Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Т е а т р » (рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников) Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………3

  1. Основные разделы программы. Формы. Ожидаемый воспитательный результат…………………………………………………………………… 9

  1. Содержание программы……………………………………………………..13

  1. Учебно-тематический план…………………………………………………14

  1. Литература……………………………………………………...……………18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основной задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции - «становиться лучше». Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Театр - искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ - актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка - песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников. Введение курса « Театр» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС, предназначен для реализации в одном отдельно взятом классе. Базой данного курса является: - программа «Театр» И. А. Генераловой. (Образовательной системы «Школа 2100» ); - программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт - Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства). Специфическая цель курса «Театр» - воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
  • о рождении театра
  • что такое театр и его разновидности
  • связь театра с жизнью
  • кто работает в театре
  • отличие театра от других видов искусств
  1. Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
  2. Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
  • концентрировать внимание
  • управлять фантазией
  • обладать образным видением
  • научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
  1. В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
  • о технике сцены
  • об оформлении сцены
  • о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
  • об этюде и его разновидностях
  • о структуре этюда
  • о сценарии и форме его написания
  • о выразительных средствах и их разновидностях
  • что такое событие и событийный ряд
  • что такое второй план и внутренний монолог
  • что такое сюжет и его структура
  • что такое фрагмент
  1. Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
  • логическое мышление
  • способность выстраивания событийного ряда
  • способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
  • способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану
  • способность выражения мысли через сопутствующее событие
  • способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
  • образное видение
6. Через постановочную работу развить:
  • чувство ответственности
  • чувство коллективизма
  • коммуникабельность
  • адекватность мышления
  • дисциплинированность
  • организаторские способности
  • умение преподнести и обосновать свою мысль
  • художественный вкус
  • трудолюбие
  • активность
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве - это также цель курса «Театр». Программа «Театр» создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» . Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
  • театральные игры и упражнения ( Приложение 1)
  • беседа ( Приложение 6)
  • иллюстрирование ( Приложение 2)
  • изучение основ сценического мастерства (Приложение5)
  • мастерская образа (Приложение 3)
  • мастерская костюма, декораций (Приложение 4)
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • посещение спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия (Приложение 6)
  • выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, - обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование. Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности. Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы: 1. «Мы играем - мы мечтаем!» 2. Театр. 3. Основы актёрского мастерства. 4. Просмотр спектаклей в театрах города. 5. Наш театр. Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова. В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное литературное образование» авторов: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа год в 1 классе, 33 часа в год во 2-4 классах. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. ФОРМЫ. ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. № п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат 1 «Мы играем - мы мечтаем!» игра II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. 2 Театр беседа I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.


экскурсия I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. 3 Основы актёрского мастерства изучение основ сценичес-кого мастерства I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.


актёрский тренинг II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. 4 Просмотр спектаклей просмотр спектакля I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.


беседа I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.


иллюстри-рование I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. 5 Наш театр мастерская образа II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


мастерская костюма, декораций II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


инсцениро-вка, постановка спектакля II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


выступле-ние II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Мы играем - мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания - к воображению». Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс (66 часов) № п/п Тема Количество часов


Всего Теория Практика


Раздел «Мы играем - мы мечтаем!» 30 - 30 1-30 Игры на развитие внимания и воображения. 30 - 30


Раздел «Просмотр спектаклей » 12 - 12 31-36 Просмотр спектаклей. 6 - 6 37-42 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. 6 - 6


Раздел «Наш театр» 24 - 24 43-66 Инсценирование сказок Корнея Чуковского. 24 - 24 Итого 66 Итого 66 - 66 2 класс (68 часов) № п/п Тема Количество часов


Всего Теория Практика


Раздел «Театр» 6 4 2 1 Дорога в театр. 1 - 1 2-4 В театре. 3 1 2 5-6 Как создаётся спектакль. 2 2 -


Раздел «Основы актёрского мастерства» 5 1 4 7-12 Мимика. Пантомима. 6 1 5


Раздел «Просмотр спектаклей » 12 - 12 13-18 Просмотр спектаклей в театрах города. 6 - 6 19-24 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. 6 - 6


Раздел «Наш театр» 44 - 44 25-44 Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 20 - 20 45-56 Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари. 12 - 12 57-68 Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. 12 - 12 Итого 68 5 63 3 класс (68 часов) № п/п Тема Количество часов


Всего Теория Практика


Раздел «Театр» 21 15 6 1-6 Дорога в театр. Театр. Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. Инсценировка сказки «Репка». 6 3 3 7 Выступление со сказкой «Репка» в детском саду «Ромашка» 1 1 - 8 Театр. Инсценировка сказки «По щучьему велению» 1 1 - 9 Театр под крышей. 1 1 - 10 Современный театр. 1 1 - 11 Театральный билет. 1 - 1 12 Театр кукол. 1 1 - 13-15 Музыкальный театр. 3 3 - 16-17 Цирк. 2 2 - 18-19 Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. 2 1 1 20-21 Зритель в зале. 2 1 1


Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» 12 - 12 22-27 Просмотр спектаклей в театрах города. 6 - 6 28-33 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. 6 - 6


Основы актёрского мастерства 4 1 3 34-37 Театральный этюд. 4 1 3


Наш театр 31 - 31 38-52 Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. 15


15 53-68 Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. 16 - 16


Итого 68 16 52 4 класс (68 часов) № п/п Тема Количество часов


Всего Теория Практика


Раздел «Театр» 4 4 - 1-2 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. 2 2 - 3-4 Театральные жанры. 2 2 -


Основы актёрского мастерства 20 3 17 5 Язык жестов. 1 - 1 6-9 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. 4 - 4 10-11 Интонация. 2 - 2 12-13 Темп речи. 2 - 2 14 Рифма. 1 - 1 15 Ритм. 1 - 1 16 Считалка. 1 - 1 17-18 Скороговорка. 2 - 2 19-20 Искусство декламации. 2 1 1 21-22 Импровизация. 2 1 1 23-24 Диалог. Монолог. 2 1 1


Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» 6 - 6 25-30 Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. 6 - 6


Наш театр 38 - 38 31-42 Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова. 12


12 43-68 Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина. 26 - 26


Итого 68 7 61

Литература 1. Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.-с.331-334 2. Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением [ Текст ] С.Л. Соловейчик// 2-е изд.- М.: Дет. Лит., 1779.-176 С. 3. teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».

4. youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства». 5. kidkid.ru/mult1.html Советские мультфильмы, пазлы. 6. littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.



© 2010-2022