- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка для 3 класса Наблюдение за словоизменением имени существительного
Урок русского языка для 3 класса Наблюдение за словоизменением имени существительного
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Харитонова О.И. |
Дата | 10.06.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 4 классе
Автор: Харитонова Ольга Игоревна Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных. Предмет: русский язык УМК «Школа 2000…» Класс:4 Оборудование: - учебник "Русский язык" для 4 класса, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, изд. М., "Баласс", 2012; -"Дидактический материал" к учебнику "Русский язык" для 4 класса, Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, изд. М., "Баласс", 2012; -грамматическая сказка В.Волиной про названия падежей -толковый словарь русского языка Ожегова -Арсирий « Занимательная грамматика» - схема-опора "Падежи"; - индивидуальные тесткарты по изученному материалу русского языка: 1)по теме "Роль имени существительного в предложении и в речи"; 2)на закрепление изученного материала по теме: «Имя существительное. Буквы Е-И в падежных окончаниях имён существительных» (для нетбука). -мобильный класс -интерактивная доска
Минимальные требования к программным ресурсам:
Используемые электронные ресурсы и сервисы: Место урока в образовательном процессе: 2 четверть,18 урок по теме: «Наблюдение за словоизменением имен существительных.»
Подготовка к уроку: создание презентации в программе «SMART Board»,подготовка инсценировки стихотворения-шутки Г.Граубина учащимися, создание теста в программе «Classroom Management»(Редактор экзаменов).
Примечание
Технологическая карта изучения темы
Тема:
"Наблюдение за словоизменением имен
существительных".
Тип урока по целеполаганию: Комбинированный урок Цель урока: Наблюдение за словообразованием и словоизменением имен существительных, за их ролью в предложении в процессе морфемного и морфологического разборов; ознакомление с названием падежей
Задачи урока: 1.Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонения. Уметь применять его и действовать по алгоритму. Отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж. 2. Развивать орфографическую зоркость, зрительную память
3. Воспитание любви и интереса к русскому языку
4.Реализация на уроке здоровьесберегающих методик.
Основные термины и понятия темы: Орфограмма, словообразование, словоизменение, морфемный, морфологический разбор, падежи, алгоритм Личностные результаты: Научатся давать самооценку, определять позитивные и негативные причины успешности; определять и поддерживать учебную, а в дальнейшем социальную мотивацию Предметные результаты:
Метапредметные результаты: Познавательные УУД: научатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать Регулятивные УУД: научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия; осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты
Коммуникативные УУД: научатся задавать вопросы. Использовать речевую деятельность для решения коммуникативных задач; учитывать разные мнения, ориентироваться на мнение партнёра; сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию
Организация пространства: урок-исследование
Межпредметные связи: связь с литературой, окружающим миром
Формы работы: индивидуальная, в парах и коллективная Ход урока:
I. Организация класса.
- Повторение изученного и проверка домашнего задания.
Расставь необходимые знаки препинания,
вставь буквы на месте пропусков.
Ж_ли-были трое троллей
На в_рш_нах дал_них гор.
Ж_ли тролли (не)скучали
И м_лч_ли с давних пор.
Как-то раз, никто (не)знает,
От каких таких причин
В той стр_не3 раздался грохот.
Что за шум спр_сил один.
Но затих ужас_ный грохот
И опять настал покой.
Двести лет прошло в м_лч_н_е.
Это мышь ск_зал другой.
А, когда еще столет_е
Пр_т_кло над краем снов,
Третий тролль ск_зал Прощ_йте,
Ненавижу болтунов.
(Ю. Вронский)
В стране3 -
Найди предложения, соответствующие схемам
1. [ , и ].
2. [ ], и [ ].
Расставь необходимые знаки препинания,
вставь буквы на месте пропусков.
Ж_ли-были трое троллей
На в_рш_нах дал_них гор.
Ж_ли тролли (не)скуч_ли
И м_лч_ли с давних пор.
Как-то раз, никто (не)знает,
От каких таких причин,
В той стр_не3 раздался грохот.
Что за шум спросил один.
Но затих ужас_ный грохот
И опять настал покой.
Двести лет прошло в м_лч_н_е.
Это мышь ск_зал другой.
А, когда еще столет_е
Прот_кло над краем снов,
Третий тролль ск_зал Прощ_йте,
Ненавижу болтунов.
(Ю. Вронский) В стране3 -
-
Актуализация знаний по теме "Словоизменение и словообразование".
-
цирк
у цирка
к цирку
с цирком
цирк
циркач
цирковой
-
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы будем наблюдать за словоизменением имен существительных. (Тема написана на открытой доске)
- Упр. 117, стр. 73 выполняется по заданию с комментированием:
(с чем?) с цирком (вокруг чего?) вокруг цирка (во что?) в цирк (к чему?) к цирку (что?) цирк (в чем?) в цирке
- Что же меняется в слове "цирк": основа или окончание?
- Почему существительное в тексте меняет окончание?
