- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа детского объединения Жизнь-радуга
Программа детского объединения Жизнь-радуга
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вдовина О.В. |
Дата | 27.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Портфолио старшей вожатой вдовиной О.В.
2011-2012
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 имени Сергея Добрина города Липецка
Программа
«Жизнь - Радуга»
для младших школьников
Пояснительная записка
Ах, надо же было такому случиться: Семь перьев в пути обронила Жар-птица, А ветер нашёл их, присвистнул: «Откуда? Кто здесь потерял семицветное чудо?» Собрал, разложил в вышине полукругом - И вспыхнуло…чудо ярко над лугом! Дорогие друзья! Если вы хотите сами придумать, сами решить, сами оценить интересные дела, подружитесь с программой «Жизнь - Радуга». Программа предлагает 7 направлений деятельности, которые связаны между собой единой целью - разностороннее воспитание личности. Почему возникла необходимость написания программы? Я заметила, что в связи с развитием научно-технического прогресса, современных технологий, дети стали чуть пассивнее, их больше занимают компьютерные игры, просмотр мультфильмов, и не всегда полезных передач. Сегодня воспитанию и досугу детей не во всех семьях уделяется достаточное внимание, а учитель в силу своего авторитета в начальных классах, в силу возрастных особенностей младших школьников, способен и должен увлечь их серьёзными делами, наряду с традиционными. Нужно отвлечь детей от виртуального мира и научить жить, общаться, дружить здесь, в реальном, расширять кругозор, узнавать что-то новое, развиваться, быть активным и жизнерадостным. Проанализировав свою воспитательную работу, сделала вывод, что необходимо привести её в определённую систему с постепенным углублением на протяжении обучения в начальных классах. Цель создания программы - сформировать личность ребёнка с системным восприятием мира, творческими качествами, способную анализировать. Акцентом в программе является принцип активности детей, где они учатся ставить вопросы, осознавать задачи и искать их решения, учатся думать, фантазировать. В программе большое место уделено патриотическому и гражданскому воспитанию. Учащиеся наравне со взрослыми участвуют в обсуждении всех проблем, знакомятся со своими правами. С помощью игровых элементов включаются в практические дела. Работа по программе «Жизнь - Радуга» предполагает методику игровой деятельности. Формы проведения дел разнообразны: путешествия, конкурсы, турниры и т.д. Используются нетрадиционные формы: ярмарки, посиделки, театральные представления. Игры способствуют организации детского коллектива. В коллективных играх выявляются и формируются дети - организаторы, дети - лидеры. Участвуя в игре, ребенок учится подчиняться правилам, приучается к ответственности за коллектив, налаживаются товарищеские связи. При анализе коллективных дел нужно учить ребят видеть причину успехов и неудач. Активность, увлечённость детей сделают программу «Жизнь - Радуга» интересной, полезной, исполняемой. Программа «Жизнь - Радуга» не будет в полной мере реализована, если взять за основу одно или два направления, т.к. все они взаимосвязаны, каждый период поэтапно раскрывает и углубляет знания, умения и навыки.
Общие положения Программа создана на базе МБОУ СОШ № 23 им. С.В. Добрина города Липецка. Цель программы - оказание помощи ребёнку в развитии творческого потенциала, самореализации в школе, игре, семье, социуме. Задачи программы:
- Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей;
- Формирование гуманных отношений к окружающему миру, чувства сострадания, милосердия ко всему живому;
- Формирование интереса к изучению культуры и быта русского народа, к традициям и истокам народной мудрости;
- Приобщение ребят к трудовым делам на пользу и радость людям;
- Использование в работе нетрадиционных форм организации досуга с элементами игры, романтики, поиска и самосовершенствования;
- Воспитание любви к родному краю, знакомство с его историческим прошлым, настоящим, культурой, экономикой, природой;
- Разностороннее развитие личности;
- Формирование навыков общественника-организатора.
Ожидаемые результаты: Накопить опыт системы дел, способствующих решению задач программы; подготовить детей инструкторов.
Участники игры-путешествия: Ученики начальной школы - члены ДО, старшая вожатая, учителя, родители.
Символика и законы: Дети с началом игры называют себя радужата. Радужата живут под девизом: «Мир вокруг окиньте взглядом, удивительное рядом». Песня радужат - «Радуга» Ю. Н. Тарана. Законы радужат:
- Не будь ленивым, а будь трудолюбивым.
- Дружи и дружбой дорожи: взрослых уважай, малышей не обижай.
- Люби свой край, знай его историю и традиции.
- Умей трудиться - умей веселиться.
- Твои друзья - реки, поля, леса и их обитатели. Береги и люби их!
- Спорт - здоровье!
Содержание игры-путешествия Игра проводится в 3 этапа. На каждом этапе выделяются 7 направлений.
1 этап «Семь цветов радости». Участвуют радужата 2 класса.
