- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру. (1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру. (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ибрагимова Г.М. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «окружающий мир»
ДЛЯ 1 КЛАССА
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место курса в учебном плане:
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
1 класс - 66ч (33 учебные недели)
3. Основные содержательные линии
В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.).
Первый круг вопросов, сгруппированных в теме « Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») - обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м классе является формирование следующих умений:
1.Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,
родственникам, любовь к родителям.
2.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
3.Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
4.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
5.Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
6.Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
7.Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
8.В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
9.Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Проговаривать последовательность действий на уроке.
3.Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4.Учиться работать по предложенному учителем плану.
5.Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
6Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
7.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
8.Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2.Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
3.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
4.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
5.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
6.Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
7.Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком - схемой.
8.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
1.Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
2.Слушать и понимать речь других.
3.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
4.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
5.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
6.Формировать умение работать в группах и парах.
7.Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России: флаг, герб, гимн;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• вести наблюдения в природе.
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
• различать овощи и фрукты;
• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
• правила сохранения и укрепления здоровья.
6. календарно-тематическое планирование
№ Раздел, тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности учащихся Основные виды контроля Планируемые результаты дата
1 Введение. Задавайте вопросы 1
Раздел «Что и кто?» (20 ч) 2 Что такое Родина? 1 комбинированный - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока - работать в паре: рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока - обсуждать - работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; - моделировать форму Солнца; - работать в паре: моделировать форму созвездий; - работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями - Выполнять тестовые задания учебника;
Предметные Обучающийся научится: - различать флаг и герб России; - узнавать некоторые достопримечательности столицы; - правильно переходить улицу; - различать изученные камни, растения, животных и созвездия; - сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам; - использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; -изготовлять модели Солнца и созвездий. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - проводить наблюдения в окружающем мире; познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком - схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. коммуникативные Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Уметь работать в парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Регулятивные Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Личностные Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
3 Что мы знаем о народах России? 1 комбинированный
4 Что мы знаем о Москве? 1 комбинированный
5 Проект «Моя малая Родина». 1 комбинированный
6 Что у нас над головой? 1 комбинированный
7 Что у нас под ногами? 1 комбинированный
8 Что общего у разных растений? 1 комбинированный
9 Что растёт на подоконнике? 1 комбинированный
10 Что растёт на клумбе? 1 комбинированный
11 Что это за листья? 1 комбинированный
12 Что такое хвоинки? 1 комбинированный
13 Кто такие насекомые? 1 комбинированный
14 Кто такие рыбы? 1 комбинированный
15 Кто такие птицы? 1 комбинированный
16 Кто такие звери? 1 комбинированный
17 Что окружает нас дома? 1 комбинированный
18 Что умеет компьютер? 1 комбинированный
19 Что вокруг нас может быть опасным?
1 комбинированный
20 На что похожа наша планета?
1 комбинированный
21 Проверим себя 1 Урок закрепления
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
22 Как живет семья?
1
комбинированный - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; - работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; - практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; - оценивать свои достижения на уроке - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; - обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; - практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; - запомнить правила подкормки птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; - практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; - обсуждать источники появления загрязнений в снеге; - формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; - сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Предметные: Обучающийся научится: - называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; правильно обращаться с электричеством; сравнивать реку и море; раздельно собирать мусор; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: проводить опыты с водой, снегом и льдом; ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; мастерить кормушки и подкармливать птиц. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком - схемой. Коммуникативные Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные: Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
23 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
1
комбинированный
24 Откуда в наш дом приходит электричество?
1
комбинированный
Как путешествует письмо?
1
комбинированный
Куда текут реки?
1
комбинированный
Откуда берутся снег и лёд?
1
комбинированный
Как живут растения?
1
комбинированный
Как живут животные?
1
комбинированный
Как зимой помочь птицам?
1
комбинированный
Откуда берётся и куда девается мусор?
1
комбинированный
Откуда в снежках грязь?
1
комбинированный
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
1
Урок закрепления
Раздел «Где и когда?» (11ч)
34 Когда учиться интересно?
1
комбинированный В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - коллективно составлять рассказ о школе и классе; - презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать прошлое, настоящее и будущее; - работать в паре - называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; - приводить примеры животных холодных районов; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
Предметные: Обучающийся научится: - различать прошлое настоящее и будущее; - называть дни недели и времена года в правильной последовательности; - находить на глобусе холодные и жаркие районы; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: анализировать схему смены времён года и месяцев; характеризовать природные явления в разные времена года;
- объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;
Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком - схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; Работать в группах и парах.
Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
35 Проект «Мой класс и моя школа».
1
комбинированный
36 Когда придёт суббота?
1
комбинированный
37 Когда наступит лето?
1
комбинированный
38 Где живут белые медведи?
1
комбинированный
39 Где живут слоны?
1
комбинированный
40 Где зимуют птицы?
1
комбинированный
41 Когда появилась одежда?
1
комбинированный
42 Когда изобрели велосипед?
1
комбинированный
43 Когда мы станем взрослыми?
1
комбинированный
44 Проверим себя и оценим достижения
1
Урок закрепления
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)
45 Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?
1
комбинированный - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; - работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд проводить взаимопроверку; - использовать атлас-определитель для получения нужной информации; - работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; - моделировать из пластилина форму Луны; - рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными - работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради; - наблюдать за дождями и ветром;
Предметные: Обучающийся научится: - объяснять причины возникновения дождя и ветра; - перечислять цвета радуги в правильной последовательности; - различать овощи и фрукты; - описывать по плану своего домашнего питомца; - находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; - соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в транспорте. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;
- наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком - схемой.
подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему
коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Работать в группах и парах. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Личностные: Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
46 Почему Луна бывает разной?
1
комбинированный
47 Почему идет дождь и дует ветер?
1
комбинированный
48 Почему звенит звонок?
1
комбинированный
49 Почему радуга разноцветная?
1
комбинированный
50 Почему мы любим кошек и собак?
1
комбинированный
51 Проект «Мои домашние питомцы»
1
комбинированный
52 Мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
1
комбинированный
53 Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
1
комбинированный
54 Зачем мы спим ночью?
1
комбинированный
55 Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1
комбинированный
56 Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
1
комбинированный
57 Зачем нам телефон и телевизор?
1
комбинированный
58 Зачем нужны автомобили?
1
комбинированный
59 Зачем нужны поезда?
1
комбинированный
60 Зачем строят корабли?
1
комбинированный
61 Зачем строят самолеты?
1
комбинированный
62 Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
1
комбинированный
63 Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
1
комбинированный
64 Зачем люди осваивают космос?
1
комбинированный
65 Почему мы часто слышим слово «экология»?
1
комбинированный
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
1 класс
Экскурсии:
Знакомство со школой.
Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Знакомство с растениями цветника.
Что такое зоопарк?
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениями.
Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели.
Что общего у разных растений?
Знакомство с глобусом.
Изучение свойств снега и льда.