Многообразие грибов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нововасильевская основная общеобразовательная школа»

Тюльганского района Оренбургской области




Урок - презентация с применением ИКТ

по интегрированному курсу «Окружающий мир»

УМК «Гармония»


Многообразие грибов

(Тайны грибного царства).


Многообразие грибов


Учитель начальных классов

I квалификационной категории

Тимкова Ольга Николаевна

Краткая аннотация


Урок - презентация по «Окружающему миру» с применением ИКТ предназначен для учащихся 1 класса, входит в программный материал.

Целью данного урока было рассказать о многообразии представителей «царства грибов» и сформировать первичное представление об их особенностях.

Данный урок формирует у первоклассников устойчивый интерес к учению, развивает познавательную деятельность, речь учащихся, произвольное внимание и умение, снимает напряжение и скованность, воспитывает культуру поведения в лесу, любовь к природе.

На уроке применяются элементы проблемно-диалогической и игровой технологий.

Пояснения к презентации. К моменту изучения данной темы дети имеют первичное представление о царствах растений и животных. Первые шесть слайдов содержат элемент занимательности, настраивают детей на работу, повторяют пройденный материал, пробуждают интерес и желание узнать новую информацию. Седьмой слайд нам раскрывает понятие слова «лукошко». Восьмой слайд позволяет совершить заочную экскурсию в лес, почувствовав атмосферу таинственности. Девятый слайд предполагает аудиозадание по произведениям Н. Сладкова, на основе которого устанавливаются ассоциативные пары и даётся элементарное представление о взаимосвязи царств растений и грибов. Десятый слайд содержит фотоматериал о разнообразии грибов. Учитель просит детей назвать знакомые им грибы, и сам называет оставшиеся. Обращается внимание на разные расцветки, формы, размеры. В правом нижнем углу плесневая апельсиновая корка - это тоже грибы. На одиннадцатом слайде нужно отразить черты сходства грибов и назвать их части, затем обсудить отличие грибов от растений и животных. Материал тринадцатого и четырнадцатого слайдов учит детей классифицировать грибы по разным признакам, причём первый раз признак классификации они называют самостоятельно, а второй с опорой на подборку картинок. Пятнадцатый слайд продолжает знакомить детей с разнообразными представителями грибов. На семнадцатом слайде учитывается общий уровень развития семилетних детей, т.е. они уже имеют небольшой опыт по сбору грибов, могут рассказать, как люди используют их (витагенная направленность урока). На этапе закрепления поможет восемнадцатый слайд со звуковым файлом. Ответ появляется после того, как выслушаются ответы детей. На девятнадцатом слайде творческая языковая работа с пословицами и поговорками. Одну-две пословицы разбираем в классе, а с остальными просим детей поработать дома. В конце презентации в качестве благодарности за работу Гриб-боровичок приглашает детей в настоящий лес и намечается дата экскурсии.


Урок-презентация

по учебнику О.Т.Поглазовой «Окружающий мир»

УМК «Гармония»

1 класс

Тема: Многообразие грибов.

(Тайны грибного царства).

Цель: показать детям многообразие представителей царства грибов и сформировать первичное представление об их особенностях.

Задачи:

  • познакомить детей с различными видами грибов, показать взаимосвязь царств живой природы,

  • развивать речь учащихся, произвольное внимание и умение классифицировать объекты по разным признакам,

  • воспитывать культуру поведения в лесу, любовь к природе, интерес к русскому языку.

Оборудование: муляжи грибов, учебник и тетрадь О.Т.Поглазовой, компьютер, проектор, экран, слайды по теме урока, лукошко, карточки с нарисованным грибом-боровиком, карточки с пословицами и поговорками, выставка книг о грибах.

Ход урока.

  1. Оргмомент.(1 слайд)
  2. Повторение ранее изученного.(2 слайд)
- Сегодня мы с вами побываем в царствах природы. С одним из них вы уже знакомы. А какое это царство вы узнаете, если отгадаете загадки. (3 слайд)
  1. 1.Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
  2. Не оса, но с нею схожа лишь в одном - ужалить может. (Крапива)
  3. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
  4. В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (Рябина)
- Что это? Как назвать, одним словом? 3. Постановка цели урока.(4 слайд)

А сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одним царством.

