Внеклассное мероприятие по теме «Дружбой дорожить умейте»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по теме «Дружбой дорожить умейте»


Тип: викторина.

Цели:

  • способствовать сплочению классного коллектива;

  • научить ценить дружбу; умению различать взаимоотношения людей в соответствии с понятиями: друг, товарищ, приятель, знакомый;

  • развивать коммуникативные, творческие и дискуссионные навыки;

  • воспитывать дружеские отношения.


Оборудование: маленькие полоски бумаги (по 4 на каждого), ватманы, фломастеры, конверты с рабочим материалом, напечатанные цитаты.


Ход проведения.


Настоящая дружба

правдива и отважна.

Ф. Шиллер.

Истинная дружба должна

быть откровенна и свободна

от притворства и поддакивания.

Цицерон

Самый прекрасный подарок после мудрости,

кото­рым могла бы одарить нас природа, -

это дружба.

Ларошфуко




1.Вступительная часть.

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на классном часе? Правильно.

Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе и обсудим такие вопросы:

- Как вы понимаете слово «дружба»?

- Каким должен быть настоящий друг?

- Сколько у человека должно быть друзей?

- «Друг», «приятель», «товарищ» - одно ли значение у этих слов?

- Есть ли определенные правила дружбы?

Задание 1 «Ассоциации»

Чтобы в полном объёме представить себе понятие слова «дружба», давайте поиграем в игру «Ассоциации». Все понимают значение этого слова? Это связь между отдельными мыслями и чувствами, когда одна мысль вызывает другую. Учитель просит всех встать, комкает бумагу и бросает её одному ученику, тот должен быстро придумать ассоциацию к слову «Дружба» и пояснить её, потом бросает ком дальше. Получивший этот ком ученик называет свою ассоциацию к предыдущему слову и поясняет её, затем бросает ком дальше.


Итог: Видите, как много ассоциаций возникло при слове «дружба»? Это одно из самых древних социальных понятий, осознанных человеком.


Задание 2.

Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность, преданность. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Вот и мы с вами попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.

1.Все за одного, а один за … (всех)

2.С миру по нитке - голому… (рубаха)

3.Семеро одного … (не ждут)

4.Один в поле не … (воин)

5.Старый друг лучше … (новых двух)

6.Без беды друга не … (не узнаешь)

7.Нет друга, так ищи, а нашёл … (береги)

Итог: Видите, ребята, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.

Так каким же человеком должен быть настоящий друг?


Задание 3 по технологии «Снежный ком».


Запишите на листочках 4 прилагательных, отвечающих на вопрос: каким должен быть настоящий друг? Обсудите с соседом по парте, выберите только 4 наиболее важных. Объединитесь с соседями сзади или спереди (4 человека), обсудите и выберите только 4 слова. Прилепите их на доску. Со всем классом обсудите и выберите 4 слова. Неиспользованные слова-карточки сложите в банк данных.

Итог: таким мы видим портрет человека, которого все хотели бы видеть своим другом. А сами-то вы подходите для дружбы? Проверим себя по тесту.


Задание 4. Решение теста.


«НАСТОЯЩИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?»

1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечис­ленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?

а) надежность - он никогда вас не подведет;

б) солидарность - он всегда будет только на вашей стороне;

в) чуткость - он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;

г) верность - он всегда с вами, что бы вы ни сделали;

д) совместимость - вам хорошо в его компании.

2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сде­лаете?

а) угостите чаем и успокоите;

б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;

в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;

г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано утром вставать;

д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообе­щаете встретиться завтра.

3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем со­чувствии. Что вы сделаете?

а) предложите первому другу присоединиться к беседе;

б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;

в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;

г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;

д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.

4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осоз­нанной жизни?

а) ни одного;

б) один;

в) два;

г) трое;

д) четверо и более.

5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?

а) все;

б) почти все;

в) не все;

г) немногие;

д) двое или никто.

6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы ус­пели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?

а) согласитесь без всяких сомнений;

б) согласитесь, но неохотно;

в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы до­веряете;

г) скажете, что сами хотели его надеть;

д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.

