- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по русскому языку
Открытый урок по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Запрудина Е.П. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока окружающего мира в 2 классе
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2Г
Дата проведения: 22 апреля, 2015 год.
Тема урока: Написание слов с разделительными ъ и ь.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема
Написание слов с разделительными ъ и ь.
Цель
Создать условия для совершенствования обучающимися навыков правописания слов с разделительными ъ и ь
ЗАДАЧИ
Предметные:
-
Образовательные: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаками; тренировка умения находить слова с разделительным мягким и твёрдым знаками; формулировать признаки родственных (однокоренных) слов;
-
Развивающие: развивать навыки орфографической зоркости; способствовать развитию основ мыслительной деятельности; развивать речь;
-
Воспитательные: формировать потребности писать грамотно; формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о русском языке; воспитание учебной активности.
Метапредметные:
-
Познавательные УУД: совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.
-
Регулятивные УУД: совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника.
-
Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание
-
Коммуникативные УУД:
- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;
-формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
- формирование навыков сотрудничества
Планируемый результат (предметные)
Научатся самостоятельно применять правила написания слов с разделительными знаками; выполнять разбор слова по составу.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):
-
регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-
познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
-
коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
-
личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Межпредметные связи
Литературное чтение.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Русский язык»
рабочая тетрадь «Русский язык»
раздаточный материал: конверты с заданиями для групп; фломастеры, сигнальные карточки Ъ и Ь знаки
Компьютер, интерактивная доска
Организация пространства
фронтальная, парная, индивидуальная.
Применяемые технологии
Информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, системно-деятельностный подход в обучении, технология оценивания учебных результатов
Технология проведения
Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
I этап. Организационный момент.
Цель:
эмоциональный настрой, мобилизация на учебное взаимодействие, создание ситуации от Маши и Миши для самостоятельного определения учащимися темы и формулирования задач урока
СЛАЙД: 2. Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ножки вместе, спинки ровно
И к уроку всё готово!
- Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок - к нам пришли гости. Повернитесь к ним, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Начнем работу.
- Однажды, встретились знаки и послушайте, какой диалог состоялся между ними.
- Посмотрев сценку, догадайтесь какая тема урока у нас сегодня будет?
(инсценировка учащимися)
-
Ъ: - Не чересчур ли ты добряк?
АВТОР: Так знаку мягкому промолвил твердый знак.
Ъ:-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
Ь:- Кто б говорил, но ты б уж промолчал!
АВТОР: -Знак мягкий твердому на это отвечал.
Ь:-Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным - давно пора, как букву «Ять»,
Тебя из азбуки изъять! ...
-
А: - Друзья! Ваш разговор - никчемные слова
АВТОР: - Услышав этот спор, сказала буква «А»,-
А: - Вы оба хороши, достойны оба чести,-
Когда стоите в нужном месте.
Формулируют правила поведения на уроке, инсценирование
Чтение стихотворения, настраивает детей на работу.
Личностные УУД
Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке
II этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока
Цель: определить тему урока, поставить цель, определить учебные задачи.
1.- Может быть, вы уже готовы назвать тему урока? (Написание разделительных ъ и ь) СЛАЙД 3 2. - Урок пройдет под девизом: «Друзья, ученье нас объединяет.» СЛАЙД: 4 - Ребята, посмотрите в девизе нашего урока тоже встречается орфограмма, какая? («Написание разделительных Ь Ъ знака») 3. - На адрес нашей школы для нашего класса пришло письмо от Маши и Миши, давайте его прочитаем: ПИСЬМО: «Уважаемые ученики 2 класса, мы не можем разобраться какой знак поставить в словах разделительный Ь или Ъ. Миша выполнил задание так СЛАЙД: 5, а Я так СЛАЙД: 5. Разрешите наш спор, выясните кто из нас прав. Слова: бельё, разъяснять, серьёзный, пьёт (воду), съёжился, вьётся. - Поможем, ребятам разобраться в этом задании? (да) 4. Сформулируйте цель урока (чему будем учиться?) для того чтобы разобраться в споре Маши и Миши СЛАЙД: 6 (Тренироваться в написании слов с разделительными ъ и ь, закрепить правило)
- Прочитаем какие задачи нам нужно выполнить, чтобы добиться цели урока: СЛАЙД: 6 (Красиво писать, внимательно слушать учителя, дружно работать в группе, в паре, научиться использовать правило написания Ь и Ъ знака в словах)
Работают с информацией, представленной на доске.