- Прочитайте текст упр. № 119 самостоятельно и проверьте правильность своих выводов.
- Совпадает ли вывод, который вы сделали самостоятельно с точкой зрения ученого-языковеда Успенского?
Физминутка 1: цирковые движения под аккомпанемент фортепиано. (Муз. Т. Лак, "Этюд")
-
Знакомство с новым материалом.
- Прочитайте отрывок из басни И.А. Крылова "Слон и Моська", упр. 120, стр. 74. В учебнике при чтении карандашом допишите окончания к существительному "Слон" в разных формах.
- Выпишите словосочетания с существительным "Слон", выделяя окончания:
водили (кого?) Слона в диковинку (кто?) Слоны ходили (за кем?) за Слоном увидевши (кого?) Слона возиться (с кем?) со Слоном
Работа с текстом определения.
- В полголоса прочитайте 1 часть определения (стр. 74).
- Какое это такое изменение? (Изменение по вопросам).
- Прочитайте 2 часть определения (стр. 74).
- Что вы узнали про падежи?
- Что теперь хочется узнать? (Название падежей, чем они отличаются друг от друга).
- Я буду вам рассказывать грамматическую сказку В. Волиной про названия падежей, а вы будете находить в рамке на стр. 75 этот падеж, хором проговаривать название, вспомогательные слова и сами вопросы.
"Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать Именительный. (1-я строчка) Родился - стал Родительный. (2-я строчка) Пока он был малышом, ему все давали, он стал Дательным. (3-я строчка) Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. (4-я строчка) Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. (5-я строчка) Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный." (6-я строчка)
На интерактивной доске постепенно заполняется схема-опора, но с краткой записью падежей:
И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чем?
- Повторите все падежи по краткой записи.
- Прочитайте вопрос под рамкой (стр. 75). (К одушевленным именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевленным именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чем?)
- Запомните, как пишется слово "падеж", запишите его в словарь и подберите однокоренное слово:
- Будет ли слово "падежи" однокоренным?
Физминутка 2: слушание ролевого чтения стихотворения-шутки Г. Граубина и формулирование детьми эмоционально - оценочных суждений.
"Спросили Лежебокина: А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассержено: В том не моя вина. Пусть им сперва ученые Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить Я не хочу. Такой падеж, как дательный, Я с детства не терплю: Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходится выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж винительный И вовсе я сердит: Отец во всякой шалости Всегда меня винит. Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам ты смог бы новые Придумать имена? Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный, И, наконец, Просительный!"
- Можно ли по падежам Лежебокина изменять имена существительные? Почему?
- Какие падежи забыл охарактеризовать Лежебокин?
-
Упражнение в изменении имен существительных по падежам.
- Запишите сокращенно название падежей в столбик с вопросами к слову "кот". (Это одушевленное существительное.)
И.п. кто? Р.п. кого? Д.п. кому? В.п. кого? Т.п. кем? П.п. о ком?
- Измените существительное "кот" по падежам, выделите окончания.
И.п. кто? кот Р.п. кого? кота Д.п. кому? коту В.п. кого? кота Т.п. кем? котом П.п. о ком? о коте
- Какие вопросы для изменения по падежам используем к слову "сосна"?
- Запишите их во второй столбик, как показано в учебнике. Измените по падежам существительное "сосна", выделите окончания.
Тест «Имя существительное. Буквы Е-И в падежных окончаниях имён существительных»
1. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?
1) в библиотек...
2) на опушк...
3) на небосклон...
4) на местност...
2. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?
1) лечиться в госпитал...
2) щётка для стирк...
3) расположение батаре...
4) отъехать от площад...
3. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?
1) в Карели...
2) на Енисе...
3) приток Би...
4) в Якути...
4. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?
1) без задней мысл...
2) отойти от берёзк...
3) ошибиться в задани...
4) идти по алле...
5. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?
1) уступать в скорост...
2) изменения в расписани...
3) рисовать в альбом...
4) без фруктовой карамел...
6. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?
1) к поющей молодёж...
2) отдыхать в деревн...
3) в русл... реки
4) в воздух...
7. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?
1) в пронесшемся вихр...
2) без последующей встреч...
3) о зимней стуж...
4) о подснежник...
8. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?
1) беседа о смелост...
2) полёт без пересадк...
3) спускаться по тропинк...
4) петь от радост...
9. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании не пишется И?
1) в гербари...
2) об идеал...
3) в жизн...
4) без вуал...
10. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?
1) к Наталь...
2) обратиться к Дарь...
3) на Алта...
4) у Мари...
-
Итог урока.
-
Изменение имен существительных по падежам - это словообразование или словоизменение? Объясните.
-
Какие падежи запомнили?
-
Итог работы, оценки, домашнее задание.
-
Упр. 1, стр. 38, "Дидактический материал": записать существительные во всех падежных формах с вопросами.
-
Выучить таблицу "Падежи" на стр. 75.
Использованные ресурсы:
12