Урок по самопознанию в 3 «Б» классе «Любовь – основа жизни»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по самопознанию в 3 «Б» классе «Любовь – основа жизни»Урок по самопознанию в 3 «Б» классе «Любовь – основа жизни»Урок по самопознанию в 3 «Б» классе «Любовь – основа жизни»Урок по самопознанию в 3 «Б» классе «Любовь – основа жизни» Деятельностный подход в организации учебно-

воспитательного процесса на уроках биологии. Изменения, происходящие в мире, требуют от человека не только знаний, но и сформированных умений для применения их в различных сферах деятельности. Однако школа позволяет ребенку чаще всего работать с информацией на основе сравнения и осознания конкретно-чувственных объектов с целью их "изучения" и классификации. Обучение должно быть направлено на формирование понятий, возникающих и формируемых на основе соответствующих действий, с самого начала связанных с представлениями об условиях их конкретного и практического применения. Понятно, что данной цели невозможно добиться, используя только репродуктивные методы обучения. Вместо человека умеющего учиться, т. е. трудолюбивого и способного самостоятельно расширять свои знания сообразно новым жизненным ситуациям, школа "выращивает", в лучшем случае, информированных учащихся, но не способных жить в нынешнем "быстрообновляющемся" мире, без постоянного контроля и руководства со стороны взрослых. Биология в системе развивающего обучения может являться средством развития личности учащегося с учетом его возрастной готовности к процессу обучения, главное из которых, его желание что-либо "делать". При этом он должен открыть для себя и освоить новый способ "действования", понимания и мышления. В современной дидактике и предметных методиках в последнее время признание и развитие получила идея активного воздействия на ученика путем деятельностного включения его в учебный процесс. Развитие ребенка происходит в разных видах деятельности. Личность формируется в деятельности. В зависимости от того, что человек делает, как делает, от организации условий этой деятельности формируются определенные склонности, способности, личностно-значимые умения и навыки, закрепляются знания. Таким образом, научить чему-либо возможно только в деятельности. Понимание этого факта каждым учителем, в результате должно привести к пересмотру своей роли и своего места в образовательном процессе. Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, управленцем, менеджером образовательного процесса на каждом отдельном уроке, в рамках учебной четверти, учебного года и учебного курса в целом, организуя деятельность учащихся по добыванию новых знаний, формированию и развитию новых умений и навыков. В практике моей работы накоплен определённый опыт использования деятельностного подхода на уроках в форме ТРИЗ, опорных рабочих листов, информационных поурочных карт и т.д., что вовлекает учащихся в активный познавательный поиск. Рассмотрим, как можно осуществить деятельностный подход в рамках одного урока. Эффективным дидактическим инструментом данного урока являются рабочие листы, развивающие логическое, критическое и даже творческое мышление учащихся. Применение их более результативно при организации работы в малых группах и реализации проблемной технологии обучения. Структурируя в рабочих листах алгоритм своей мыслительной деятельности, учащиеся отрабатывают не только интеллектуальные навыки, но и навыки презентации результатов работы Урок по теме: Воздушное питание растений. Фотосинтез. 6 класс

Цель:

1.Сформировать представление о фотосинтезе как воздушном питании растении, об условиях его протекания. Использовать полученные знания для дальнейшего развития представлений об обмене веществ растительного организма.

2.Продолжить формирование умения делать теоретические выводы из конкретных фактов, развивать навыки символизации изученного материала.

3.Использовать знания о космической роли растения для формирования нетерпимого отношения к случаям уничтожения и повреждения растений, привлекать учащихся к озеленению дома и школы.

Оборудование: рабочие листы для групповой работы, нарисованная схема фотосинтеза, биологические задачи, комнатные растения

Ход урока: 1. Более 300 лет назад учёный Ван- Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 10 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив её (50 гр) Растущему в горшке растению в течении 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван- Гельмонт обнаружил, что вес её увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке не уменьшился . Откуда растение добыло 64.5 кг питательных органических веществ, для Ван- Гельмонта осталось загадкой.(Мотивация на урок 2 мин)

  1. За счёт чего растение потяжелело на 64, 5 кг? (вопрос классу)

2.Этап выдвижения учащимися гипотез на поставленный вопрос (5 мин) Организуется мозговой штурм, во время которого учащиеся дают разные ответы, учитель записывает их на доске. В ходе дискуссии приходят к выводу, что точный ответ на вопрос дать невозможно без дополнительной информации.