Участвуют в обсуждении представленного задания.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует работу по определению темы урока, постановке цели урока.
Коммуникативные УУД:
участвуют в учебном диалоге;
Познавательные УУД:
постановка проблемы, нахождение путей решения проблемы.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи III этап. Актуализация знаний
Цель:
вспомнить известные знания о написании слов с разделительны-ми знаками. - Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку!
(на доске)
Дарья Марьина съела оладьи.
- Ребята, какие орфограммы, связанные с темой нашего урока спрятались в каждом слове?
-Пропишите соединения ь с гласными и ъ.
ье, ьё, ьи, ью, ья
ъъъ ъъъ
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует фронтальную работу,
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД: развитие знаково - символических действий;
умение обобщать и классифицировать по признакам
IVэтап. Изучение материала урока
Цель: развитие умения находить в тексте и писать слова с разделительным «Ь» знаком, родственные слова, выделять в них корень
1. Откройте учебник стр. 118, найдите упр. 126. СЛАЙД: 7 - Прочитайте текст, найдите в нём слова с разделительным «ь» - Запишите слова столбиком, подчеркните разделительный Ь знак; - Почему в этих словах мы пишем разделительный Ь знак? - Сколько в тексте слов, родственных слову МУРАВЕЙ? - Герои учебника тоже считали родственные слова: Маша насчитала 2, а Миша - 3. - С кем вы согласны? - Является ли фамилия мальчика родственным словом к слову МУРАВЕЙ? - Предлагаю вам сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119. - Запишите группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни. (Проверка со слайдом) - Найди ещё одну группу родственных слов. - Запиши их в строчку, поставив каждое из них в начальную форму. - Какие звуки чередуются в корне слов второго столбика? (Ч/К) - Почему в первом случае «Муравьёв» написано с большой буквы, а во втором - с маленькой «муравьёв»? - В каких ещё фамилиях пишется разделительный «ь»?
- Запишите в тетрадь, подчеркните разделительный Ь знак. Организует работу с текстом упр.125 в учебнике:
Предлагает сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119
Предлагает записать группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни.
Организует повторное чтение первых трёх строчек стихотворения.
Организует письмо с объяснением у доски. Читают шёпотом, самостоятельно находят. Называют, объясняют. Высказывают предположение, аргументируют свою точку зрения. 1 ученик читает вслух. Самостоятельно ищут группы слов.
Называют, записывают в столбики, выделяют корни у родственных (однокоренных) слов: 1 вариант - в первом столбике, 2 - во втором. Сверяют правильность выполнения.
Уточняют. Перечитывают. Объясняют.
Называют.
1 ученик работает с объяснением у доски, остальные - в тетради: Муравьёв, Соловьёв.
Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста
Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
V этап.
Закрепление материала урока Цель: закрепление знаний учащихся о написании разделительного «ь и «ъ» знаков ВЗАИМОПРОВЕРКА с доской
Динамическая пауза Цель: двигательная разминка, смена поз Работа над упр. 124. Работа в паре - Сейчас Вы познакомить с героем сказки Л. Яхнина Объедало. (СЛАЙД: 8) - Как вы считаете, почему у него такое странное имя? - Вам предлагается прочитать про него историю и вставить разделительные Ь или Ъ знаки объясняя их написание, работаем в парах.
Великан Об…едало был в гостях. Выставили ему угощен…я. Варен…я и солен…я. Бад…ю бульона. Пирожки слоёные. Олад…и да блины. Быч…и хвосты да цыпляч…и крылышки. Выпил, с…ел. Об…едало немало, а голодным как был, так и остался.
- Проверяем с доской. (СЛАЙД: 8)
- Молодцы, ребята! - Когда в словах пишется разделительный «ь»? - Когда «ъ»?
