• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века» Н. А. НЕКРАСОВ «Мужичок с ноготок» Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века» Н. А. НЕКРАСОВ «Мужичок с ноготок» Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Тополинская средняя общеобразовательная школа "












Конспект урока литературного чтения

в 3 классе

УМК «Начальная школа XXI века»



Н.А. НЕКРАСОВ «Мужичок с ноготок»

Отрывок из стихотворения

«Крестьянские дети»






Макеева Виктория Львовна,

учитель начальных классов












2013



Данный урок литературного чтения построен на деятельностной основе, в нём отражены новые подходы к обучению младших школьников в соответствии с ФГОС НОО. Тип урока: изучение нового материала Форма урока: урок-диалог

ТЕМА: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети».

Цель урока: решать задачи литературного образования и развития учащихся, формировать творческого читателя, способного воспринимать художественное произведение согласно авторскому замыслу. Планируемые результаты (целевые установки урока):

  • Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, быть внимательными к авторскому слову, способными творить свой читательский мир, самостоятельно оценивать художественное произведение.

  • Метапредметные:
  • регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников;
  • познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, бесконфликтно дискутировать, передавать чувства героев и своё отношение к ним.
  • Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из произведения, высказывать стремления руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях, расширять кругозор, проявлять желание читать и размышлять.
  • личностно ориентированные (педагогика сотрудничества)
  • проблемного, поискового обучения
  • диалогические
  • ИКТ

Формы организации деятельности учащихся на уроке:
  • фронтальный опрос;
  • работа в парах;
  • индивидуальный опрос

Методы обучения:
  • обучение средствами субъективизации;
  • анализ художественного текста в единстве содержания и формы;
  • частично-поисковый;
  • словесный;
  • наглядно-иллюстративный

Учебный материал:

  • учебник Л.А.Ефросининой "Литературное чтение", 3 класс

  • тетрадь по литературному чтению (с заготовленными заданиями на листочках по теме урока)

  • г/з с отрывком из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" - "Мужичок с ноготок"

  • презентация к уроку.

  • выставка книг с произведениями Н.А.Некрасова

Ход урока

1. Орг. момент:

Учитель: Мир волшебный перед вами

Здесь за книжными листами,

Поздравляет нас звонок,

Начинается урок!

Прочитайте девиз нашего урока на доске: «То, что знаешь - не скрывай, на вопросы отвечай!» <слайд 1>


2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

На экране первый слайд.

Портрет Н.А. Некрасова. <слайд 2>

-Ребята, сегодня я представлю вам удивительного человека, кто не знает его, с ним познакомится, а кто-то, может быть, знает кто это?

(Ответы детей)

-Да, ребята, это великий русский поэт Н. А. Некрасов.

- Какие цели для себя поставите на сегодняшнем уроке?

( Дети сами формулируют тему и цели урока)

-Я предлагаю такие цели <слайд 3>

3. Знакомством с биографией Н.А.Некрасова.

(на доске появляется портрет поэта и годы жизни 1821 - 1878)

Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?

Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.

В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним. <слайд 4>

<слайд 5>

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье.

Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали.

Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети" <слайд 6> Обратите внимание на то, какая семья изображена на картине, как одеты дети.

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, выбрав удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. <слайд 7>

4. Работа с текстом произведения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"

Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков.

Прослушивание г/записи. Н.А.Некрасов "Мужичок с ноготок"

- Прослушайте г/запись. Приготовьтесь ответить на вопрос:

"Кого встретил Н.А.Некрасов?" <слайд 8>

-Какие впечатления после прочтения стихотворения?

-так кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)

- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?

Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" (вполголоса)

- Откройте учебники на с.125 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух.

Чтение вслух. Словарная работа. <слайд 9>

- Что значит «студёная пора»? (очень холодно)

- «хворост»(сухие сучья)

- Подумайте, что такое «полушубок»?

( Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.)

-«миновал» (исполнился)

- «чинно» (степенно, важно)

- «мёртвая лошадь» (значит остановилась)

- «уздцы»( упряжь лошади)

- Что значит «вестимо»? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)

Беседа по содержанию прочитанного текста.

- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)

- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…

- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)

- В какое время года произошла встреча? (зимой)

- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз. <слайд 10>

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)

- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.

- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает важность своей работы в семье.)

- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. ( Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует. <слайд 11>

Кто может совершать эти действия?

Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…

- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)

- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.

Физ/мин. 1 мин <слайд 12>

- Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?

- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

Ну, мёртвая! - крикнул малюточка басом…

- Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)

- Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.

- Здорово, парнище! - "Ступай себе мимо!"

- Почему он так разговаривает? ( Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)

Чтение по ролям диалога мальчика с Некрасовым, исключая слова автора.

Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика.

- Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)

Чтение сначала в парах, затем - вслух. <слайд 13>

- Здорово, парнище!
- Ступай себе мимо!
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
- Откуда дровишки?
- Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.
- А что у отца - то большая семья?
- Семья-то большая, да два человека всего мужиков - то: отец мой да я.
- Так вон оно что! А как звать тебя?
- Власом
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал.

Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.

- Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)

- Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")

- Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?

Работа на листочках. Выполнение заданий к прочитанному произведению.

- Возьмите листочки, заранее приготовленные к нашему уроку и продолжим работу. (Приложение 1)

Чтение стихотворения вместе с учителем с соблюдением пауз, логических ударений.

Выразительное чтение стихотворения детьми. Кто лучше? Показать оценку.

6. Итог урока. 3мин

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"? (Влас - маленький труженик.)

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)

- Удалось ли ему это?

- Прочитайте слова, записанные на доске еще раз: <слайд 14>

Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.

- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?

(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)

Оцените свою работу на уроке. Устную и письменную, коллективную, самостоятельную и в парах. Покажите своё настроение. (У каждого ученика есть смайлы настроения: смайлы разного цвета отражают настроение) Спасибо всем за урок!

Д/з Выучить это стихотворение наизусть. Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с соблюдением пауз) Откройте дневники, запишем домашнее задание: с.125 наизусть <слайд 15>

На этом наш урок подошёл к концу.


© 2010-2022