Урок литературного чтения И. С. Тургенев. Воробей (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока литературного чтения

/ 3 класс УМК «Планета знаний»/

Учитель: Зеленова Светлана Валентиновна

МБОУ «Лицей №3 имени К.а. Москаленко» г. Липецка Тема урока: И.С.Тургенев «Воробей». Тип урока: урок введение новых знаний. Педагогические технологии: педагогическая мастерская, технология сотрудничества, здоровьесберегающие. ИКТ: презентация для иллюстрации и поддержки изучения материала, электронный учебник литературного чтения Главная дидактическая цель: через мысли, чувства, ассоциации, вести учащихся к пониманию идеи рассказа. Задачи: Образовательные: формировать умение понимать содержание текста; формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением. Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к матери. Развивающие: развивать воображение, речь, мышление, внимание; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, коммуникативные умения. Здоровьесберегающие: создание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности. ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, толковые словари Ожегова и Даля, рисунок воробья, научно-популярная статья о воробьях, выставка книг поэтов и писателей В.Бианки, С. Есенина, М. Горького, Н. Рубцова, бумажные сердечки.

Ход урока

  1. Введение: - Здравствуйте! Поприветствуем наших гостей. Садитесь.
  • Сегодня у нас необычный урок литературного чтения, а мастерская,
  • Как вы понимаете, что такое мастерская?
  • Кто в ней работает?
  • Сегодня мы тоже будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания.
  • Мастера-художники, используя семь основных цветов, создают удивительные картины, мастера - композиторы, основываясь на семи нотах - прекрасные музыкальные произведения. Мы же будем мастерить из слов.

  1. «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь!» И. Тургенев (слайд 1)
  • Я думаю, что эти слова станут эпиграфом нашего урока, потому, что столь глубокого смысла и значения этого слова, просто трудно подобрать.
  • Ребята вслушайтесь в эти 5 звуков - любовь, как вы понимаете значение этого слова?
  • А где мы можем узнать лексическое значение этого слова?
/ толковый словарь / (слайд 2)
  • А сейчас послушайте его значение, /читает ученик/
  1. Самоконструкция (работа в парах)
  • Запишите слово любовь на ваших листочках, а рядом слова - ассоциации, какая бывает любовь? /сыновья, материнская, горячая, взаимная, безответная, первая, к работе, Родине…/
  • Зачитываются слова.
  • Обменяйтесь листочками и запишите те слова, которые вы упустили.
  • А сейчас, из слов, записанных на листочке, выберите то, которое вам близко по состоянию души и подчеркните его /зачитать выборочно/
Почему вы выбрали это слово?
  1. Уточнение значения слова «страх».
- Вы когда-нибудь испытывали страх? А что это такое? /уточним по словарю/ /читает ученица/(слайд 3) - А как вы думаете, что сильнее страх или любовь? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке. Мы очень часто призываем любить друг друга, природу, призываем к доброте. Но давно уже известно, что любить и беречь человек может только то, что знает.
  1. Вот идём мы холодным зимним днём по улице; кроме людей, машин, кого ещё видим? /Стайки птиц - воробьи, голуби, вороны, сороки./
Могли б улететь, как большинство. А вот остались с нами, не покинул нас, родных мест. Мало кто остановиться около такой стайки птичек, задумается, полюбуется или покормит. А ведь это живые существа, как мы с вами. - Как же мы им можем помочь в холодное время года? ( делаем кормушки зимой для птиц, ежедневно следим и сыплем корм, к весне готовим скворечники).
  • Каждому из вас приходилось встречать на улице стайки воробышек, а много ли мы о них знаем?
Ведь для нас воробьи - это обычное явление на улицах. Не очень яркие внешностью, пронырливые, забияки - это, в основном, всё, что люди предпочитают знать о воробьях. Наши ученики подготовили научно-популярную статью, которая расширит ваши знания о воробьях и о пользе, которую они приносят людям (выступление заранее подготовленных учеников).
  1. На доске выставка книг. - О воробьях писали в своих произведениях такие замечательные поэты и писатели, как Н. Рубцов, С. Есенин, В. Бианки, И. Тургенев, М. Горький и другие.
(зачитываются отрывки из стихотворений Н. Рубцова «Воробей» и С. Есенина «Поёт зима, аукает…» учащимися)
  1. Сегодня мы познакомимся с рассказом Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей», чтобы ответить на главный вопрос: Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье? (слайды 5, 6) (Портрет писателя на слайде, рассказ учителя о творчестве И.С. Тургенева)

  1. Чтение текста хорошо подготовленными учениками/стр.97/


  1. Поделитесь своим мыслями о прочитанном:
- Что вас особенно поразило?

