- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зотова В.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с дополнениями и изменениями);
- Основная образовательная программа НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»;
- Учебный план МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 9";
- Положение о разработке рабочих программ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9».
Цели и задачи:
Цели: - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи:
1. знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащихся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Сроки реализации рабочей программы: 2015-2016 учебный год. В соответствии с учебным планом на преподавание основ православной культуры в 4 классе отводится 34 часа - 1 час в неделю (34 учебные недели). Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО, поэтому в программу не внесено изменений. Национально - региональный компонент и этнокультурное содержание. Включены тексты этнокультурной направленности, содержащие сведения об истории русского народа, о его быте, традициях и культуре Хакасии, города Черногорска, о происхождении национального хакасского языка. Особенности организации работы в классе.
Формы организации деятельности учащихся. Работа детей в группах, парах, индивидуальная работа. Уроки-экскурсии, уроки по развитию связной речи учащихся, уроки-викторины, библиотечные уроки, уроки-путешествия, обобщающие уроки, комбинированные уроки, уроки с использованием учебных кинофильмов, проблемные уроки. Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных работ по русскому языку и комплексной работы на межпредметной основе.
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности (на уровне УУД)
Дата проведения урока
Раздел 1.Знакомство с новым предметом. (2ч.)
предметные
метапредметные
по плану:
факт:
1.
Россия - наша Родина.
Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции.
Построение схемы родословного древа.
П: Умение строить речевое высказывание
03.09
2.
Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Формирование у обучающихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества.
Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько
традиций,
10.09
Раздел 2. Введение в православную культуру (32ч.)
принятых в вашей семье.
К: Участие в диалоге.
Р: Контроль и
самооценка
Л: Высказывание мнения
3.
Колокола
Формирование умений составления рассказа по теме, с использованием плана, ключевых слов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.
17.09
4.
Православный храм
Формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального
народа России.
Сочинение-миниатюра «Что я
хочу пожелать людям всего мира...».
24.09
5.
Как христианство пришло на Русь. Православие.
Знакомство с представлениями и верованиями людей древнего мира.
Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.
Сформировать представление о хранителях предания в религиях.
нарисовать иллюстрацию храма.
Л: Высказывание мнения
01.10
6.
Жизнь Иисуса Христа
Знакомство с хранителями преданий в религиях мира.
Знакомство с жизнью Иисуса Христа.
Почему Иссус является священным?
П: Формулирование учебной задачи.
К: Сотрудничество и взаимопомощь.
Р: Осуществление самоконтроля.
Л: Формирование своего мнения
08.10
7.
Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
Знакомство с хранителями преданий в религиях мира.
Знакомство с географическими и природными особенностями Америки.
Найти материал о Кирилле и Мефодии.
15.10
8.
Не совсем обычный урок
Знакомство с хранителями преданий в религиях мира.
Игра «Задай вопрос монаху»
22.10
9-10
О душе
Знакомство с душой человека.
Иллюстрация «Душевная беседа», «Бессердечность».
29.10
12.11
11.
Как вести себя в православном храме
Знакомство с основными мировыми религиями, их основателями
Познакомить учащихся с названием основных мировых и национально-государственных религий, их культурными особенностями.
Найти информацию о том, как вести себя в храме.
П: Формулирование учебной задачи.
К: Сотрудничество и взаимопомощь.
19.11
26.11
12.
Не совсем обычный урок. Внутреннее строение и убранство храма.
Формирование у обучающихся понятия о храм, алтарь, престол. Рассказ об иконостасе.
Нарисовать иллюстрацию «Храм, моей мечты»
13.
Православная молитва.
Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.
К чему обязывают и что запрещают молитвы?
03.12
Р: Осуществление самоконтроля.
Л: Формулирование своего мнения.
10.12
14.
Фреска и икона.
Воспитывать терпимость и уважение к людям, отличным от нас, прививать интерес к мировой истории.
Расскажите об особенностях икон и фресок. Назвать знаменитые.
15.
Отличие иконы от картины
Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.
Формирование представлений о религиозных ритуалах мировых религий, их возникновении.
Стр.83-85 Что привлекает внимание?
Р: Осуществление
самоконтроля.
17.12
16.
Образ Христа в искусстве.
Знакомство с основными направления христианства.
