- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения И. С. Тургенев. Воробей (3 класс)
Урок литературного чтения И. С. Тургенев. Воробей (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зеленова С.В. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект открытого урока литературного чтения
/ 3 класс УМК «Планета знаний»/
Учитель: Зеленова Светлана Валентиновна
МБОУ «Лицей №3 имени К.а. Москаленко» г. Липецка Тема урока: И.С.Тургенев «Воробей». Тип урока: урок введение новых знаний. Педагогические технологии: педагогическая мастерская, технология сотрудничества, здоровьесберегающие. ИКТ: презентация для иллюстрации и поддержки изучения материала, электронный учебник литературного чтения Главная дидактическая цель: через мысли, чувства, ассоциации, вести учащихся к пониманию идеи рассказа. Задачи: Образовательные: формировать умение понимать содержание текста; формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением. Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к матери. Развивающие: развивать воображение, речь, мышление, внимание; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, коммуникативные умения. Здоровьесберегающие: создание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности. ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, толковые словари Ожегова и Даля, рисунок воробья, научно-популярная статья о воробьях, выставка книг поэтов и писателей В.Бианки, С. Есенина, М. Горького, Н. Рубцова, бумажные сердечки.
Ход урока
- Введение: - Здравствуйте! Поприветствуем наших гостей. Садитесь.
- Сегодня у нас необычный урок литературного чтения, а мастерская,
- Как вы понимаете, что такое мастерская?
- Кто в ней работает?
- Сегодня мы тоже будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания.
- Мастера-художники, используя семь основных цветов, создают удивительные картины, мастера - композиторы, основываясь на семи нотах - прекрасные музыкальные произведения. Мы же будем мастерить из слов.
- «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
- Я думаю, что эти слова станут эпиграфом нашего урока, потому, что столь глубокого смысла и значения этого слова, просто трудно подобрать.
- Ребята вслушайтесь в эти 5 звуков - любовь, как вы понимаете значение этого слова?
- А где мы можем узнать лексическое значение этого слова?
- А сейчас послушайте его значение, /читает ученик/
- Самоконструкция (работа в парах)
- Запишите слово любовь на ваших листочках, а рядом слова - ассоциации, какая бывает любовь? /сыновья, материнская, горячая, взаимная, безответная, первая, к работе, Родине…/
- Зачитываются слова.
- Обменяйтесь листочками и запишите те слова, которые вы упустили.
- А сейчас, из слов, записанных на листочке, выберите то, которое вам близко по состоянию души и подчеркните его /зачитать выборочно/
- Уточнение значения слова «страх».
- Вот идём мы холодным зимним днём по улице; кроме людей, машин, кого ещё видим? /Стайки птиц - воробьи, голуби, вороны, сороки./
- Каждому из вас приходилось встречать на улице стайки воробышек, а много ли мы о них знаем?
- На доске выставка книг. - О воробьях писали в своих произведениях такие замечательные поэты и писатели, как Н. Рубцов, С. Есенин, В. Бианки, И. Тургенев, М. Горький и другие.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей», чтобы ответить на главный вопрос: Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье? (слайды 5, 6) (Портрет писателя на слайде, рассказ учителя о творчестве И.С. Тургенева)
- Чтение текста хорошо подготовленными учениками/стр.97/
- Поделитесь своим мыслями о прочитанном:
- Понравился ли вам этот рассказ?
- Слушая рассказ, менялось ли у вас настроение?
- В какой момент вы были напряжены?
- Физкультминутка (слайд 7)
- Социоконструкция. Работа в парах в тетрадях с печатной основой (стр.36-37):
№2 - написать, почему старый воробей не смог усидеть на ветке (какая сила столкнула его вниз?) (слайд 8): варианты ответов - случайно свалился; - хотел защитить птенца; - хотел познакомиться с человеком; - хотел подраться с собакой (выбрать правильный ответ).
- А сейчас приступим к работе в группах. Прочитайте внимательно задание на слайде и приступайте к выполнению (слайд 9) 1 группа - дать свое название тексту; 2 группа - составить план к тексту; 3 группа - выписать из текста фразеологизмы.
12. Подведение итога по данному этапу: - Каким мы видим воробья? - Он жертвовал ради кого? - Каким мы видим Трезора? - Почему он был смущен? - С каким чувством удалился писатель? - Какая сила столкнула воробья с ветки? А какая сила остановила Трезора? - Значит, что же сильнее, страх или любовь?
13. Работа в группах (слайд 10)
Составить рассказ:
- 1 группа о молодом воробье;
- 2 группа о старом воробье;
- 3 группа о Трезоре;
- 4 группа: отредактировать текст, т.е. заменить слово «я» на слова «писатель», «Тургенев», «Иван Сергеевич» (пересказ от 3-го лица)
-
Подведение итогов по данному этапу
- Кому обязан маленький воробей своей жизнью?
- Запишите слово мама, а рядом слова - ассоциации, которые могут быть рядом.
- Прочитайте эти слова. Обменяйтесь листочками и запишите те слова, которые вы упустили.
- А сейчас из слов, записанных на листочке, выберите то, которое наиболее точно характеризует маму.
- Почему выбрали это слово?
- Что побудило мать - воробьиху броситься на собаку? /любовь к своему сыну сделала её сильной. Она жертвует собой ради спасения своего сына/
- Вот на что способна родительская любовь! Мы видим, как воробьи защищают своих детёнышей. Но ведь в жизни вы наблюдаете и других животных. Курица защищает цыплят, кошка - котят…
- Рефлексия (слайд№11)
- У вас на партах лежат сердечки, как вы думаете почему?
Любовь - это чувство, идущее из самой глубины сердца.
- Это чувство, присуще и птицам и животным, но в высшей степени - человеку. Сердце ликует от радости любви, оттого что может дарить эту любовь людям. Сердце болит от горя, от скорби, от тревог.
- Пусть эти сердечки послужат символами любви ко всему, что вас окружает, а вы наполните их словами, которые вы бы хотели сказать своим мамам, и не только в День матери, который отмечается в России совсем скоро, 30 ноября, и не только в День 8--го марта, а как можно чаще.
- Итоги урока. Домашнее задание: с.97 читать рассказ, перессказ от 3-го лица, рабочая тетрадь с37 задание№3 (написать с помощью взрослых названия произведений, фильмов, спектаклей, в которых говорится о том, что «Любовь сильнее страха смерти»).