7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:

а) наотрез откажетесь;

б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разуз­наете всех обстоятельств;

в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;

г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;

д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и зани­маетесь ими первый и последний раз.

8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:

а) панда;

б) кошка;

в) собака;

г) обезьяна;

д) слон.

9. Ваши друзья:

а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;

б) все похожи друга на друга;

в) разные и по-разному к вам относятся.

10. Считаете ли вы своих одноклассников:

а) настоящими друзьями;

б) друзьями на время, пока вы в школе;

в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от кон­кретной личности;

г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;

д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.

11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:

а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;

б) избавлять от одиночества;

в) доставлять удовольствие от общения;

г) всегда быть на вашей стороне;

д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже вся­кий раз, когда вы в этом нуждаетесь.

12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:

а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;

б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;

в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;

г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;

д) всегда быть готовым выслушать друга.

Подсчёт очков по таблице.


А

Б

В

Г

Д

1

10

5

15

0

20

2

20

0

5

15

10

3

15

10

10

15

20

4

0

5

10

15

20

5

15

20

10

5

0

6

20

10

10

0

15

7

15

10

0

5

0

8

5

0

10

20

15

9

0

5

10

-

-

10

0

10

20

15

5

11

10

15

20

0

5

12

15

0

5

10

20


Итог:

От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине ду­ши вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас со­гревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказы­ваетесь либо заводите новую дружбу.

От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой про­являете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представ­ляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к са­мопожертвованию ради окружающих.

От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - вели­кодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не раб­ской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положить­ся, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.

От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.


Задание 5. Решение проблемного вопроса на основе обсуждения притчи: Друг познаётся в беде?

Представим, что вы - настоящий друг. Когда вы более всего нужны своему другу - в горе или в радости?

(Выслушиваются несколько мнений). На этот счёт есть одна притча, которую я хочу рассказать вам.


Притча Дружба и успех.

Один молодой парень спросил очень богатого человека, в чем секрет его успеха. Как ему удалось из нищего мальчишки превратиться в преуспевающего бизнесмена, к которому все обращаются за советами?
Ответ был прост: «Я научился правильно выбирать друзей».
- Слышал, выражение «друг познается в беде»? - спросил его бизнесмен.
- Да! Я руководствуюсь этим правилом, - честно признался юноша.
- Забудь его, оно в корне не верно. Друг познается в радости!

Юноша смутился и очень этому удивился.
- Смотри, - продолжал учитель, - когда у тебя проблема, тебе плохо, ты бежишь и делишься ею со своим другом. Теперь проблема у вас обоих. Вы оба грустные, оба озадаченны. Правильно?
- Да! - ответил юноша, - и мой друг помогает мне ее решить!
- Первую проблему, может, и поможет решить, но все последующие точно нет. Он будет просто сидеть, и жалеть тебя.
- Это тоже хорошо, он меня поддерживает! - настаивал на своем юноша.
- Это ужасно! Ведь ты тоже начинаешь себя жалеть, вместо того, чтобы решать свою задачу.

Мне повезло, - продолжал учитель, - в моей жизни были друзья, которые не жалели меня и уж тем более не решали мои проблемы. Они только радовались со мной моим успехам! На самом деле, если у тебя проблема, реши ее самостоятельно, а уж потом иди к другу и вместе отпразднуйте твою победу. Жалеть другого человека очень легко. А вот искренне радоваться чужим успехам - этому нужно учиться. Вот это и есть настоящая дружба, та, которая помогла мне стать успешным!

Итог: Настоящий друг познаётся не только в беде, но и в радости.


Задание 6. Решение проблемного вопроса на основе обсуждения высказываний великих людей: «Сколько у человека должно быть друзей?»

  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Пословица.

