Программа внеурочной деятельности Экология в играх и сказках

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности «Экология в играх и сказках»

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Экология в играх и сказках» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования. «Экология в играх и сказках»- это интегрированная программа внеурочной деятельности первоклассников. В содержании программы рассматриваются многообразие взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания экологически целесообразного поведения как важнейшего компонента экологической культуры. Программа также направлена на развитие познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста, исследовательских умений, когнитивных способностей, эстетического восприятия и художественно-образного мышления. Программа «Экология в играх и сказках» дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметов «Окружающий мир» и «Литературное чтение».

Место в образовательном процессе Изучение программы предусмотрено в 1 классе с целью обеспечения преемственности экологического образования на ступени «детский сад -начальная школа». Объём программы -33 часа, из расчёта 1 час в неделю. Время проведения занятий в течение учебного года варьируется от 35 до 45 минут в соответствии с гигиеническими требованиями СапПиН 2.4.2.2821-10 к режиму занятий первоклассников.
Цель программы - формирование основ экологической культуры младших школьников. Задачи: -развивать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира; -формировать представления о природе как универсальной ценности; -развивать устойчивый познавательный интерес к окружающему миру природы; -развивать представления о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы); -вовлекать учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Личностными результатами освоения программы являются: -развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; -развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, музыка и т. д.); -воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; -формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются: -овладение элементами самостоятельной организации деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных достижений; -освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; -развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются: -в ценностно-ориентационной сфере - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; -в познавательной сфере - наличие представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; - формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; -в трудовой сфере - владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами; -в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; -в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Методы обучения и воспитания Основная методическая установка Программы - деятельностный характер обучения, создание условий для приобретения детьми опыта исследовательской деятельности, постановки и достижения цели в индивидуальной и групповой работе. Предполагается использование разнообразных методов обучения и воспитания. Исходя из названия программы «Экология в играх и сказках» становится понятным, что обязательными компонентами занятия являются сказки и дидактические игры экологического содержания. Экологические сказки несут экологическую информацию, т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Экологические сказки учат: - познавать окружающий мир; - думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру. Игра - ещё одно действенное средство экологического воспитания младших школьников. Играя, дети учатся, познают, запоминают. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влия­ние на развитие личности трудно переоценить. Игра орга­нически присуща детскому возрасту и при умелом руковод­стве со стороны взрослых способна творить чудеса. Лениво­го человека она может сделать трудолюбивым, незнайку ­знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палоч­ка, игра может изменить отношение детей к тому, что им порой кажется слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра для детей ­важное средство самовыражения, проба сил. Акцент при проведении занятий сделан и на использование инновационных психолого-педагогических методов экологического воспитания, предложенных экопсихологами В.А. Ясвиным и С.Д. Дерябо, таких как: - метод экологических ассоциаций; - метод художественной репрезентации природных объектов; -метод экологической лабилизации; -метод экологической рефлексии; - метод экологической идентефикации; - метод экологической эмпатии; - метод экологической заботы. Использование на занятиях разных форм организации работы (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) позволяет сохранить активность детей во время занятий. При этом детьми приобретаются навыки совместной деятельности и сотрудничества. Таким образом, реализуя программу «Экология в играх и сказках», педагоги решают следующие задачи: -развитие личности ребёнка, становление его мировоззрения; -духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Формы организации учебных занятий Основной тип занятий - комбинированный, характеризующийся сочетанием различных видов деятельности: активизация познавательного интереса, работа по осмыслению и усвоению нового содержания, новых способов деятельности, организация самостоятельной работы, рефлексия собственной деятельности. Возможные этапы занятий

