Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов: 4 Количество часов в год: 124
Уровень рабочей программы: базовый
Классификация рабочей программы: модифицированная
Цели и задачи рабочей программы:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Курс «Литературное чтение» влияет на решение следующих задач:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной культуре.
  • Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.


Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009;
  2. Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 30.08.13 г. № 840 « О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2007 № 760»
  3. Учебный план МКОУ Аннинская СОШ №3, утверждённый решением педагогического совета Протокол №1 от 27.08.2014 г., приказом директора МОУ Аннинская СОШ №3 №136/1 от 27.08.2014 г.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год. (Приказ Министерства образования РФ от 31 марта 2014 г. № 253)





Типовая государственная программа рассчитана на 4 ч в неделю, 132 ч в год. В соответствии с Учебным планом МКОУ Аннинская СОШ №3 на изучение русского языка выделено 124 часа в год, т.к. на основании СанПиН 2.4.2.1178-02 (пункт 2.9.5) в 1 четверти проводится по три урока в неделю. Таким образом, в модифицированной программе сокращено изучение тем.
№ п/п

Наименование темы Количество часов типовой программы Количество сокращённых часов Количество часов модифицированной программы

1. Подготовительный период

13

-

13

2. Букварный период

72

-

72

3. Послебукварный период

47

8

39


Итого:

132

8

124


Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное - организация читательского пространства, подбор материала для чтения. Следующее условие - овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов», а для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения. Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.


В процессе изучения курса применяются следующие формы обучения и контроля: - урок изучающего чтения; - урок слушания; - проверочный урок; - контрольный урок; - творческие уроки.



Формы и виды контроля

Вид контроля Форма контроля Сроки Текущий контроль Фронтальный и индивидуальный контроль поурочно Итоговый контроль Проверка техники чтения В конце 2, 3 и 4 четверти








Учебно - методический комплект для учащихся:

1. Журова Л.Е, Евдокимова А.О «Букварь» .- М. «Вентана-Граф», 2014 г. 2. Ефросинина Л.А. «Литературное чтение» .- М. «Вентана - Граф», 2014 г.


Учебно - тематический план


п\п

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля, сроки

всего

в т.ч. на формы обучения и контроля


Проверка техники чтения

1 Подготовительный период

13


---

---

2 Букварный период

72


1

2 ч. Проверка техники чтения У -62

3 Послебукварный период

39


2

3 ч. Проверка техники чтения У-98

4 ч. Проверка техники чтения У-118




Итого:

124

3





Содержание тем учебного курса

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится - не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2-3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текс та от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя. Круг чтения Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов - классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения. Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле. Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки. Литературоведческая пропедевтика Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев. Чтение: работа с информацией. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Межпредметные связи:  с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;  с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;  с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).




Планируемые результаты обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:  осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);  читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;  правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);  моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:  понимать нравственное содержание прочитанного произведения;  высказывать суждения о произведении и поступках героев;17  узнавать изученные произведения по отрывкам из них;  оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:  определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;  использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);  различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;  сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:  сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;  находить в тексте произведения сравнения, обращения;  находить в тексте и читать диалоги героев;  определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:  читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;  моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;  придумывать истории с героями изученных произведений;  пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:  иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;  инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;  создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).



Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:  получать информацию о героях, произведении или книге;  работать с несложными таблицами, схемами, моделями;  дополнять таблицы, схемы, модели;  сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:  находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);  дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;  находить в тексте информацию о героях произведений.



































Результаты изучения курса


Личностные результаты
1. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. 2. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. 3. Знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. 4. Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. 5. Полноценное восприятие художественной литературы. 6. Эмоциональная отзывчивость на прочитанное. 7. Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты
1. Освоение приёмов поиска нужной информации. 2. Овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умение высказывать и пояснять свою точку зрения. 3. Освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром. 4. Формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. 5. Овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.



