Конспект классного часа по теме: Конституция Российской Федерации: государственные символы России

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кишлеевская основная общеобразовательная школа

Конспект единого урока по теме:

«Конституция Российской Федерации:

государственные символы России»

Выполнила: учитель начальных классов

Кишлеевской основной

общеобразовательной школы

Старостина О.В.

с. Кишлеево

Цель урока: формировать представление о государственном устройстве и государственных символах нашей страны.

Планируемые результаты: учащиеся должны понять, что государственные символы России должен знать каждый гражданин, ведь в них проявляется история и традиции нашей страны.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

- Как широка и необъятна наша страна! Она протянулась на многие тысячи километров с запада на восток и с севера на юг.

Наша страна - это и холодные вечные льды Северного Ледовитого океана, это и северные тундры с полярным днём и полярной ночью, это и огромные территории таёжных, смешанных и широколиственных лесов, это и бескрайние степи, дающие нам хлеб.

Мы любим свою страну за её несметные сокровища и искреннюю широкую душу. Прими слова нашей любви, наша любимая страна!

Есть на карте страна,

Всем известна она.

В этой стране мы с вами живём,

Учимся в школе, песни поём.

- Как называется страна, в которой мы с вами живём? (Россия)

- По- другому её можно назвать «Российская Федерация», в переводе с латинского означает: «союз», «объединение». В Российской Федерации субъектами федерации являются:

21 республика

9 краёв

4 автономных округа

1 автономная область

46 областей

2 города федерального значения

Каждое общество должно жить по определённым законам. Кто знает, как называется основной закон страны? (Конституция)

- Молодцы.

- Назовите тему урока.

- Тема нашего урока: «Конституция Российской Федерации: государственные символы России».

(учитель открыл тему урока)

2. Работа по теме урока.

- Что такое законы? (правила, которые нужно выполнять)

- В некотором царстве, в некотором государстве, жил - был король. Вы, ребята, наверное, помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными, но всё в государстве делалось так, как они приказывали. Прошло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию и стали избирать правительство сами. Выбранное правительство обязано было управлять делами государства, исполняя конституцию страны.

Конституция - слово латинское и обозначает «устройство», «установление». Конституция определяет принципы устройства государства, органы его управления, кто и как может их выбирать, какие обязанности несут рядовые граждане и какие права должно обеспечить им государство.

Конституция Российской Федерации была принята в результате всенародного голосования 12 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА. В этом году ей исполняется 20 лет.

У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства. Символы государства закреплены в Конституции Российской Федерации.

- Отгадайте загадку:

Эта песня день начинает,

Эта песня день завершает,

Эта песня победу венчает,

Как эту песню называют? (Гимн)

Слово «гимн» произошло от греческого слова: humnos - торжественная песня в честь божества. Её исполняли хором, сопровождая танцами. У древних греков были разные виды гимнов: пэан ( исполнялся в честь Аполлона, древнегреческого бога света) и дифирамб (исполнялся в честь древнегреческого бога вина и виноделия Дионисия).

Известным создателем гимнов был древнегреческий поэт Гомер. Например, послушайте, как Гомер славит бога огня и кузнечного дела Гефеста за то, что он научил людей многим ремёслам:

Муза, Гефеста воспой,

Знаменитого разумом хитрым!

Вместе с Афиною он светлоокою

Славным ремёслам

Смертных людей на земле обучил…

Долгое время гимнами России были разные произведения: «Гром победы, раздавайся!», «Марсельеза», «Интернационал» и др. произведения. В 2001 году принят текст гимна на стихи С.В. Михалкова , музыка А.В.Александрова.

Слова гимна патриотичны, прославляют державу. Музыка торжественна, вдохновенна, вместе с тем легко запоминается. Государственный гимн страны исполняется при подъёме её государственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушается стоя.

Работа в группах.

- Каждой группе выдаётся конверт с написанным на листе гимном нашей страны, в котором пропущены некоторые слова. Задание: вставить пропущенные слова.

- Отгадайте загадку:

Это тоже символ страны,

Мы его видеть и слышать должны. ( Герб)

Слово «герб» происходит от немецкого слова «erbe» -наследство. Государственный герб свидетельствует о независимости страны и может считаться гербом только тогда, когда используется постоянно на протяжении долгого времени. Впервые изображение двуглавого орла появилось на печати князя Ивана Третьего. Иван Третий женился на племяннице последнего византийского императора. Софья Палеолог привезла символ, который раньше принадлежал Византии, в качестве свадебного подарка. Орёл олицетворяет силу, могущество и власть. Первоначально, по византийской традиции, орёл был золотого цвета с опущенными вниз крыльями. И только с 17 века орёл поднимает крылья.

- Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях, официальных документах).

- Рассмотрим российский герб на старинных монетах.

( По желанию учитель может рассказать о хеттской легенде)

Работа в группах.

- Каждой группе выдаётся конверт с разделённым на пазлы гербом нашей страны. Задание - составить герб. Дополнительное задание- рассказать о гербе России.

- Отгадайте загадку:

Эта тряпица - страны нашей знак,

Гордо реет российский … (Флаг)

Работа в группах.

- Каждой группе выдаётся конверт с 10 полосками различных цветов. Задание: составить из полосок флаг России.

- Что обозначает белый цвет? ( это выражение чистоты устремлений)

- Что обозначает синий цвет? (обозначает волю к миру)

- Что обозначает красный цвет? (готовность не жалеть своей крови при защите Родины)

Слово «флаг» пришло к нам из голландского языка, переводится на русский язык «корабельное знамя». Государственному флагу как святыне, отдаются высшие государственные почести. Достоинство флага защищается как внутри страны, так и за её пределами. Оскорбление флага рассматривается как оскорбление чести нации и государства.

Трёхцветный флаг России учреждён первым Российским императором - Петром Первым. Пётр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе, и многое заимствовал он у неё, в том числе идею флага, изменив лишь порядок цветов.

- Отгадайте загадку:

Его в стране главнее нет,

Ведь эта должность - … (Президент)

Работа в группах.

- Каждой команде выдаётся конверт с фотографиями бывшего и нынешнего президентов, нескольких министров Правительства России. Задание: из предложенных фотографий выбрать фотографию Президента Российской Федерации и назвать его фамилию, имя и отчество.

3. Подведение итогов.

- Что такое Конституция?

- Почему Конституцию называют основным законом страны?

- Для чего нужен основной закон?

- Что такое «символ» ? (отличительный знак)

- Когда появились символы нашей страны? (в древности)

- Что такое «герб»? (отличительный знак, который может принадлежать государству, человеку, городу)

- Опишите флаг России.

- Кто ввёл такой порядок расположения цветов?

- Что означает слово «гимн»?

- Кто написал слова и музыку для гимна России?

- Как слушают гимн на церемониях?

- Когда можно услышать гимн?

Оборудование: физическая карта России, политическая карта мира, карта Малой Азии, старинные монеты, текст гимна России с пропущенными словами, разноцветные полоски из картона, фотографии бывшего и настоящего президентов, министров правительства, разрезанное на пазлы изображение герба России.

Записи на доске:

Тема: Конституция Российской Федерации: государственные символы России. (закрыта)

союз

объединение

21 республика

9 краёв

4 автономных округа

1 автономная область

46 областей

2 города федерального значения

12 декабря 1993 года

humnos

erbe

паэн

дифирамбы

Хеттское царство

Приложения

Приложение 1

1. Россия - священная наша … ,

Россия - любимая наша страна.

Могучая … , велика слава -

Твоё достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше … ,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, …! Мы гордимся тобой!

2. От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом … земля!

3. Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам … года.

Нам силу даёт наща верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет … !

Приложение 2

Византийский орёл символизировал могущество империи, простиравшейся и на запад, и на восток от своей столицы, Константинополя. На каждой из двух голов - корона. В одной лапе орёл держал меч, в другой - крест.

Наш нынешний герб лишён имперских элементов, но сохраняет свой главный смысл. Орёл - символ могущества, а две его головы указывают на обширность Российской державы, связавшей Запад с Востоком.

Но придумали двуглавого орла не византийцы. Он достался им в наследство от могучего Хеттского царства, существовавшего до нашей эры в Малой Азии.

Была у хеттов такая традиция. Накануне свадьбы молодой человек уходил в горы и убивал орла. Затем он раздваивал голову орла, делал из птицы чучело и прибивал его над входом в дом. Такой талисман якобы приносил молодым счастье и отводил врагов от их дома. В турецком городе Богазкёй, где 25 веков назад была столица Хеттского царства, и сегодня можно увидеть на древних развалинах изображение двуглавого орла.


© 2010-2022