- Моя школа сентябрь
- Моя семья октябрь - ноябрь
- Мои друзья ноябрь - декабрь
- Я и спорт январь - февраль
- Я и мир март
- Я и природа апрель
- Я и мой посёлок май
- этап «Семь чудес в городе третьеклассников».
Первое чудо - переулок «Мои истоки» октябрь - ноябрь
Второе чудо - улица «Русской старины» ноябрь - декабрь
Третье чудо - «Замок сказок» декабрь - январь
Четвёртое чудо - «Застава смелых, ловких, умелых» февраль
Пятое чудо - «Храм искусства» март - апрель
Шестое чудо - «Башня фантазии и творчества» сентябрь - май
Седьмое чудо - «Экологический родник» май Старт - сентябрь Финиш - май
- этап «Семь спутников планеты МиД».
Ход игры-путешествия
«Семь цветов радости» 2 класс Старт даётся в сентябре, сразу после принятия новых членов в детскую организацию. Учащиеся знакомятся с правилами игры и с главной задачей путешествия - научиться смотреть и видеть, думать и понимать то, что видишь, действовать самому, развивая свои природные способности. Ребята узнают много интересного о школе, о друзьях, своей семье. Им предстоит познакомиться с интересными людьми, разгадать неразгаданные тайны и многое другое. Руководитель объясняет, что означает цифра 7. Она рассматривается как некое волшебное магическое число. Семь - это жизнь, радость, красота, добро, мудрость, счастье, любовь. Радуга всё это объединяет.
- «Моя школа».
- «Моя семья».
- «Мой посёлок», «Моя улица».
- «Мои друзья».
- «Я и спорт».
- «Я и природа».
- «Я и мир».
Финиш - май. Итоговый сбор «Какими мы стали».
7 цветов радости
Мои друзья Моя семья
Я и мир Моя школа Я и природа
Я и мой посёлок Я и спорт
«Семь чудес в городе третьеклассников» 3 класс Повзрослевшие второклассники отправляются в более сложное путешествие, которое поможет ещё больше сплотиться, пополнить знания, умения и навыки, стать сильными, выносливыми, активными, жизнерадостными. Первое чудо - Улица Русской старины. Продолжается знакомство с бытом, традициями русского народа, с народными промыслами.
☺«Весёлая ярмарка»; ☺ «Весенние потешки»; ☺ «Масленица»; ☺ народное творчество (хохлома, романовская игрушка, дымковская игрушка); ☺ народные игры.
Второе чудо - Переулок «Мои истоки».
Продолжается работа по изучению своей родословной. Интерес к истории своей семьи, своего рода дан нам от природы. Его нужно только поддерживать, развивать.
☺ «Наша семья»; ☺ «В семейном кругу» (реликвии моей семьи); ☺ «Мама, папа, я - дружная семья» семейные праздники; Каждому человеку дорог свой родной край, то место, где он появился на свет и живёт. Зародить в душе ребёнка любовь к своему родному краю, значит укрепить его любовь к своей Родине.
☺ экологический брейн - ринг; ☺ «Знаешь ли ты птиц своего края?»; ☺ «Улица моя»; ☺ «Герои - липчане»; ☺ Праздник Победы (встречи с бабушками, дедушками - ветеранами ВОВ).
Третье чудо - Застава смелых, ловких и умелых.
☺ фольклорно-спортивный праздник; ☺ «Весёлые старты»; ☺ День Защитников Отечества; ☺ игры по ПДД; ☺ игротека (подвижные игры).
Четвёртое чудо - Замок Сказок.
☺ Звёздный час «В гостях у сказки»; ☺ игра-викторина «По страницам сказок А.С. Пушкина»; ☺ конкурс мини-спектаклей по русским народным сказкам; ☺ конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»; ☺ День сказок.
Пятое чудо - Башня фантазии и творчества.
☺ конкурс «Осенний букет»; ☺ поделки из природного материала; ☺ «Планета будущего» конкурс рисунков; ☺ снежная фантазия; ☺ час общения «Таланты моей семьи»; ☺ конкурсы «Маленькая фея», «А, ну-ка, девушки».
Шестое чудо - Храм Искусства.
☺ «Путешествие в книжное царство»; ☺ День музыки; ☺ День театра; ☺ «В нашей школьной галерее» (выставка рисунков); ☺ беседы по тематике «Кто прославил Россию» (А.С. Пушкин, И.А. Бунин, М.И. Пришвин и др.); ☺ «Профессий много, но… Прекрасней всех кино» конкурс сценариев.
Седьмое чудо - Экологический родник.
☺ экологический праздник «В гостях у лесовичка»; ☺ путешествие по страницам газеты «Сыроежка»; ☺ устный журнал «Тайны природы»; ☺ игра «Звёздный час» - «Природа и мы»; ☺ экскурсии.