У нас на уроке необычный гость. Как его зовут, угадайте. (5 слайд)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы. (Появляется Гриб-боровичок.) Правильно, это гриб, но не простой, а вот такой забавный Гриб-боровичок. Скажите, ребята, а вы когда-нибудь с родителями ходили в лес за грибами? Расскажите о своих впечатлениях, наблюдениях. Если впечатлений мало, то сегодня у нас есть возможность отправиться в лес. Боровичок приглашает нас к себе в гости, и готов открыть нам некоторые тайны грибного царства. (6 слайд)

  • С кем дружат грибы?
  • Какие грибы дымят?
  • Где живут грибы-карлики?
  • Кто живёт в грибном доме?
Надеюсь, что вы будете активны и внимательны. За каждый правильный ответ вы получаете грибок из его лукошка. У кого в конце урока окажется больше грибов, тот и будет лучшим грибником. Объявляем конкурс на лучшего грибника. 4. Работа над значением слова «лукошко». (7 слайд) - Ребята, а кто знает, что такое лукошко? 5. Знакомство с некоторыми видами грибов и взаимосвязью грибов с растениями. (8 слайд) Отправляемся в лес. Что с собой возьмём? (лукошко, ножик, палочку). Звучат звуки леса. Кажется, что грибов в этом лесу нет, но если повнимательнее присмотреться, то можно увидеть очень много самых разных грибов. Какие грибы вам доводилось собирать в лесу? (Ответы детей.)

- А вот писатель Николай Сладков вот так однажды собирал грибы. (9 слайд)

Звучит отрывок из рассказа Н. Сладкова. По опушкам среди берёз прячутся в траве крепкие подберёзовики. В сухом бору среди дубов - гриб-боровик. Боровичок-мужичок толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох листиков и хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик. Идём вдоль ручья, а там осинки. Под осинками - подосиновики, бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьётся лесная тропка, петляет, виляет, а куда ведёт, не знает. И вдруг вижу среди сосен - маслята, будто маслом намазаны. А дальше опёнки-ноги тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать! -Ещё раз повторим, под какими деревьями, какие грибы находил писатель.