Предметные результаты
1. Формирование необходимого уровня читательской компетентности. 2. Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения. 3. Элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. 4. Умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу. 5. Умение пользоваться словарями и справочниками. 6. Осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. 7. Умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. 8. Умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1. Журова Л.Е, Евдокимова А.О «Букварь» .- М. «Вентана-Граф», 2014 г. 2. Ефросинина Л.А. «Литературное чтение».- М. «Вентана - Граф», 2014 г.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1. Компьютер. 2. Проектор. 3. Интерактивная доска. 4. Интернет-ресурсы УМК «Начальная школа XXI века». 5. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей».
































Тематическое планирование курса «Литературное чтение»

№ урока

Тема урока

Стр. прописи

Дата

(план)

Дата (факт)

Примечание

1.

Введение понятия «предложение».

№1 4-7

2.

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение».

8-9


3.

Введение понятия «слово». Слушание. С. Дрожжин «Привет»

10-11


4.

Отработка понятия «слово».

12-13


5.

Интонационное выделение первого звука в словах.

14-15


6.

Знакомство со схемой звукового состава слова. Слушание. Е. Серова «Мой дом».

16-17


7.

Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове.

18-19


8.

Звуковой анализ слова «мак».

20-21


9.

Звуковой анализ слов «сыр», «нос».

22-23


10.

Сравнение слов «кит» и «кот» по звуковой структуре. Слушание. Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»

24-25


11.

Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре.

26-27


12.

Введение понятия «гласный звук».

28-29


13.

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

30-31


14.

Знакомство с буквой А, а.

34


15.

Знакомство с буквой А, а. Слушание. С. Романовский «Москва»

35


16.

Знакомство с буквой Я, я.

36


17.

Знакомство с буквой Я, я.

37


18.

Буква «я» в начале слова (обозначение звуков й и а)

38-39


19.

Знакомство с буквой «О, о».

40-41


20.

Знакомство с буквой «Ё, ё». Слушание. Народная песня «Берёзонька».

42-43


21.

Буква «ё» в начале слова. Закрепление правил обозначения звуков о и а буквами.

44-45


22.

Знакомство с буквой У,у.

46


23.

Знакомство с буквой У,у.

47


24.

Знакомство с буквой Ю,ю.

48


25.

Знакомство с буквой Ю,ю.

49


26.

Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков й и у). Слушание. И.Соколов-Микитов «Русский лес».

50-51


27.

Знакомство с буквой Э,э.

52-53


28.

Знакомство с буквой Е,е.

54-55


29.

Буква «е» в начале слова. Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами.

56-57


30.

Знакомство с буквой «ы». Слушание. В.Белов «Родничок».

58-59


31.

Знакомство с буквой И,и.

60-61


32.

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков.

62


33.

Сопоставление согласных по твёрдости и мягкости.

63


34.

Знакомство с буквой М,м

№2

4-5


35.

Буква М,м. Слушание. Муса Гали «Земные краски».

6-7


36.

Знакомство с буквой Н,н.

8-9


37.

Буква Н,н.

10-11


38.

Знакомство с буквой Р,р.

12-13


39.

Буква Р,р

14-15


40.

Знакомство с буквой Л,л.

16-17


41.

Буква Л,л.

18-19


42.

Знакомство с буквой Й,й. Слушание. М.Михайлов «Лесные хоромы!»

20-21


43.

Введение понятия «слог». Деление слов на слоги.

24-25


44.

Знакомство с буквой Г,г.

28-29


45.

Буква Г,г.

30-31


46.

Знакомство с буквой К,к.

32-33


47.

Буква К,к.

34-35


48.

Сопоставление звуков г - к по звонкости - глухости.

36-37


49.

Сопоставление звуков г - к по звонкости - глухости.

38-39


50.

Знакомство с буквой 3,з.

40-41


51.

Буква 3,з.

42-43


52.

Знакомство с буквой С,с.

44-45


53.

Буква С,с.

46-47


54.

Сопоставление звуков з - с по звонкости - глухости.

48-51


55.

Знакомство с буквой Д,д.

52-53


56.

Буква Д,д. Слушание. В.Железников «История с азбукой»

54-55


57.

Знакомство с буквой Т,т.