  2. Друг всем - ничей друг. Аристотель (философ)
  3. Друзей не может быть слишком много. Александр Дюма - отец (писатель)

  4. Иметь в жизни одного друга - уже много, двоих - очень много, троих - вряд ли возможно. Генри Брукс Адамс (писатель)

  5. У каждого человека в идеале должно быть своё личное "созвездие": трое друзей мужского пола младше, трое друзей мужчин примерно одно возраста и трое друзей-мужчин старшего возраста, и точно также с женским полом - 3 младше, 3 одного возраста и 3 старше. Получается полное "созвездие". Торнтон Уайлдер (писатель)


Обсуждение. Учитель читает притчу.

Притча

Сколько у человека должно быть друзей?

Ученик пришёл к Учителю и спросил его:

- Мастер, сколько друзей должно быть у человека - один или много?

- Всё очень просто, - ответил Учитель. Сорви мне вон то красное яблоко с самой верхней ветки.

Ученик задрал голову и ответил: - Но оно очень высоко висит, Учитель! Мне не достать.

- Позови друга, пусть он поможет тебе, - ответил Мастер.

Ученик позвал другого ученика и встал ему на плечи.

- Мне всё равно не достать, Учитель, - сказал огорчённый ученик.

- У тебя больше нет друзей? - усмехнулся Учитель.

Ученик позвал ещё приятелей, которые кряхтя стали взбираться друг другу на плечи и спины, пытаясь построить живую пирамиду. Но яблоко висело слишком высоко, пирамида рассыпалась, и ученик так и не смог сорвать вожделенное яблоко.

Тогда учитель подозвал его к себе: - Ну, ты понял, сколько человеку нужно друзей?

- Понял, учитель, - сказал ученик, потирая ушибленный бок, - много - чтобы все вместе мы смогли бы решить любую проблему.

- Да, - ответил Мастер, огорчённо покачивая головой, - действительно нужно много друзей. Чтобы среди всего этого сборища гимнастов нашёлся хотя бы один умный человек, который догадался бы принести лестницу!

Итог: наверное, друзей не должно быть очень много. В последнее время люди стали очень увлекаться социальными сетями. Некоторые считают, что чем больше ты запишешь людей в свои друзья, тем ты круче. На самом деле психологи многих стран мира, заинтересовавшись этим явлением, независимо друг от друга произвели исследования и обнаружили (выводы совпали!), что люди, у которых очень много виртуальных друзей - в большинстве своём асоциальны, т.е. в реальной жизни они испытывают трудности в общении.



Мне кажется, что многие просто не совсем понимают значения слов « друг», «товарищ», «знакомый», «приятель». Просто путают понятия. Давайте расставим приоритеты. Выстроим лестницу по мере возрастания. (знакомый, приятель, товарищ, друг).
Задание 7 А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употреблять. (учитель читает начало предложения, ученики угадывают последнее слово). - О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать.. (знакомый) - О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы сможете… (приятель) _ Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете .. (товарищ) - О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите свои радости и печали, скажете..( друг)


Итог: Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. И напоследок я хочу, чтобы мы составили с вами «Законы дружбы» и поместили их на доске. Работа в группах по технологии «Снежный ком». Желательно, чтобы правила эти были нарисованы.


Задание 8 подведение итогов.

Группам по 4 человека раздается ватман.

Задание: нарисовать то какой они видят дружбу, друга, каким должен быть друг…

Представитель от каждой группы выходит к доске и объясняет смысл нарисованного.

Примерно может получиться следующее:

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ

  1. Быть равным.

  2. Уважать внутренний мир друг друга.

  3. Уметь забывать о себе ради друга, быть бескорыстным и верным.

  4. Чувствовать ответственность за друга, поддерживать и помогать в решении трудных жизненных проблем.
  5. Беречь дружбу от насмешек, зависти, злости, обмана.

  6. Быть честным, искренним и испытывать взаимное доверие, глубокий интерес к заботам и делам друга.
  7. Помогать другу в беде.

  8. Уметь с другом разделить радость

  9. Не смеяться над недостатками друга

  10. Остановить друга, если он делает что-то плохое

  11. Уметь принять помощь, совет, не обижаться на критику

  12. Не обманывать друга

  13. Уметь признать свои ошибки, мириться с другом

  14. Не предавать своего друга

15. Относиться к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.





© 2010-2022