Михалевича около фонтана стоит несколько лавочек, на одной из которых «примостились» кот Матроскин, Шарик и галчонок. Автор - местный архитектор Олег Ершов.

Герои говорят вам до скорой встречи!


© 2010-2022