Урок чтения на тему Басни И. А. Крылова. Работа над басней Лебедь, Щука и Рак (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения в 4 классе.


Ирина Артуровна Очеретько

Учитель начальных классов высшей категории,

учитель-методист, заместитель директора по УВР

Донецкой ощеобразовательной школы Ι-ΙΙΙ ступеней № 30.


Тема Басни И.А. Крылова. Работа над басней «Лебедь, Щука и Рак»



Цели: - закреплять знания учащихся о таком жанре, как басня, учить раскрывать аллегорию басни, разбирать речевые обороты, устанавливать главную мысль, выделять части басни, в которых заключена мораль, подбирать аналогию из жизни; - развивать речь, мышление, воображение; - воспитывать интерес к чтению. Оборудование: - портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, схема на доске. Эпиграф на доске: «Смеясь, говорить правду».

План I. Рефлексия. - Дети, посмотрите внимательно мне в глаза. Из моих глаз идут лучи. Вы должны их увидеть. Вы их видите? Они несут вам знания, доброту, мудрость. Поймайте эти лучи своими глазками. Сумели? Ваша задача - удержать эти лучи и суметь получить всё то, что они несут. II. Сообщение темы и целей. - Сегодня мы продолжим разговор о баснях, послушаем выразительное чтение наизусть представителями каждой группы. III. Актуализация знаний. - Закройте глаза и представьте себе, как плещется море, кричат чайки, тихо переговариваются деревья. Я предлагаю вам на крыльях времени перенестись в Древнюю Грецию.

Чтение стихотворения учителем.

Волшебный край, где речка Танаис,

Где ивняков рассыпанные косы

Бегут на месте по теченью вниз,

Глаза хмельного солнца чуть раскосы.

Стеклянный шар над берегом навис,

И тяжелеют мёдом абрикосы.

Здесь каждый тополь мудростью высок,

Целебны травы, бархатист песок

И перломутровы скорлупки мидий.

Гуляли здесь Гомер, Эзоп, Овидий.

Здесь хорошо читается в тени,

Когда душе поэзия сродни. - Так писал о Древней Греции поэт Леонард Лавлинский. Здесь каждый камень может рассказать таинственные легенды и истории. Этот край называют колыбелью мировой культуры. Именно туда, в далёкую Грецию, своими корнями уходит жанр басни, которой мы посвящаем сегодняшний урок. А первым баснописцем считают великого Эзопа, который высмеивал всех и всё, говорил людям правду, но делал это в аллегорической манере.
- Что такое аллегория? - сообщения учащихся - перспективное домашнее задание одной из групп.
Слово учителя. - У этого жанра в разные времена и в разных странах появилось много последователей и поклонников. Мы уже знаем с вами Глебова, Толстова, Крылова. На прошлом уроке мы познакомились с басней Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Именно её сегодня мы будем слушать наизусть в вашем исполнении, но вначале давайте послушаем об авторе.
Сообщения учащихся - перспективное домашнее задание.
Анализ схемы на доске.


Урок чтения на тему Басни И.А. Крылова. Работа над басней Лебедь, Щука и Рак (4 класс)
Беседа по басне. - Кто персонажи басни? - Какие у них черты характера? - Чем поучительна эта история? - Какая основная мысль басни? - Сформулируйте мораль фразой из басни. - Приведите ситуацию из жизни. Работа над выразительностью. - Произнесите следующие фразы с интонацией (фразы написаны на доске). - Ой, что это? - с удивлением. - Ой, как красиво! - с восторгом. - Ой, как больно! - с больно. - Эта встреча мне запомнится надолго! - с радостью, с иронией, с неприятными эмоциями.
IV. Слушание басни наизусть (представителями разных групп).
V. Сравнение с украинскими произведениями. Сообщения учащихся о басне Глебова, об украинской народной сказке. Слушание сказки и басни в исполнении детей. Басня Л. Глібова. У товаристві лад - усяк тому радіє, Дурне безладдя лихо діє… Так Лебідь рветься підлетіть, Рак упирається, а Щука тягне в воду. Хто винен з них, хто ні - судить не нам, Так тільки хура й досі там.
- В чём сходство этих произведений? - Одинакова ли главная мысль?
VI. Продолжение слушания басни наизусть.
VII. Знакомство с другими баснями Крылова. - Крылов написал множество басен. Знакомство с ними - это тема следующего урока внеклассного чтения, но уже сегодня некоторые дети подготовили нам басни для прослушивания (обзор иллюстраций на доске, слушание басен в исполнении детей - 2,3, коллективное определение морали каждой басни). Анализ персонажей басен. - Какие черты характера можно передать, какими животными (высказывания учащихся)? - Хитрость - лиса, легкомыслие - бабочка, стрекоза, глупость - волк, медведь, обезьяна, осёл, жадность - кабан, волк, трусость - заяц, ягнёнок.
VIII. Итог. - Чем отличается басня от других жанров? - На что следует обращать внимание, читая басню? (На поучение, мораль). Перспективное домашнее задание на урок внеклассного чтения - каждая группа готовит 2-3 басни Крылова.
IX. Рефлексия. - Вы молодцы, ребята, что смогли удержать мои лучи на протяжении всего урока и получить от них все те знания, доброту, которые я старалась вам передать. Вы можете отпустить мои лучи. Пусть ваши глазки и головы отдыхают.
Урок чтения на тему Басни И.А. Крылова. Работа над басней Лебедь, Щука и Рак (4 класс)

© 2010-2022