Урок русского языка для 3 класса Наблюдение за словоизменением имени существительного

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе

Автор: Харитонова Ольга Игоревна Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных. Предмет: русский язык УМК «Школа 2000…» Класс:4 Оборудование: - учебник "Русский язык" для 4 класса, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, изд. М., "Баласс", 2012; -"Дидактический материал" к учебнику "Русский язык" для 4 класса, Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, изд. М., "Баласс", 2012; -грамматическая сказка В.Волиной про названия падежей -толковый словарь русского языка Ожегова -Арсирий « Занимательная грамматика» - схема-опора "Падежи"; - индивидуальные тесткарты по изученному материалу русского языка: 1)по теме "Роль имени существительного в предложении и в речи"; 2)на закрепление изученного материала по теме: «Имя существительное. Буквы Е-И в падежных окончаниях имён существительных» (для нетбука). -мобильный класс -интерактивная доска

Минимальные требования к программным ресурсам:

Используемые электронные ресурсы и сервисы: Место урока в образовательном процессе: 2 четверть,18 урок по теме: «Наблюдение за словоизменением имен существительных.»
Подготовка к уроку: создание презентации в программе «SMART Board»,подготовка инсценировки стихотворения-шутки Г.Граубина учащимися, создание теста в программе «Classroom Management»(Редактор экзаменов).

Примечание





Технологическая карта изучения темы



Тема:

"Наблюдение за словоизменением имен

существительных".

Тип урока по целеполаганию: Комбинированный урок Цель урока: Наблюдение за словообразованием и словоизменением имен существительных, за их ролью в предложении в процессе морфемного и морфологического разборов; ознакомление с названием падежей


Задачи урока: 1.Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонения. Уметь применять его и действовать по алгоритму. Отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж. 2. Развивать орфографическую зоркость, зрительную память

3. Воспитание любви и интереса к русскому языку

4.Реализация на уроке здоровьесберегающих методик.


Основные термины и понятия темы: Орфограмма, словообразование, словоизменение, морфемный, морфологический разбор, падежи, алгоритм Личностные результаты: Научатся давать самооценку, определять позитивные и негативные причины успешности; определять и поддерживать учебную, а в дальнейшем социальную мотивацию Предметные результаты:


Метапредметные результаты: Познавательные УУД: научатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать Регулятивные УУД: научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия; осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты
Коммуникативные УУД: научатся задавать вопросы. Использовать речевую деятельность для решения коммуникативных задач; учитывать разные мнения, ориентироваться на мнение партнёра; сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию

Организация пространства: урок-исследование

Межпредметные связи: связь с литературой, окружающим миром

Формы работы: индивидуальная, в парах и коллективная Ход урока:
I. Организация класса.

  1. Повторение изученного и проверка домашнего задания.
Используются индивидуальные тесты по теме "Роль имени существительного в предложении и в речи" (Работа с нетбуками) (Отправка файлом):

Расставь необходимые знаки препинания,

вставь буквы на месте пропусков.

Ж_ли-были трое троллей

На в_рш_нах дал_них гор.

Ж_ли тролли (не)скучали

И м_лч_ли с давних пор.

Как-то раз, никто (не)знает,

От каких таких причин

В той стр_не3 раздался грохот.

Что за шум спр_сил один.

Но затих ужас_ный грохот

И опять настал покой.

Двести лет прошло в м_лч_н_е.

Это мышь ск_зал другой.

А, когда еще столет_е

Пр_т_кло над краем снов,

Третий тролль ск_зал Прощ_йте,

Ненавижу болтунов.

(Ю. Вронский)

В стране3 -

Найди предложения, соответствующие схемам

1. [ , и ].

2. [ ], и [ ].

Расставь необходимые знаки препинания,

вставь буквы на месте пропусков.

Ж_ли-были трое троллей

На в_рш_нах дал_них гор.

Ж_ли тролли (не)скуч_ли

И м_лч_ли с давних пор.

Как-то раз, никто (не)знает,

От каких таких причин,

В той стр_не3 раздался грохот.

Что за шум спросил один.

Но затих ужас_ный грохот

И опять настал покой.

Двести лет прошло в м_лч_н_е.

Это мышь ск_зал другой.

А, когда еще столет_е

Прот_кло над краем снов,

Третий тролль ск_зал Прощ_йте,

Ненавижу болтунов.

(Ю. Вронский) В стране3 -

  1. Актуализация знаний по теме "Словоизменение и словообразование".

1. Упр. 118, стр. 73. Два ученика работают на доске: первый выписывает формы слова, второй - однокоренные слова.

цирк

у цирка

к цирку

с цирком

цирк

циркач

цирковой

Что общего в основах слов, записанных в столбик? Вывод: при изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, Это - словоизменение. При образовании однокоренных слов изменяется основа слова. Это - словообразование.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Сегодня мы будем наблюдать за словоизменением имен существительных. (Тема написана на открытой доске)
  2. Упр. 117, стр. 73 выполняется по заданию с комментированием:


(с чем?) с цирком (вокруг чего?) вокруг цирка (во что?) в цирк (к чему?) к цирку (что?) цирк (в чем?) в цирке

  1. Что же меняется в слове "цирк": основа или окончание?
  2. Почему существительное в тексте меняет окончание?
Вывод: в зависимости от вопроса изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.
  1. Прочитайте текст упр. № 119 самостоятельно и проверьте правильность своих выводов.
  2. Совпадает ли вывод, который вы сделали самостоятельно с точкой зрения ученого-языковеда Успенского?