  1. Организационный момент, очень кратковременный, основная цель - организовать внимание детей на начало занятия, создать положительный эмоциональный настрой.
  2. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся. Обеспечивает мотивацию и включение детей в совместную деятельность. Цель - дальнейшее успешное усвоение новых знаний или новых способов деятельности.
  3. Усвоение новых знаний и способов деятельности - этот этап обычно занимает наибольший объём времени занятия. Цель этапа - сформировать знание, понятие, представление, способ деятельности. На данном этапе обычно используются сказки с экологическим содержанием.
  4. Физкульминутка. Дыхательная гимнастика. Зрительная гимнастика. Цель - снятие напряжения, усталости.
  5. Дидактическая игра по теме занятия. Цель - развитие умения соотносить факты, понятия, правила, воспроизводить идеи нового материала, выделять существенные признаки, делать, обобщения.
  6. Подведение итогов и рефлексия. Цель - создание ситуации успешности.
Последовательность этапов можно адаптировать в зависимости от содержания занятия и особенностей обучающихся.
Содержание программы
  1. Эти удивительные животные.
Наблюдения за животными. Изучение условий обитания. Выявление взаимоотношений между различными видами животных. Особенности поведения животных. Понятие об исчезающих видах животных. Необходимость заботы и защиты редких животных людьми. 2. Пернатые друзья. Наблюдения за птицами. Изучение условий обитания. Особенности поведения птиц. Польза, которую приносят птицы природе. Необходимость заботы и защиты птиц людьми. 3. Водица - царица. Представление о значении воды в природе и жизни живых существ. Круговорот воды в природе. Необходимость экономного расходования воды, бережного отношения к водным ресурсам. 4. Неживое в природе. Понятие «неживая природа». Явления природы. Народные наблюдения за погодой, народные приметы. 5. Загадки растений. Внешние характеристики овощей и фруктов. Овощи и фрукты - кладовая витаминов. 6. Доктор Айболит. Понятие о «лекарственных растениях». Внешние характеристики лекарственных растений, деревьев. Значение лекарственных растений в жизни людей и животных. Отличие комнатных растений от дикорастущих. Уход за комнатными растениями. К концу учебного года учающиеся научатся: - Выявлять в ходе игры характерные особенности диких животных. - Устанавливать зависимость особенностей внешнего вида животных от внешних факторов среды. - Выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время слушания ( чтения) сказок, игры, с помощью художественного слова, рисунка. - Находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие важность охраны природы. - Проводить элементарные наблюдения за растениями и животными. - Называть способы бережного отношения и охраны природы. - Иметь представление о значении воды в природе и жизни живых существ. - Иметь представление о круговороте воды в природе. - Осознавать необходимость экономного расходования воды, бережного отношения к водным ресурсам. - Отличать понятия «неживая природа» и «живая природа». - Называть явления неживой природы. - Приводить примеры народных примет при определении погоды. - Отгадывать по внешним характеристикам овощи и фрукты. - Понимать, что овощи и фрукты являются «кладовыми» витаминов. - Называть лекарственные травы, кустарники, деревья. - Называть характерные особенности лекарственных растений. - Называть отличие комнатных растений от растений в природе. - Проводить элементарные наблюдения за комнатными растениями. - Называть способы ухода за комнатными растениями. - Высказывать свое мнение, отстаивая точку зрения. Тематический план № Тема Количество часов 1 Эти удивительные животные 9 2 Пернатые друзья 8 3 Водица-царица 3 4 Неживое в природе 4 5 Загадки растений 4 6 Доктор Айболит 5
Итого 33


Тематическое планирование занятий

Название раздела

Тема занятия

Перечень сказок и игр, используемых на занятии

Эти удивительные животные (9 часов)

1

Введение. Зайка-попрыгайка

Б.Заходер «Русачок», игра «Угадай, чьи следы»

2

Лягушка-квакушка

В.Гаршин «Лягушка-путешественница», игра «Радости и огорчения»

3

Лиса Патрикеевна

Б.Заходер «Сказка о том, как звери в лесу дом строили», игра «Чей хвост?»

4

Хозяин леса - Медведь

С.Баруздин «Про медведя»,р.н.с. «медведь липовая нога», игра «Что ест медведь?

5

Любознательный зверёк - белка

Л.Толстой «Белка и волк», игра «Экологический светофор», игра «Что? Где? Когда? Кто на снегу какой след оставил?»

6

Серый хищник - волк

В.Золотов «Лесная азбука», игра «Коллекция увиденных животных»

7

Всеядное животное-барсук

Японские сказки «Барсук и улитка», «Барсук и лисёнок», Б.Ржевский «Приключения барсучонка Тепы», игра «Угадай животное»

8

Мышка-норушка

В.Бианки «Мышонок Пик», С.Баруздин «Хитрая мышь». Конкурс «Почемучка», игра «Найди лишнего».

