Информационно-образовательная среда в стандартах нового поколения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Информационно-образовательная среда в стандартах нового поколения.

Ритм современной жизни требует от каждого гибкости, оперативности, мобильности. Чтобы успешно существовать в современном обществе, человеку приходится перерабатывать мощный поток информации, обрушивающийся на него каждый день. быстро принимать решения и находить ответы на возникающие вопросы. И готовить человека к этому нужно начинать в школе. Ускорение темпов развития общества, его информатизация, расширение масштабов общения и взаимодействия людей, динамичное развитие экономики, структурные изменения в сфере занятости, рост социальной мобильности предъявляют новые требования к учебному процессу. Изменение содержания образования требует разработки качественно новых методик преподавания, которые призваны реализовать личностно - ориентированный подход в образовании, его деятельную и культурологическую составляющую, сохраняя фундаментальность и универсальность знаний. Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом. Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п. Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете. Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. Вопрос применения информационно-обучающих программ на уроках математики стал актуальным. В процессе преподавания математики информационно-обучающие программы могут быть использованы в различных формах:
  • мультимедийные сценарии уроков (презентации);
  • готовые учебные и демонстрационные программы;
  • проектная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • внеурочная деятельность.
Сегодня нашим незаменимым помощником стала программа Power Point. Это приложение позволяет самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами. При этом не требуется глубокой компьютерной подготовки, т. к. основные возможности приложения легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Наиболее эффективные приемы применения таких пособий: при изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Применение анимации позволяет продемонстрировать и правильные ответы для учащихся. При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным, визуальный контроль результатов. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану. Таким образом, даже при отсутствии специальных учебных программных средств, мы получили возможность оснастить свой урок самостоятельно подготовленными мультимедийными пособиями. Мультимедийные презентации использую на уроках не только при фронтальной работе с классом, но и устанавливаю на каждом компьютере. В нашей школе работает мультимедийный класс, где дети работают на персональных компьютерах. Дети отрабатывают вычислительные навыки, а также проходят тестирование при проверке прочности усвоенного материала. Кроме презентаций использую УМК «Математика». При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики можно отметить положительные моменты: 1.Учет индивидуальных особенностей учащихся. По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций, созданных в программе PowerPoint, высвобождает время на уроке, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала. 2.Развитие творческих способностей школьников. Учащиеся сами могут принимать участие в создании презентаций, которые они учатся выполнять на уроках информатики, а также они могут обратиться к помощи учителя математики. При этом у них развивается эстетический вкус к их оформлению. Такой подход полезен для общения учителя с учениками, несомненно, это большой плюс для развития навыков работы у учащихся в паре, в группе постоянного состава, в частности, и в коллективе вообще. 3.Воспитание интереса к предмету. При умелом использовании компьютера на уроке учитель может преподносить большую по объему информацию интересно и наглядно. На уроках с применением компьютера у учащихся поднимается настроение, повышается интерес к предмету, концентрируется внимание. При проведении уроков с цифровыми информационными ресурсами учитель может охватить большой дополнительный материал. 4. Обеспечение качественного усвоения программного материала. Так при объяснении нового материала с использованием мультимедийной презентации на уроке учитель умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль учащихся к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной информации дает возможность совместного - учителя и класса-наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала. Практика моей работы показала, что самое удачное использование мною компьютера, начиная с первого класса, это предмет «Окружающий мир». При изучении тем: «Живая и неживая природа», «Наша планета Земля», «Значение Воздуха» использование диаграмм, слайдов с изображением графиков, ребусов, кроссвордов способствует образному восприятию тем с наибольшей эмоциональной окраской. Помимо слухового восприятия, зрительное восприятие помогает детям сконцентрировать свое внимание на важных понятиях, они лучше усваивают и запоминают определения, мыслят образно, пытаются словами нарисовать ранее увиденные иллюстрации, что способствует обогащению словарного запаса . Учащиеся учатся точно передавать свои мысли, стараются выделять главное из материала, стараются обобщать. Реальным выходом использования ИКТ бывает включение в урок презентаций, реализованных в программе Power Point, выступление учащихся перед классом: ученики наблюдали презентацию с помощью проектора. Такие уроки позволяют не только знакомить детей с учебным материалом, расширять кругозор, но и воспитывать понимание целостности человека с окружающим миром. любовь к «братьям нашим меньшим». Информация, представленная в виде презентации Power Point, позволяет неоднократно использовать ее для закрепления материала и в последующие годы, как на уроке «Окружающего мира», так и сопутствующих мероприятиях классной работы и внеклассной работы. Предложенная форма организации учебной деятельности, на мой взгляд, приводит к тому, что учащиеся не являются пассивными наблюдателями, принимают активное участие в организации учебного процесса, показывают свои знания не только в математике, но и в освоении компьютерных технологий. Основным результатом своей деятельности я считаю не только повышение уровня качества знаний учеников, но и формирование у них личностных качеств и способов поведения, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Ускорение темпов развития общества, его информатизация, расширение масштабов общения и взаимодействия людей, динамичное развитие экономики, структурные изменения в сфере занятости, рост социальной мобильности предъявляют новые требования к учебному процессу. Изменение содержания образования требует разработки качественно новых методик преподавания, которые призваны реализовать личностно - ориентированный подход в образовании, его деятельную и культурологическую составляющую, сохраняя фундаментальность и универсальность знаний. Роль ИКТ в начальной школе - прежде всего, повысить эффективность учебной деятельноcти по всем предметам, усилить мотивацию, способствовать модернизации образования. Использование ИКТ на уроках становится необходимостью. Так на уроках математики по программе Л.Г.Петерсон лучшему восприятию и пониманию способствует проецирование с помощью компьютера на экране множеств и подмножеств. Таким наглядным и информативным способом рассматриваются операции объединения, пересечения, сложения и вычитания множеств, их свойства. Корректирующий контроль усвоения изучаемого материала помогает осуществить компьютерная программа-эксперт «Электронные приложения к учебникам математики Л.Г.Петерсон» это компьютерная диагностика результатов обучения, которая позволяет сравнивать с возрастными нормами успешность выполнения заданий как учеником в отдельности, так и классом в целом. На этой основе необходимо выявлять динамику изменения результатов усвоения пройденного материала и составлять индивидуальную программу обучения. За очень короткий промежуток времени я получаю объективную и достаточно полную информацию о сильных и слабых сторонах математической подготовки учащихся по данной теме, которая которая помогает мне своевременно скорректировать систему работы по каждому направлению. На уроках математики мною широко используются флеш-анимации. Точная наука математика становится подвижной, интересной. Очень интересно детям находить ошибки в решениях примеров и тут же видеть, как неверный ответ превращается в правильное, точное решение. Ожившие геометрические фигуры хорошо помогают усвоить группировку предметов по форме, размеру и цвету. Смена видов деятельности способствует легкому восприятию материала, снижает утомляемость, способствует централизации и концентрации внимания. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с его дидактическими возможностями позволяет обеспечить плавный переход к учебной деятельности ребенка. Известно, что особенное влияние на содержание развития психологических процессов в сознании ребенка оказывает ведущая деятельность детей-игра. Компьютер - универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему - это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит - видеть причины и следствия, понимать их смысл. Считаю, что современный урок, учитывая психическое состояние современных детей, их информированность, неумение длительное время удерживать внимание, должен быть очень интересным, образным с использованием всех современных технических новшеств. Использование компьютерных технологий становится неотъемлемой частью урока.







© 2010-2022