Финиш - май. На итоговом сборе «Мы стали старше и мудрее» ребята подводят итоги, высказывают пожелания, награждаются самые активные.
«Семь чудес в городе третьеклассников»
«Семь спутников планеты МиД» 4 класс В сентябре четвероклассники знакомятся с этапами игры-путешествия. Дети стали взрослее, ответственнее, они хорошо знакомы с правилами и следуют им. 1 Спутник «Краеведение». Мы любим свой родной город и хотим лучше знать его историю.
☺ «История города Липецка»; ☺ устный журнал «Писатели в Липецком крае»; ☺ достопримечательные места в городе Липецке; ☺ «За что я люблю свой город» конкурс сочинений; ☺ конкурс проектов «Если бы я был мэром города»; ☺ экскурсии.
2 Спутник «Русские забавы».
☺ русский фольклор; ☺ посиделки «Как на масляну неделю»; ☺ «У ворот хоровод»; ☺ День игр.
3 Спутник Силы и здоровья.
☺ Дни Здоровья; ☺ «Путешествие в страну Здоровячков»; ☺ «Копилка доктора Градусника»; ☺ спортивные праздники; ☺ встречи с работниками поликлиники; ☺ «Наш друг - зарядка!».
4 Спутник Сюрпризов.
☺ праздник «Здравствуй, сказка!»; ☺ мастерская Деда Мороза; ☺ музыкальная гостиная; ☺ новогодний огонёк; ☺ праздник именинников.
5 Спутник «Интеллектуалы».
Интеллектуальные игры пользуются сейчас большой популярностью, т.к. сочетают познавательность и занимательность, возможность проверить себя и сравнить свою эрудицию с эрудицией ровесников. Развитие интеллекта, расширение кругозора обучающихся с помощью такого типа игр происходит довольно легко, ненавязчиво, азартно.
☺ «Ты наш друг - русский язык»; ☺ Что? Где? Когда? ☺ познавательная игра по краеведению; ☺ «Звёздный час».
6 Спутник Славных имён.
Сколько славных имён! Кто они - люди прославившие Россию? Какими они были? Что волновало их? Писатели, поэты, художники, космонавты, простые труженики, наши бабушки, дедушки, знакомые.
☺ День Матери; ☺ День Космонавтики; ☺ «Папин день»; ☺ День Победы; ☺ День театра; ☺ «Мастерская Сорокина» (художник - земляк); ☺ «Сколько славных дел вокруг!»; ☺ «Певец России - С.Есенин».
7 Спутник «Будущего».
На этом этапе ребята размышляют о проблемах экологии, а также над самими собой, какими людьми они хотят вырасти, какую профессию освоить. Обсуждают, что им помогла приобрести игра-путешествие, какие качества, навыки, какие открытия они сделали.
☺ экологический КВН; ☺ беседа «Экологические проблемы Липецкой области»; ☺ акции «Экологический десант», «Зелёный класс» и др.; ☺ «Зелёный паспорт школы»; ☺ «Все профессии нужны, все профессии важны» час общения; ☺ занятие «Паруса достижений»; ☺ заключительное занятие «Что нам стоит дом построить!».
«Семь спутников планеты МиД» (мальчишек и девчонок)
Спутник силы и здоровья Краеведение
Планета МиД (мальчишек и девчонок)
Спутник Будущего Спутник Сюрпризов
Интеллектуалы Русские забавы Спутник Славных имён
Финиш - май. Подводятся итоги, награждаются самые активные ребята, родители. Присваиваются звания «Лучший организатор», «Затейник», «Юный художник», «Лучший спортсмен», «Звонкий голосок» и др.
Дети готовятся стать членами ШДЮПО.
Литература
-
Ю.Н. Таран, С.А. Брежнева, И.А. Толстых «Программа «Очаг» Липецк, 1996 г.
-
«Творческий клуб 4+3. Сборник авторских программ для младших школьников». Москва, 1993 г.
-
«Наше родословие» в журнале «Трамвай», №1, 1990 г.
-
Подшивка журналов «Сыроежка», «Читаем, учимся, играем», «Книжки, нотки и игрушки».
-
И.И. Фришман «Тебе, вожатый!» выпуск 2. Н. Новгород: Издательство «Педагогические технологии», 2004 г.
-
Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фумина «Игры и развлечения детей на воздухе», М.: Просвещение, 1983 г.
-
С.А. Шмаков, «Её величество - игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей». М.: NB Магистр, 1992 г.
-
И. Жирова, исторический буклет «Липецк и Липецкие минеральные воды», Липецк, 2003 г.
-
«Писатели Липецкого края». Под редакцией кандидата филологических наук Б. М. Шальнева. Воронеж. Центрально-черноземное книжное издательство, 1986 г.
-
Нескучный досуг. Сценарии игровых программ. Под редакцией Е.И. Ромашковой. М.: ТЦ Сфера, 2002 г.
20