Тексты изложений для начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тексты для изложений.

Чьи вы?

(По И. Недоле.)
(Желательно дать текст для прочтения учащимся.)

Тексты изложений для начальной школы


Построили чибисы гнезда на кочках. Густая трава закрывает птиц от чужого глаза. А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спрашивает: «Чьи вы? Чьи вы?» Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят. Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны. А где же чибисы поднялись? Лиса это место уже и позабыла. (69 слов.)
Орфография: знаки в конце предложения; сочетания чу, жи, чк; проверяемые безударные гласные и др.
Анализ. Почему писатель назвал рассказ «Чьи вы?»? А как сторож кричит в минуту опасности? Запомните, как записываются крики чибисов. (Чьи вы? Уйди-и!) Кто здесь, назван сторожем? Из чего видно, что чибисы поняли тревожный крик сторожа? (Разом поднялись в воздух...) Как чибисы перехитрили лису?
План: 1. Гнезда чибисов. 2. Сторож над гнездами. 3. Сигнал тревоги 4. Заманили лису. 5. Где чибисы, поднялись?
При пересказе по плану дети передают вопросительные и восклицательные интонации, имеющиеся в рассказе. Слова для справок: чибис, построили.







Зяблик с колечком.


(По Н. Сладкову.)
Тексты изложений для начальной школы
Осенью птицы в теплые края летят. Тронулись в дорогу и зяблики. Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается. Николай Иванович Сладков поймал одного зяблика. Но он не посадил птичку в клетку. Надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.
Окольцованные птицы - мастера о перелетах рассказывать. (69 слов.)

Орфография: проверяемые безударные гласные; сочетание чк; слово из «Словарика» (дорога); не с глаголом.
Анализ. Что можно узнать по надписи на кольце? В какое время суток летят зяблики на юг? Какой враг летит вдогонку? Что сделал писатель Сладков, когда поймал птичку?

План: 1.К югу. 2. Когда летят зяблики? 3. Что делают они днем? 4. Что сделали с пойманной птичкой? 5. Зачем окольцованную птицу отпустили?
Слова для справок: достается, колечко, мастера.


  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

3 класс

3 класс


Вороны и чайка.

(Из газеты «Известия».)

Тексты изложений для начальной школы


Город Сочи стоит на берегу моря. Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай. Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая автомашины. Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю. Люди с изумлением следили за поведением птиц. (91 слово.)
Орфография: падежные окончания существительных; слова из «Словарика» (интересный, однажды, электрический); проверяемые безударные гласные.
Анализ и подготовка к составлению плана. Почему люди с изумлением следили за птицами? Почему чайка самостоятельно не могла найти дорогу к морю? Как догадались о ее беде вороны? Где было дерево с их гнездом? (На аллее.) В каком падеже встретится еще раз слово аллея? О ком говорится в самом начале и конце заметки? Подумайте, как можно рдзделить рассказ, определив, какие птицы для каждой части являются главными действующими лицами.
К составлению плана можно подготовить путем словесного рисования картинок и озаглавливания их.
Примерный план : 1. Чайка над площадью. 2. Летят вороны. 3. Указывают путь. 4. Люди следят с изумлением.
Слова для справок: Сочи, почти задевая, с изумлением.


Пчела из пластмассы.

(Из сборника «Хочу все знать».)

Тексты изложений для начальной школы


Часто живая пчела танцует вокруг улья. Она кружится, взлетает вверх, падает вниз. Летит вперед и назад, вправо и влево. Так пчела объясняет подругам, где она нашла богатую добычу. Ученые изучили танцы пчел. Они создали из пластмассы пчелу и пустили ее к улью. Игрушечная пчелка точно выполняет телекоманду ученых. Фигуры ее танца показывают дорогу к медоносным полям. Живые пчелы понимают ее танец. Они летят за нектаром на дальнее поле. Теперь запас меда в улье быстро увеличивается.

Орфография: наиболее употребительные наречия; безударные окончания глаголов 3-го лица; окончания прилагательных.
Анализ. Почему пчелы этого улья собирают теперь мед быстрее, чем раньше? Как пчелы узнают о новых медоносных полях? (Объяснить слова медоносные, нектар.) Чем может помочь искусственная пчела? Как вы понимаете слово телекоманда'} Какие движения выполняет пчелка из пластмассы по команде издалека? (Выделяются наречия из первого абзаца; если надо, записываются на доске, затем стираются.) Словесное рисование. Рассказать о танце живой пчелы. Как назвать эту часть рассказа? Как вторая картинка отличается от первой? Кого нарисовать на третьей картинке? Нужны ли еще картинки? Сколько же всего частей в нашем плане? Назвать их.
Примерный план и опорные слова:
1. Танец живой пчелы. /вокруг 2. Что сделали ученые? /создали 3. Танец по телекомандам /фигуры 4. Какую пользу приносит искусственная пчела? /за нектаром




© 2010-2022