56-57


58.

Буква Т,т.

58-59


59.

Сопоставление звуков д - т по звонкости - глухости.

№3 4-5


60.

Знакомство с буквой Б,б.

6-7


61.

Знакомство с буквой П,п. Слушание. Л.Пантелеев «Буква «ты».

8-9


62.

Сопоставление звуков б-п по звонкости - глухости.

10-11


63.

Знакомство с буквой В,в.

12


64.

Буква В,в.

13


65.

Знакомство с буквой Ф,ф.

14-15


66.

Сопоставление звуков в-ф по звонкости - глухости.

16-17


67.

Знакомство с буквой Ж,ж.

18-19


68.

Буква Ж,ж.

20-21


69.

Знакомство с буквой Ш,ш.

22-23


70.

Сопоставление звуков ж-ш по звонкости - глухости. Слушание. Я. Аким «Мой верный чиж».

24-25


71.

Знакомство с буквой Ч,ч.

26-27


72.

Знакомство с буквой Щ,щ.

28-30


73.

Знакомство с буквой Х,х.

31-33


74.

Знакомство с буквой Ц,ц. Слушание. В. Сутеев «Яблоко».

34-35


75.

Знакомство с буквой «ь». Особенности буквы ь.

36-37


76.

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака.

38-39


77.

Знакомство с разделительной функцией «Ъ».

40-41


78.

А.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».



79.

Р.н.с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть».



80.

В. Сутеев «Кораблик», В. Бианки «Лис и Мышонок».



81.

К. Ушинский «Играющие собаки».



82.

Л. Толстой «Косточка».



83.

В.Осеев «Как назвал его?», И. Северянин «Её питомцы».



84.

Е.Пермяк «Торопливый ножик».



85.

В. Осеева «Потерянный день», В. Осеева «Три товарища».



86.

В. Осеева «Печенье». А.Барто «Я - лишний», Я. Аким «Мама».

87.

Л.Толстой «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин календарь».

88.

Э.Мошковская «Лёд тронулся», И. Соколов-Микитов «Русский лес», р.н.п. «Берёзонька»

89.

С.Маршак «Апрель».

90.

М.Пришвин «Лесная капель», загадки.

91.

Проверка техники чтения.

92.

И.Мазник «Давайте дружить».

93.

Ю. Коваль «Бабочка»

94.

С.Михалков «Аисты лягушки»

95.

Е.Чарушин «Томкины сны».

96.

Е.Пришвин «Ёжик», Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик»

97.

М.Пришвин «Норка и Жулька», р.н.п. «Котик»

98.

Э.Шим «Глухарь».

99.

Г.Скребицкий «Самые…»

100.

М.Пляцковский «Добрая лошадь»

101.

В.Осеева «Кто хозяин?»

102.

В.Осеева «На катке»

103.

В.Голявкин «Про то, для кого…»

104.

Е.Пермяк «Самое страшное»

105.

И.Бутман «Клоун»

106.

Е.Пермяк «Бумажный змей»

107.

В.Берестов «Серёжа и гвозди»

108.

М.Пляцковский «Урок дружбы»

109.

В.Орлов «Как Малышу нашли маму»

110.

А.Усачёв «Грамотная мышка», М.Яснов «В лесной библиотеке»

111.

В.Сутеев «Цыплёнок и Утёнок».

112.

С.Прокофьев «Сказка о том, что надо дарить»

113.

Д.Биссет «Дракон Комодо»

114.

А.Барто «Жук», Н.Сладков «На одном бревне»

115.

В.Орлов «Большие уши», В.Берестов «Выводок»

116.

Е.Чарушин «Томка и корова»

117.

И.Соколов-Микитов «Радуга», Е. Трутнева «Эхо»,

118.

И.Шевчук «Ленивое эхо», И.Соколов-Микитов «Май»

119.

Проверка техники чтения.

120-123.

А.Плещеев «Травка зеленеет»

124.

Повторение изученного. Урок-концерт.





Подпись учителя:_____________/И.С. Сиротина/

17


© 2010-2022