Физминутка 1: цирковые движения под аккомпанемент фортепиано. (Муз. Т. Лак, "Этюд")

  1. Знакомство с новым материалом.

2. Работа по учебнику
  1. Прочитайте отрывок из басни И.А. Крылова "Слон и Моська", упр. 120, стр. 74. В учебнике при чтении карандашом допишите окончания к существительному "Слон" в разных формах.
  2. Выпишите словосочетания с существительным "Слон", выделяя окончания:


водили (кого?) Слона в диковинку (кто?) Слоны ходили (за кем?) за Слоном увидевши (кого?) Слона возиться (с кем?) со Слоном

Работа с текстом определения.
  1. В полголоса прочитайте 1 часть определения (стр. 74).
  2. Какое это такое изменение? (Изменение по вопросам).
  3. Прочитайте 2 часть определения (стр. 74).
  4. Что вы узнали про падежи?
  5. Что теперь хочется узнать? (Название падежей, чем они отличаются друг от друга).
  6. Я буду вам рассказывать грамматическую сказку В. Волиной про названия падежей, а вы будете находить в рамке на стр. 75 этот падеж, хором проговаривать название, вспомогательные слова и сами вопросы.


"Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать Именительный. (1-я строчка) Родился - стал Родительный. (2-я строчка) Пока он был малышом, ему все давали, он стал Дательным. (3-я строчка) Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. (4-я строчка) Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. (5-я строчка) Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный." (6-я строчка)

На интерактивной доске постепенно заполняется схема-опора, но с краткой записью падежей:

И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чем?

  1. Повторите все падежи по краткой записи.
  2. Прочитайте вопрос под рамкой (стр. 75). (К одушевленным именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевленным именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чем?)
  3. Запомните, как пишется слово "падеж", запишите его в словарь и подберите однокоренное слово:
Словарь: падеж, падежный. (Словарные слова с формулировками выводятся на интерактивную доску)
  1. Будет ли слово "падежи" однокоренным?


Физминутка 2: слушание ролевого чтения стихотворения-шутки Г. Граубина и формулирование детьми эмоционально - оценочных суждений.

"Спросили Лежебокина: А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассержено: В том не моя вина. Пусть им сперва ученые Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить Я не хочу. Такой падеж, как дательный, Я с детства не терплю: Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходится выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж винительный И вовсе я сердит: Отец во всякой шалости Всегда меня винит. Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам ты смог бы новые Придумать имена? Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный, И, наконец, Просительный!"

  1. Можно ли по падежам Лежебокина изменять имена существительные? Почему?
  2. Какие падежи забыл охарактеризовать Лежебокин?


  1. Упражнение в изменении имен существительных по падежам.

1.)Упр. 121, стр. 75 выполняется по заданию.
  1. Запишите сокращенно название падежей в столбик с вопросами к слову "кот". (Это одушевленное существительное.)


И.п. кто? Р.п. кого? Д.п. кому? В.п. кого? Т.п. кем? П.п. о ком?

  1. Измените существительное "кот" по падежам, выделите окончания.


И.п. кто? кот Р.п. кого? кота Д.п. кому? коту В.п. кого? кота Т.п. кем? котом П.п. о ком? о коте

  1. Какие вопросы для изменения по падежам используем к слову "сосна"?
  2. Запишите их во второй столбик, как показано в учебнике. Измените по падежам существительное "сосна", выделите окончания.
2)Молодцы, ребята! А теперь, чтобы закрепить свои успехи в правильном написании падежных окончаний имен существительных, выполним тест. (Класс работает с нетбуками) (E-Learning class)

Тест «Имя существительное. Буквы Е-И в падежных окончаниях имён существительных»

1. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?

1) в библиотек...

2) на опушк...

3) на небосклон...

4) на местност...

2. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?

1) лечиться в госпитал...

2) щётка для стирк...

3) расположение батаре...

4) отъехать от площад...

3. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?

1) в Карели...

2) на Енисе...

3) приток Би...

4) в Якути...

4. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?

1) без задней мысл...

2) отойти от берёзк...

3) ошибиться в задани...

4) идти по алле...

5. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?

1) уступать в скорост...

2) изменения в расписани...

3) рисовать в альбом...

4) без фруктовой карамел...

6. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?

1) к поющей молодёж...

2) отдыхать в деревн...

3) в русл... реки

4) в воздух...

7. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?

1) в пронесшемся вихр...

2) без последующей встреч...

3) о зимней стуж...

4) о подснежник...

8. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?

1) беседа о смелост...

2) полёт без пересадк...

3) спускаться по тропинк...

4) петь от радост...

9. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании не пишется И?

1) в гербари...

2) об идеал...

3) в жизн...

4) без вуал...

10. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?

1) к Наталь...

2) обратиться к Дарь...

3) на Алта...

4) у Мари...

  1. Итог урока.

  1. Изменение имен существительных по падежам - это словообразование или словоизменение? Объясните.

  2. Какие падежи запомнили?



  1. Итог работы, оценки, домашнее задание.

  1. Упр. 1, стр. 38, "Дидактический материал": записать существительные во всех падежных формах с вопросами.

  2. Выучить таблицу "Падежи" на стр. 75.

Использованные ресурсы:

12


© 2010-2022