Расскажите, что вы узнали об Иисусе Христе.
Р: Осуществление самоконтроля.
24.12
17.
Православные традиции и семейные ценности. «Семья - малая церковь».
Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование у обучающихся понятия о долге, свободе, ответственности и труде, особенности отношения к этим понятиям в христианстве.
Иллюстрация «Семья»
П: Формулирование учебной задачи.
14.01
18.
Календарный год в православии
Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий
Объяснить значение слова «православие»
К: Сотрудничество и взаимопомощь.
Р: Осуществление самоконтроля
21.01
19.
Рождество. Крещение
Знакомство с основами
духовной традиции
православия, с определениями
основных понятий
православной культуры.
Знакомство со священными сооружениями, правила жизни православных верующих.
Подготовить сообщение об одном из традиционных праздников Руссой православной церкви
(Рождество, Крещение, Пасха и т. д.), подобрать иллюстрацию.
П: Формулирование учебной задачи.
К: Сотрудничество и взаимопомощь.
Р: Осуществление самоконтроля.
28.01
20.
Пасха
Воспитывать терпимость и уважение к людям, отличным от нас, прививать интерес к мировой истории.
Формирование представлений о религиозных ритуалах мировых религий, их возникновении.
Рассказать, как празднуется Пасха у чущихся.
К: Сотрудничество и взаимопомощь.
Р: Осуществление самоконтроля
П: Формулирование учебной задачи.
К: Сотрудничество и взаимопомощь.
04.02
21.
Чудо. Таинства
Знакомство с происхождением протестантизма, протестантские священные сооружения.
Формирование представлений о религиозных ритуалах мировых религий, их возникновении.
Как понимаете «одним миром мазаны»?
11.02
22.
Христианские заповеди. Совесть
Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Что означает слово «совесть», кого называют совестливыми.
П: Формулирование учебной задачи.
К: Сотрудничество и взаимопомощь.
18.02
23.
Любовь
Знакомство с высказываниями апостолов Павла о любви.
Формирование у обучающихся понятия о долге, свободе, ответственности и труде, особенности отношения к этим понятиям данной религии.
Поделка «Как люди выражают свою любовь»
25.02
24.
Не совсем обычный урок. Прощение.
Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий. Что значит прощать? Как поступил Ваня?
Как верущие могут показать свою любовь Богу.
П: Формулирование
учебной задачи.
К: Сотрудничество и взаимопомощь.
03.03
25.
Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта.
Формирование у учащихся, такого качества как доброта. Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.
Расскажите о своих добрых поступках.
П: Формулирование учебной задачи.
К: Сотрудничество и взаимопомощь.
Р: Осуществлен
ие самоконтроля.
10.03
26-27
Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие.
Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.
Формирование у учащихся, такого качества как милосердие.
Расскажите о милосердие своих одноклассников.
17.03
07.04
14.04
21.04
28.04
28-29
Составление кроссворда для своего соседа по пройденным темам.
Решение кроссворда.
Формировать умение у учащихся перерабатывать свои знания и составлять кроссворды для своего соседа.
Выполнение работы.
30
Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие.
Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.
Формирование у учащихся, такого качества как трудолюбие.
Как, можно заслужить, такого комплимента как «трудолюбие».
П: Формулирование
учебной задачи.
К: Сотрудничество и взаимопомощь.
Р: Осуществление самоконтроля.
31-32
Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям.
Формирование у обучающихся понятия о долге, свободе, ответственности и труде, особенности отношения к этим понятиям.
Какие заповеди, вы соблюдаете?
П: Формулирование учебной задачи.
К: Сотрудничество и взаимопомощь.
Р: Осуществление самоконтроля.
05.05
12.05
33
Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной церкви.
Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.
Познакомить с понятием «современная церковь» и их предназначением, дать представление о них.
Найти информацию о церкви современной в Хакасии.
19.05
34
Итоговой кроссворд по всему курсу «Основы православной церкви».
Проверить как дети поняли пройденный материал.
26.05
Критерии оценивания
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Литература для учителя:
№ п/п
Название, количество частей
Автор (составитель)
Издательство
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур.
Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др.
ДРОФА
Литература для учащихся:
№ п/п
Название, количество частей
Автор (составитель)
Издательство
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур.
Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др.
ДРОФА