  • Берёза - подберёзовик
  • Дуб (в бору) - боровик (белый гриб)
  • Осина - подосиновик
  • Сосны - маслята
  • Старые пни - опята
Проблемный вопрос: как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей) Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, и деревья лучше растут, если рядом грибы. Вывод: вот вам и первый секрет раскрывается: с кем дружат грибы? (С деревьями.) Вы назвали разные грибы. Их на земле тысячи видов. От самых маленьких, которых можно увидеть только под микроскопом, до самых больших размером с человеческую голову (рассматривание фотоматериалов о грибах). (10 слайд) Среди представленных здесь грибов есть гриб, который называется дождевик. Если вы случайно наступите на созревший дождевик, то он лопнет, и из него пойдёт дымок. На самом деле, это рассыпаются его споры, которыми он размножается, как растения семенами. Вот вам второй секрет раскрыл Боровичок. 6. Строение шляпочного гриба. Работа в тетради. Посмотрите на эти фотографии и скажите, что общего есть почти у всех грибов? (Шляпка, ножка.) Рассмотрим строение гриба в разрезе. (11 слайд) Многообразие грибов -Как вы назовёте каждую часть? Давайте проверим. Боровичок нам поможет. Подпишем каждую часть.(Дети работают в тетради.) Шляпка Ножка Грибница Учёные долго спорили, куда отнести грибы: к растениям или к животным. И, наконец, приняли решение. Какое, как вы думаете? Вывод: грибы - это отдельное царство живой природы. Они не похожи на растения и животных.
  1. Физкультминутка на внимание «Карлики и великаны». (12 слайд)
Учитель подаёт голосом команды «карлики», «великаны», а дети их выполняют: присесть, встать. Одновременно руками он может показывать неправильные жесты.
  1. Классификация грибов по разным признакам.(13 слайд)
-А вы грибы ели? Как они называются? А все ли грибы можно кушать? Дети разбивают грибы на группы по признакам «съедобный-несъедобный» и по строению шляпки. (14 слайд) -Если посмотреть под шляпку гриба, то можно увидеть, что у одних внизу пластиночки, а у других - трубочки. Обращаем внимание, что около бледной поганки мигает знак смерти.
  1. Грибы - карлики. (15 слайд)
Ребята, как вы думаете, что будет, если вы уедете на месяц с родителями в деревню, а на кухне забудете в кастрюле сваренную кашу? Она заплесневеет. А что такое плесень? Это тоже грибы, только очень маленькие. А если их рассмотреть под микроскопом, то увидим, что они очень похожи на привычные для нас грибы. И таких грибов-карликов много. Например, дрожжевой грибок живёт в хлебе, и без него человеку никогда не приготовить ароматные булочки, батоны и другие хлебные изделия. Есть ещё кефирный грибок, благодаря которому молоко превращается во вкусный кефир. Грибы-карлики нас ещё и лечат. Слышали такое название «пенициллин»? Этот маленький грибок живёт в лекарствах. А его изобретателю поставлен за это памятник. Вывод: грибы-карлики можно встретить в кефире, хлебе, лекарствах. 10. Лесная физкультминутка для глаз. (16 слайд) -Сидим прямо, следим только глазами, голову не поворачиваем. 11. Правила сбора грибов. (17 слайд) -А для чего грибы собирают, что с ними делают? -Ребята, давайте попробуем перечислить правила сбора грибов в лесу. Ребята по очереди называют правила, а затем они появляются на экране.
  • Дети собирают грибы только с взрослыми
  • Собирайте только знакомые грибы
  • Грибы нельзя выдёргивать - их срезают ножом
  • Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы.
Особенно поясним последнее правило. Ядовитые грибы ядовиты только для человека, а для животных они служат лекарством и пищей. А ещё всякий гриб - это дом для маленьких обитателей леса. Для кого? Вывод: в природе любые грибы нужны. Они питают деревья, служат домом для насекомых, и для некоторых животных являются лекарством. Так лоси лечатся мухоморами. 12. Закрепление изученного. (18 слайд)

Проверка внимания: дети слушают стихотворение З. Александровой и считают упомянутые виды грибов. Свои ответы дети сверяют с ответом на экране. (7 грибов).


Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути

И от белых отвести.

Там, где солнышко пригрело,

Задержаться можно смело.

Значит здесь семья маслят

Или рыжики стоят.

А под ёлкой, а под ёлкой

Кто-то спрятался в иголках.

В тёмной шапке набекрень

Боровик укрылся в тень.

А весёлые ребята -

Тонконогие опята

Притаились возле пня

И кричат: «Ищи меня!»

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес -

Это чудо из чудес!


13. Работа с пословицами о грибах. (19 слайд) -Народ издавна собирал грибы и сложил много пословиц и поговорок. Давайте прочитаем первую и объясним, как вы её понимаете. -А остальные пословицы и поговорки вы прочтёте дома с родителями и подумаете над их смыслом. Они напечатаны на листочках и лежат у каждого на парте. 14. Подведение итогов урока. (20 слайд) -Какие же тайны нам открыл сегодня Боровичок? -А как вы думаете то, что вы сегодня узнали на уроке, пригодится вам в жизни? Определение лучшего грибника. Посчитайте сколько грибов собрал каждый из вас и поднимите руки у кого 5 и более грибов,------3 и более------, 1-2 гриба. Благодарность за работу. -Вы все сегодня молодцы. Хорошо работали и гриб-боровичок приглашает вас весной к себе в гости в лес и на память дарит каждому из вас свой портрет. 15. Работа с выставкой книг. - Вам урок понравился? Очень много интересного о грибах вы можете узнать из журналов и книг. Показ.

7

© 2010-2022