9

Фестиваль кино и мультфильмозвезд (животные-герои кино и мультфильмов)

Конкурсная программа (кроссворды, муз. викторина, ребусы, загадки)

Пернатые друзья

(8 часов)

10

Ворона-интеллектуальная птица

Ассирийская сказка «Умная ворона»,

Виктория Ольгина «Умная ворона», игра «Угадай птицу по описанию»

11

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

Людмила Цвирко «Сказка про сороку Дусю»

Шотландские и английские сказки / Пер. и составление Н.В. Шерешевской «Сорочье гнездо», игра «Бывает или нет»

12

Лесной доктор - дятел

Николай Сладков «Дятел»

Михаил Пришвин «Лесной доктор», игра «Четыре вопроса»

13

Загадочная птица - кукушка

Ненецкая сказка «Кукушка», игра «Эрудит», «Каждую птицу на свое место».

14

«Пернатая кошка» - сова

Наталья Абрамцева «Про сову», игра «Кому что по вкусу?»

15

«Любимые птицы» - снегири

Дмитрий Паутов «Почему у снегиря грудка красная»

Александр Каменчуков «Снегири»», игра «Почему меня так назвали?»

16

Сестрицы-синицы - самые полезные птицы России

Александр Каменчуков «Сказка о хозяюшке-синичке», кроссворд «Птицы нашего края»

17

Наш добрый сосед - скворец

Александр Куприн «Скворцы», конкурс «Знатоки птиц»

Водица- царица

(3 часа)

18

Вода и жизнь

Барышева Ж. Е. Экологическая сказка «Все живое нуждается в воде», игра «Кто живет в воде?»

19

Путешествие капельки

Овчинникова Юлия «Сказка про капельку - путешественницу» игра «Живое-неживое»

20

Берегите воду!

Тарлыкова И.А. Экологическая сказка « Рыбка»

Неживое в природе (4 часа)

21

Предсказание погоды по народным приметам

Игра «Собери примету», составление сборника примет «Предсказание погоды»

22

Солнце и Луна

Ганжина Полина «Сказка о Солнце и Луне»

Игра «Четыре вопроса»

23

Солнце, воздух и вода - наше богатство!

Людмила Федоткина «Сказка о том, как поспорили Воздух, Земля и Вода», игра «Кто внимательный? Найди ошибки»

24

Откуда берется снег?

Наталья Гегер «Откуда берется снег?», кроссворд «Зима»

Загадки растений (4 часа)

25

Красная девица-морковка

Сказка «Посадил дед морковку». Изготовление посадочных лент семян, игра «Что растет в огороде?»

26

Большая -пребольшая репка

Русская народная сказка «Репка», белорусская народная сказка «Пых». Театр-экстрим. Меню сказочных героев, игра «Найди по описанию»

27

Огурец-молодец, капуста в ста одежках, свекла, лук, чеснок

Авторская сказка про овощи, русс. народная сказка «Мужик и медведь, Ю.Тувим «Овощи». Мастер - класс по теме «Огород на окне»

28

Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд

Д. Родари «Чиполлино», игра «Отгадай фрукт по форме, по вкусу»

Доктор Айболит (5 часов)

29

Доктор Айболит рассматривает лекарственные деревья (сосна, ель, липа, черемуха, рябина, шиповник)

М. Пришвин «Деревья в лесу», игра « В гостях у тетушки Припасихи»

30

Доктор Айболит рассматривает лекарственные растения (одуванчик, ландыш, василек, крапива, подорожник)

П.А.Синявский «Сказка про лекарственные растения», игра «Лесная аптека»

31

Доктор Айболит рассматривает комнатные растения (систематизация знаний о комнатных растениях, узнаем их по внешнему виду, выделяем факторы роста и развития растений

Л.В. Скребцова «Сказки комнатных цветов», конкурс «Окно радости. Будь другом комнатных растений»

32

Бабушкин огород - лучшая домашняя аптечка

Игра «Собери аптечку», Викторина «Цветы и травы»

33

Экологический праздник

Конкурс экологических сказок, сочинённых детьми, экологическая игротека







© 2010-2022