- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Правописание -ться, -тся в глаголах (4 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Правописание -ться, -тся в глаголах (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Данилова А.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УМК «Начальная школа XXI века»
Русский язык 4 класс / Иванов С.В.
Составила учитель начальных классов Данилова А.В.
Тема урока: Правописание -ться, -тся в глаголах.
Цели урока:
1. Учить учащихся писать -ться, -тся в глаголах.
2. Развивать орфографическую зоркость, умение работать с учебником, навыка самопроверки; обогащение словарного запаса.
3. Воспитание самостоятельности, умения работать в группе; аккуратности при работе в тетради.
Ход урока
-
Организационный момент. Словарная работа.
- Встали красиво, ровно. Показываем, что вы готовы к уроку. Садитесь.
- Ребята, кто-то из гостей передал мне закодированное сообщение. Это лозунг, под которым мы будем сегодня работать на уроке. Попробуем разгадать, расшифровать его.
ГКБ ( грамотно, красиво, быстро )
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Да, по календарю ноябрь - это последний месяц осени, а по всем приметам - зима. Перечислите приметы. Рассмотрите зимние пейзажи.
- Вот и к нам на урок пришел Снеговичок, давайте поможем ему преодолеть эти сугробы:
Дм-тель м-роз с-вер
Оин-ей в-р-бей пл-ток
Св-сток с-рока п-льто
К м-дведь з-пад н-род
А
- Какие безударные гласные пропущены? Показываем. Подумайте, какое слово лишнее в каждом столбике и почему? Подберите обобщающее слово, понятие. (Стороны света, какая не названа?)
- Запишите в тетрадях число, классная работа. Запишите по памяти как можно больше словарных слов (max 12 слов). Сколько записали? Кто больше запомнил?
- Молодцы! Устно составьте предложение или небольшой рассказ, используя словарные слова.
I I. Повторение изученного ранее.
- Ребята, мы с вами на прогулке в группе продленного дня не раз лепили снеговика и разные фигуры из снега. А давайте мы с вами попробуем прямо на уроке построить снеговика. Для этого нам понадобиться выполнить несколько заданий. Прочитайте предложение, записанное на доске:
Снежное покрывало всю землю покрывало.
- Найдите одинаковые слова. В чем сходство? (Написание, произношение)
- А отличие какое-то есть? ( В лексическом значении слова, часть речи разная)
- К изучению какой части речи мы приступили после каникул? (Глагол) Что вы знаете о глаголе? Оцените свой уровень знаний. Если вы считаете, что уже все знаете о глаголе - закрасьте большой «снежный ком», если мало - маленький «ком», или выберите средний.
- Я вам раздала листочки с первым
заданием. Обсудите в группах свои знания и решите кроссворд:
3. 5. 6.
1 . 4. 4.
2.
По горизонтали:
1. Расшифруй «АЛЛОГГ».
2. Что обозначает глагол?
По вертикали:
3. Один из грамматических признаков глагола.
4. Совершенный и несовершенный …
5. Единственное и множественное …
6. Прошедшее, настоящее и будущее …
- Проверяем первую группу.
- Каждая группа прикрепляет свой решенный кроссворд так, чтобы получился большой «снежный ком».
- Физкультминутка.
I I I. Актуализация
новых знаний. Новый материал.
- Прочитайте стихотворения М. Бородицкой, записанные на доске (рубрика «Давай подумаем»):
Солнце садится, струится водица, Меж грибами мухомор
Птица синица в воду глядится. Красотой гордится.
Чистой водицы синица напьется - Нечего гордиться
Славно сегодня звенится - поется. Для супа не годится.
- Назовите выделенные слова. В каких словах пишется -ца? Какая это часть речи? А в каких словах слышится [ца], но пишутся другие сочетания: -тся, -ться?
- Кто попробует сформулировать тему урока? Какую цель поставим перед собой?
- Как бы определили, когда пишется - тся, а когда - ться? Кто заметил закономерность? Выскажите свои предположения.
- Хорошо! Подберите глаголы к вопросам, чтобы в них были сочетания - тся, -ться: Что делать? Что делает?
купаться купается
- Что заметили? В какой форме глаголы? Сделайте вывод. Открываем учебник на стр.101. Читаем рубрику « Тайны языка».
- Давайте это задание выполним в группах: придумайте и запишите на листочках как можно больше слов за 2минуты. (три группы - на вопрос «что делать?», другие три группы - «что делает?»)
- Проверяем: сколько слов записали и правильно ли? Затем прикрепляем на доску так, чтобы получился второй «ком» поменьше.
- Зрительная гимнастика.
IV. Закрепление и повторение. (формируем 3-ий «ком» на доске)
-Давайте выполним следующее задание: соберите рассыпавшееся четверостишие. Работаем в группах. Итак, что получилось?
Кружатся снежинки
В воздухе морозном.
Падают на землю
Кружевные звезды.
- Запишите первое предложение в тетрадь. Девочки - сделайте разбор по членам предложения, мальчики - синтаксический разбор. Затем взаимопроверка.
V. Самостоятельная работа по выбору.
- В учебнике на стр.101 упр.3 (запиши 3 глагола по образцу: гордиться - гордится - гордятся…) Или в рабочей тетради на печатной основе стр.37 упр.2 (вставь пропущенные буквы - орфографический тренинг, в выделенных глаголах на месте пропусков вставь -тся или -ться - отработка написания -тся, -ться в глаголах.)
VI. Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали? В каких случаях пишется - тся, а в каких - ться?
- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чем была причина затруднения? Какую цель перед собой ставили?
- Достигли ли поставленной цели? Над чем еще надо поработать?
- И снеговик мы тоже сумели « построить»! Только чего-то не хватает, чего? (Морковки) Кому доверим прикрепить ее? (Самому активному на уроке)
- И в заключении оцени теперь свой уровень знаний о глаголе. Расширили мы знания?
Домашнее задание. Учебник стр.102 упр.4, учим правило.
- Всем спасибо за работу. Урок окончен. Отдыхаем.