- Для правильного ответа на вопрос предлагаю вам проанализировать материал содержащийся в рабочих листах. Работаем по группам. Ваше задание - придумать символическое изображение ключевого слова (условие процесса фотосинтеза), которое должно быть выявлено во время анализа текста рабочего листа (№ 1- условие свет , №2-вода, №3-хлорофилл, №4-углекислый газ, №5 -выделение кислорода)

3.Организация исследований в группах (8 мин)

4.Обмен информацией (10 мин)

После окончания работы группы представляют результаты своих исследований - рассказывают о ходе проведения опыта и записывают вывод на доске. Последовательно прикреплённые обобщения, высказанные всеми группами, составят определение процесса фотосинтеза).

5.Обобщение.

После выступления всех групп на доске прикреплены четыре обобщения такого содержания

-для процесса образования крахмала в листе растения необходим свет

-для образования крахмала растение использует воду -для образования крахмала растение использует углекислый газ

-крахмал образуется только в зелёных частях растений -хлорофилл

-при образовании крахмала растение выделяет кислород


Во всех опытах описывается один и тот же процесс - фотосинтез. Объявляется конкурс на лучшее определение понятия фотосинтеза с обязательным использованием таких ключевых слов как «процесс, хлорофилл» (учащиеся работают самостоятельно, учитель лишь подвёл их к определению этого фундаментального понятия).Наиболее удачная формулировка записывается на доске и в тетрадях учащихся. Далее внимание обращается на ту часть доски, где записаны их гипотезы, высказанные в начале урока. Учащиеся анализируют и оценивают собственные гипотезы (этап осознания факта овладения новой информацией, понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новым знаниям). На доске заранее нарисована обобщенная схема процесса фотосинтеза, куда представители групп прикрепляют свой символ-условие протекания фотосинтеза. ( Символизация изученного материала способствует развитию навыков кодирования, что способствует расширению собственного ассоциативного ряда).

-Итак, вы разгадали загадку опыта известного ученого. В чем же

причина увеличения веса у растений?


6.Ввод новой информации (4-5 мин). Учитель объясняет процесс фотосинтеза по схеме, нарисованной заранее, сообщает интересные данные о космической роли растений: зеленые растения за год поглощают примерно 600 млр.тонн углекислого газа, а выделяют в атмосферу до 400млр.тонн кислорода и образуют около 450 млр.тонн органического вещества. Но все эти процессы могут происходить только в неповрежденных частях зеленых растений, поэтому призыв защитников природы оберегать зеленые насаждения имеет научное обоснование. Лабораторная работа (2 мин)

Цель: Выявить какие приспособления имеются у растений, для того чтобы лучше использовать свет?

7.Рефлексия (3мин) Учитель обращается с вопросами:

-какая проблема была поставлена в начале урока?

-как вы пришли к высказанным обобщениям?

8.Закрепление ( биологические задачи - на каждой парте)

1.Доктор Пристли в 70-х годах 18 века работал над очисткой воздуха, испорченного горением. Он поместил под стеклянный колпак, наполненный этим воздухом (тогда еще не были открыты ни углекислый газ, ни кислород) мяту, росшую в небольшом горшочке. Он хорошо знал, что для жизни растениям и животным нужен чистый воздух. Если мышь погибала под колпаком с испорченным воздухом то, рассуждал ученый , должно погибнуть и растение. Спустя неделю он подошел к сосуду. К его удивлению растение выглядело превосходно. Прошла еще неделя, а мята росла лучше, чем на свежем воздухе. Ученый ввел в сосуд горящую свечу. Свеча горела ровным ярким пламенем. Удалив свечу, Пристли посадил под колпак мышонка, проходили дни, мышонок ел, бегал, прыгал. К каким выводам пришел ученый ?


© 2010-2022