- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников
Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лысова Т.Ю. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
« Т е а т р » (рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников) Содержание
-
Пояснительная записка………………………………………………………3
-
Основные разделы программы. Формы. Ожидаемый воспитательный результат…………………………………………………………………… 9
-
Содержание программы……………………………………………………..13
-
Учебно-тематический план…………………………………………………14
-
Литература……………………………………………………...……………18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основной задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции - «становиться лучше». Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Театр - искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ - актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка - песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников. Введение курса « Театр» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС, предназначен для реализации в одном отдельно взятом классе. Базой данного курса является: - программа «Театр» И. А. Генераловой. (Образовательной системы «Школа 2100» ); - программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт - Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства). Специфическая цель курса «Театр» - воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
- Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
- о рождении театра
- что такое театр и его разновидности
- связь театра с жизнью
- кто работает в театре
- отличие театра от других видов искусств
- Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
- Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
- концентрировать внимание
- управлять фантазией
- обладать образным видением
- научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
- В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
- о технике сцены
- об оформлении сцены
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
- об этюде и его разновидностях
- о структуре этюда
- о сценарии и форме его написания
- о выразительных средствах и их разновидностях
- что такое событие и событийный ряд
- что такое второй план и внутренний монолог
- что такое сюжет и его структура
- что такое фрагмент
- Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
- логическое мышление
- способность выстраивания событийного ряда
- способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
- способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану
- способность выражения мысли через сопутствующее событие
- способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
- образное видение
- чувство ответственности
- чувство коллективизма
- коммуникабельность
- адекватность мышления
- дисциплинированность
- организаторские способности
- умение преподнести и обосновать свою мысль
- художественный вкус
- трудолюбие
- активность
- театральные игры и упражнения ( Приложение 1)
- беседа ( Приложение 6)
- иллюстрирование ( Приложение 2)
- изучение основ сценического мастерства (Приложение5)
- мастерская образа (Приложение 3)
- мастерская костюма, декораций (Приложение 4)
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия (Приложение 6)
- выступление
Тема раздела
Форма
Уровень
Ожидаемый воспитательный результат 1 «Мы играем - мы мечтаем!» игра II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. 2 Театр беседа I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
экскурсия I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. 3 Основы актёрского мастерства изучение основ сценичес-кого мастерства I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
актёрский тренинг II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. 4 Просмотр спектаклей просмотр спектакля I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
беседа I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
иллюстри-рование I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. 5 Наш театр мастерская образа II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
мастерская костюма, декораций II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
инсцениро-вка, постановка спектакля II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
выступле-ние II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Мы играем - мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания - к воображению». Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс (66 часов) № п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
Раздел «Мы играем - мы мечтаем!» 30 - 30 1-30 Игры на развитие внимания и воображения. 30 - 30
Раздел «Просмотр спектаклей » 12 - 12 31-36 Просмотр спектаклей. 6 - 6 37-42 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. 6 - 6
Раздел «Наш театр» 24 - 24 43-66 Инсценирование сказок Корнея Чуковского. 24 - 24 Итого 66 Итого 66 - 66 2 класс (68 часов) № п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
Раздел «Театр» 6 4 2 1 Дорога в театр. 1 - 1 2-4 В театре. 3 1 2 5-6 Как создаётся спектакль. 2 2 -
Раздел «Основы актёрского мастерства» 5 1 4 7-12 Мимика. Пантомима. 6 1 5
Раздел «Просмотр спектаклей » 12 - 12 13-18 Просмотр спектаклей в театрах города. 6 - 6 19-24 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. 6 - 6
Раздел «Наш театр» 44 - 44 25-44 Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 20 - 20 45-56 Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари. 12 - 12 57-68 Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. 12 - 12 Итого 68 5 63 3 класс (68 часов) № п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
Раздел «Театр» 21 15 6 1-6 Дорога в театр. Театр. Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. Инсценировка сказки «Репка». 6 3 3 7 Выступление со сказкой «Репка» в детском саду «Ромашка» 1 1 - 8 Театр. Инсценировка сказки «По щучьему велению» 1 1 - 9 Театр под крышей. 1 1 - 10 Современный театр. 1 1 - 11 Театральный билет. 1 - 1 12 Театр кукол. 1 1 - 13-15 Музыкальный театр. 3 3 - 16-17 Цирк. 2 2 - 18-19 Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. 2 1 1 20-21 Зритель в зале. 2 1 1
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» 12 - 12 22-27 Просмотр спектаклей в театрах города. 6 - 6 28-33 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. 6 - 6
Основы актёрского мастерства 4 1 3 34-37 Театральный этюд. 4 1 3
Наш театр 31 - 31 38-52 Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. 15
15 53-68 Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. 16 - 16
Итого 68 16 52 4 класс (68 часов) № п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
Раздел «Театр» 4 4 - 1-2 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. 2 2 - 3-4 Театральные жанры. 2 2 -
Основы актёрского мастерства 20 3 17 5 Язык жестов. 1 - 1 6-9 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. 4 - 4 10-11 Интонация. 2 - 2 12-13 Темп речи. 2 - 2 14 Рифма. 1 - 1 15 Ритм. 1 - 1 16 Считалка. 1 - 1 17-18 Скороговорка. 2 - 2 19-20 Искусство декламации. 2 1 1 21-22 Импровизация. 2 1 1 23-24 Диалог. Монолог. 2 1 1
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» 6 - 6 25-30 Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. 6 - 6
Наш театр 38 - 38 31-42 Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова. 12
12 43-68 Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина. 26 - 26
Итого 68 7 61
Литература 1. Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.-с.331-334 2. Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением [ Текст ] С.Л. Соловейчик// 2-е изд.- М.: Дет. Лит., 1779.-176 С. 3. teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
4. youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства». 5. kidkid.ru/mult1.html Советские мультфильмы, пазлы. 6. littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.