Рабочая программа по окружающему миру. (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «окружающий мир»

ДЛЯ 1 КЛАССА






2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место курса в учебном плане:

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.

1 класс - 66ч (33 учебные недели)

3. Основные содержательные линии

В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.).

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме « Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») - обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология.

Планируемые результаты


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м классе является формирование следующих умений:

1.Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,

родственникам, любовь к родителям.

2.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

3.Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

4.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

5.Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

6.Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

7.Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

8.В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

9.Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.Проговаривать последовательность действий на уроке.

3.Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4.Учиться работать по предложенному учителем плану.

5.Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

6Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

7.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

8.Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2.Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

3.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

4.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

5.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

6.Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

7.Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком - схемой.

8.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

1.Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

2.Слушать и понимать речь других.

3.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

4.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

5.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

6.Формировать умение работать в группах и парах.

7.Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику России: флаг, герб, гимн;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• вести наблюдения в природе.

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;

• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

• различать овощи и фрукты;

• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

• правила сохранения и укрепления здоровья.

6. календарно-тематическое планирование



Раздел, тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности учащихся Основные виды контроля Планируемые результаты дата

1 Введение. Задавайте вопросы 1





Раздел «Что и кто?» (20 ч) 2 Что такое Родина? 1 комбинированный - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока - работать в паре: рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока - обсуждать - работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; - моделировать форму Солнца; - работать в паре: моделировать форму созвездий; - работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями - Выполнять тестовые задания учебника;

Предметные Обучающийся научится: - различать флаг и герб России; - узнавать некоторые достопримечательности столицы; - правильно переходить улицу; - различать изученные камни, растения, животных и созвездия; - сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам; - использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; -изготовлять модели Солнца и созвездий. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - проводить наблюдения в окружающем мире; познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком - схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. коммуникативные Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Уметь работать в парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Регулятивные Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Личностные Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
3 Что мы знаем о народах России? 1 комбинированный

4 Что мы знаем о Москве? 1 комбинированный

5 Проект «Моя малая Родина». 1 комбинированный

6 Что у нас над головой? 1 комбинированный

7 Что у нас под ногами? 1 комбинированный

8 Что общего у разных растений? 1 комбинированный

9 Что растёт на подоконнике? 1 комбинированный

10 Что растёт на клумбе? 1 комбинированный

11 Что это за листья? 1 комбинированный

12 Что такое хвоинки? 1 комбинированный

13 Кто такие насекомые? 1 комбинированный

14 Кто такие рыбы? 1 комбинированный

15 Кто такие птицы? 1 комбинированный

16 Кто такие звери? 1 комбинированный

17 Что окружает нас дома? 1 комбинированный

18 Что умеет компьютер? 1 комбинированный

19 Что вокруг нас может быть опасным?

1 комбинированный

20 На что похожа наша планета?
1 комбинированный

21 Проверим себя 1 Урок закрепления



Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

22 Как живет семья?

1

комбинированный - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; - работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; - практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; - оценивать свои достижения на уроке - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; - обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; - практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; - запомнить правила подкормки птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; - практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; - обсуждать источники появления загрязнений в снеге; - формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; - сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся


Предметные: Обучающийся научится: - называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; правильно обращаться с электричеством; сравнивать реку и море; раздельно собирать мусор; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: проводить опыты с водой, снегом и льдом; ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; мастерить кормушки и подкармливать птиц. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком - схемой. Коммуникативные Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные: Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

23 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

комбинированный

24 Откуда в наш дом приходит электричество?

1

комбинированный


Как путешествует письмо?

1

комбинированный


Куда текут реки?

1

комбинированный


Откуда берутся снег и лёд?

1

комбинированный


Как живут растения?

1

комбинированный


Как живут животные?

1

комбинированный


Как зимой помочь птицам?

1

комбинированный


Откуда берётся и куда девается мусор?

1

комбинированный


Откуда в снежках грязь?

1

комбинированный


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

1

Урок закрепления

Раздел «Где и когда?» (11ч)

34 Когда учиться интересно?

1

комбинированный В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - коллективно составлять рассказ о школе и классе; - презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать прошлое, настоящее и будущее; - работать в паре - называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; - приводить примеры животных холодных районов; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

Предметные: Обучающийся научится: - различать прошлое настоящее и будущее; - называть дни недели и времена года в правильной последовательности; - находить на глобусе холодные и жаркие районы; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: анализировать схему смены времён года и месяцев; характеризовать природные явления в разные времена года;

- объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком - схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;  Работать в группах и парах.

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

35 Проект «Мой класс и моя школа».

1

комбинированный

36 Когда придёт суббота?

1

комбинированный

37 Когда наступит лето?

1

комбинированный

38 Где живут белые медведи?

1

комбинированный

39 Где живут слоны?

1

комбинированный

40 Где зимуют птицы?

1

комбинированный

41 Когда появилась одежда?

1

комбинированный

42 Когда изобрели велосипед?

1

комбинированный

43 Когда мы станем взрослыми?

1

комбинированный

44 Проверим себя и оценим достижения

1

Урок закрепления


Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

45 Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

1

комбинированный - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; - работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд проводить взаимопроверку; - использовать атлас-определитель для получения нужной информации; - работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; - моделировать из пластилина форму Луны; - рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными - работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради; - наблюдать за дождями и ветром;



Предметные: Обучающийся научится: - объяснять причины возникновения дождя и ветра; - перечислять цвета радуги в правильной последовательности; - различать овощи и фрукты; - описывать по плану своего домашнего питомца; - находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; - соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в транспорте. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

- наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком - схемой.

подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему

коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).  Работать в группах и парах. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Личностные: Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;


46 Почему Луна бывает разной?

1

комбинированный



47 Почему идет дождь и дует ветер?

1

комбинированный



48 Почему звенит звонок?

1

комбинированный



49 Почему радуга разноцветная?

1

комбинированный



50 Почему мы любим кошек и собак?

1

комбинированный



51 Проект «Мои домашние питомцы»

1

комбинированный



52 Мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

комбинированный



53 Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

комбинированный



54 Зачем мы спим ночью?

1

комбинированный



55 Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

комбинированный



56 Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

комбинированный



57 Зачем нам телефон и телевизор?

1

комбинированный



58 Зачем нужны автомобили?

1

комбинированный



59 Зачем нужны поезда?

1

комбинированный



60 Зачем строят корабли?

1

комбинированный



61 Зачем строят самолеты?

1

комбинированный



62 Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

комбинированный



63 Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

комбинированный



64 Зачем люди осваивают космос?

1

комбинированный



65 Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

комбинированный



ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

1 класс

Экскурсии:

Знакомство со школой.

Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что у нас над головой?

Что у нас под ногами?

Знакомство с растениями цветника.

Что такое зоопарк?

Практические работы:

Знакомство с комнатными растениями.

Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.

Распознавание листьев различных деревьев.

Сравнительное исследование сосны и ели.

Что общего у разных растений?

Знакомство с глобусом.

Изучение свойств снега и льда.


© 2010-2022