- Понравился ли вам этот рассказ?

- Слушая рассказ, менялось ли у вас настроение?

- В какой момент вы были напряжены?


  1. Физкультминутка (слайд 7)

  1. Социоконструкция. Работа в парах в тетрадях с печатной основой (стр.36-37):
№1 - словарная разминка: подбор синонимов к словам «красться», «попятиться», «растопырить», «взъерошенный», «искажённый» (+ слайд 4: жертвовать, благоговел, смущение по толковому словарю)
№2 - написать, почему старый воробей не смог усидеть на ветке (какая сила столкнула его вниз?) (слайд 8): варианты ответов - случайно свалился; - хотел защитить птенца; - хотел познакомиться с человеком; - хотел подраться с собакой (выбрать правильный ответ).
- А сейчас приступим к работе в группах. Прочитайте внимательно задание на слайде и приступайте к выполнению (слайд 9) 1 группа - дать свое название тексту; 2 группа - составить план к тексту; 3 группа - выписать из текста фразеологизмы.
12. Подведение итога по данному этапу: - Каким мы видим воробья? - Он жертвовал ради кого? - Каким мы видим Трезора? - Почему он был смущен? - С каким чувством удалился писатель? - Какая сила столкнула воробья с ветки? А какая сила остановила Трезора? - Значит, что же сильнее, страх или любовь?

13. Работа в группах (слайд 10)

Составить рассказ:

- 1 группа о молодом воробье;

- 2 группа о старом воробье;

- 3 группа о Трезоре;

- 4 группа: отредактировать текст, т.е. заменить слово «я» на слова «писатель», «Тургенев», «Иван Сергеевич» (пересказ от 3-го лица)


  1. Подведение итогов по данному этапу

/понимание творческого процесса/
  • Кому обязан маленький воробей своей жизнью?
  • Запишите слово мама, а рядом слова - ассоциации, которые могут быть рядом.
  • Прочитайте эти слова. Обменяйтесь листочками и запишите те слова, которые вы упустили.
  • А сейчас из слов, записанных на листочке, выберите то, которое наиболее точно характеризует маму.
  • Почему выбрали это слово?
  • Что побудило мать - воробьиху броситься на собаку? /любовь к своему сыну сделала её сильной. Она жертвует собой ради спасения своего сына/
  • Вот на что способна родительская любовь! Мы видим, как воробьи защищают своих детёнышей. Но ведь в жизни вы наблюдаете и других животных. Курица защищает цыплят, кошка - котят…
ВЫВОД: материнское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей, и не помнить о них оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь, а любовь /учитель читает слайд№1/ сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Давайте помнить об этом.
  1. Рефлексия (слайд№11)
  • У вас на партах лежат сердечки, как вы думаете почему?

Любовь - это чувство, идущее из самой глубины сердца.

  • Это чувство, присуще и птицам и животным, но в высшей степени - человеку. Сердце ликует от радости любви, оттого что может дарить эту любовь людям. Сердце болит от горя, от скорби, от тревог.
  • Пусть эти сердечки послужат символами любви ко всему, что вас окружает, а вы наполните их словами, которые вы бы хотели сказать своим мамам, и не только в День матери, который отмечается в России совсем скоро, 30 ноября, и не только в День 8--го марта, а как можно чаще.
  1. Итоги урока. Домашнее задание: с.97 читать рассказ, перессказ от 3-го лица, рабочая тетрадь с37 задание№3 (написать с помощью взрослых названия произведений, фильмов, спектаклей, в которых говорится о том, что «Любовь сильнее страха смерти»).


© 2010-2022