- А кто может повторить оба правила сразу?
- Запишите по 2 слова с разделительными Ь и Ъ знаками, подчеркните. Проводит интригу.
Рассказывает историю. Организует обобщение:
Слушают. Смотрят на экран. Высказывают предположение. Слушают задание. Подходят к учителю, встают полукругом лицом к доске, дополняя рассказ словами:
Объясняют по желанию написание слов, пользуясь схемами-опорами «Разделительный «ь» и «Разделительный «ъ».
Рассказывают правила написания разделительного «Ь» и «Ъ» знаков.
VI этап.
Проверка знаний обучающихся по теме урока
Цель: проверка умения детей применять знания на практике
1. Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение). 2. Повторим правила работы в группе. (СЛАЙД: 9)
- Не выкрикиваем.
- Не перебиваем друг друга.
- Мы слышим друг друга
- Учимся работать сообща.
- Помогаем друг другу.
3. Самостоятельная работа групп. 4. Проверка самостоятельной работы в группах. (Дети по очереди выходят и выступают)
Предлагает объединиться детям в группы. Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение). Контролирует выполнение, оказывает консультативную помощь. Организует проверку самостоятельной работы в группах:
Объединяются. Выполняют задания: 1 - восстанавливают пропуски в словах; 2 - разгадывают кроссворд; 3 - решают ребусы, 4 - Игра: «Замени, одним словом»., 5 - вспоминают правило, приводят примеры.
Представители презентуют работу группы.
Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы
VII. Итог и рефлексия деятельности учащихся
Цель: выявление уровня выполнения учащимися поставленных задач, продвижения в учебном материале; формирование адекватной самооценки
- Вернёмся к цели урока: какая цель урока у нас была?
- Повторите правило написания разделительного Ь и Ъ знака.
- Так кто прав в выполнении задания Маша или Миша. (СЛАЙД: 10)
- Урок подходит наш к концу, оцените свою деятельность на уроке на «линеечке»
- Дополните предложения: (СЛАЙД: 11)
Я узнал …
Я научился …
На уроке мне было …
Подводит итог урока
Вспоминают цель урока.
Повторяют правило.
Приходят к выводу.
Личностные УУД
Формирование способности к самооценке
Регулятивные УУД
Умение оценивать учебные действия.
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
VII этап. Информация о домашнем задании
Цель: ориентирование школьников на самостоятельное выполнение задания дома для прочного усвоения материала урока Учебник, стр.,117, упражнение 125 - Домашнее задание связано с повторением ранее изученного материала. - Спасибо за урок!!! Предлагает выполнить упражнение 125 дома.
Слушают инструкцию. Записывают задание в дневник.
Приложение
Лист задания для 1 группы 1. Прочитай. 2. Вставь разделительный Ь или Ъ знаки, обоснуй свой ответ.
Волк ужасно раз…ярён:
С…есть ежа не может он.
Ёж, хотя он и с…едобен,
Для с…еден…я неудобен
Лист задания для 2 группы 1. Разгадай ребусы, впиши ответы. 2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак?
Лист задания для 3 группы 1. Разгадайте кроссворд. 2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак?
Кроссворд
1.
к р а н
2.
3.
4.
- Длинной шеей поверчу,
- На скамейке у ворот
- Падают с ветки
- Хоть у нас четыре ножки,
Лист задания для 4 группы
Игра: «Замени, одним словом».
Обоснуй, какой знак вставил разделительный Ь или Ъ знаки.
1. Метель, пурга - (вьюга)
2. Сжался, скорчился - (съёжился)
3. Товарищи, приятели - (друзья)
4. Животное, от которого произошёл человек - (Обезьяна)
5.Спуск с горы - (съезд)
Лист задания для 5 группы 1. Пользуясь схемами-помощниками, вспомни правило написания разделительного Ь и Ъ знака. 2. Расскажи правило в группе. 3. На каждое правило выбери по 2 примера из слов для справок.
Е Ё
Ь Ю
Я И
Е Ё
согл. Ь Ю
Я
Е
Ё
Ю
Я
И
Е
согл. Ё
Ю
Я
1