Урок: Вода. Круговорот воды в природе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шинкаренко Елена Александровна

учитель начальных классов


Тема урока: «Вода. Круговорот воды в природе».


Цель:- Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении; дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе;

-развивать наблюдательность, чувство прекрасного, умение обобщать и

делать выводы;

-воспитывать любовь к природе.

Ход урока

1. Психологический настрой:Наши ушки будут слушать (массаж), наши глазки будут внимательно смотреть, наши пальчики будут красиво писать (массаж), наши головки будут хорошо думать (погладить по голове).
2.СУ

А) Проверка домашнего задания

Но прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, я проверю ваше понимание пройденного материала. А для этого проведем блиц-опрос.

Тест

1.Вещества, которые извлекаются из земли и служат человеку, называются

____________________________________________

2.Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для

разработки называются ____________________

3. Горные породы, из которых при специальной обработке можно получить

металлы, называются ___________________________

4. Отделение металла от пустой породы называется _____________________

5.На какие две группы делятся рудные полезные ископаемые

___________________

6. Что строят для добычи твёрдых полезных ископаемых, которые находятся

глубоко в земле ____________________________

7. Что добывают в Экибастузе и Караганде _________________

8. Назовите горючие полезные ископаемые ___________________

9. Четыре стадии образования угля _____________

10.Лучший по твердости и по отдачи тепла уголь -

А).антрацит

Б).бурый

В).обыкновенный каменный

11.Полезные ископаемые нерудного происхождения.

А).газ

Б).известняк

В).соль

3. Поиск нового

- Определите, чьи это свойства и вы узнаете о чем мы будем говорить на уроке:слайд№1

(вода)

4. Конкретизация

1) Портрет воды

Учитель: Вы слышали о воде?

Говорят она везде!

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда! Слайд №2

Учитель. Чтобы хорошо разобраться в материале, надо вспомнить, что же такое вода. В каком состоянии она бывает в природе. Отгадав мои загадки, вы получите настоящий "портрет" воды.

1. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

2.Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

3. Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

4. Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло. (Лед)

5. Вечером родится,

Ночь живёт, утром умирает. (Роса)

6. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман или пар)Слайд №3

Учитель. Теперь мы с вами знаем, что такие явления природы, как дождь, снег, туман, град, облака, лед, все это -

Дети: вода

Учитель. Только она в разных состояниях. Поэтому получается, что вода - волшебница.

- Прочитайте на доске тему урока. Круговорот воды в природе. Вода путешественница. Слайд №4

Постановка целей урока

- Какие бы вы поставили перед собой цели? ( Узнать что такое круговорот воды в природе?Почему воду называют путешественницей?)

- Кого называют путешественником? (ответы детей).

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с путешествием воды. И попробуем доказать, что вода - действительно путешественница.

- А сейчас попробуйте ответить на вопрос из рассказа Льва Николаевича Толстого "Куда девается вода из моря?"

2) Работа в группах: слайд №5

Л.Н.Толстой

Куда девается вода из моря?

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вопрос: Куда девается вода из моря? Отчего вода не течет через край?

(Дети отвечают на вопросы).

3) Беседа по наблюдениям учащихся:

- Я послушала ваши ответы. А узнать правильно мы ответили или нет - это задача нашего урока.

Ответьте

- Как выглядят тела в природе и предметы после дождя?

(Влажные, мокрые).

- Вот я опускаю тряпочку в воду? Какая она?

(Мокрая).

- Что происходит с водой в тряпке, когда сушим ее? Куда девается вода?

(Испаряется).

- Когда помоют доску, то сначала она блестит, видно, что мокрая, затем высыхает. Что происходит?

(Вода испаряется).

- Где вы встречали такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар? (чайник)

4) Проведение опытов:

Давайте проведем опыт - вскипятим воду.

- Видите, кипит вода, идет пар, поднесем к пару стекло, на стекле появляются капельки воды. Откуда появились капельки воды? Почему они образовались?

(Пар встретился с холодной поверхностью стекла и превратился в воду).

- Можно сделать вывод: при испарении воды образуется пар, при охлаждении пара образуются капли воды. Слайд

Давайте проведем еще один опыт. Для этого я принесла снег. Снег - это какое состояние воды?

(Твердое).

- Ой! Куда же он делся?

(Он превратился в воду).

- Почему?

(При высокой температуре вода из твердого состояния переходит в жидкое).

- Итак, мы видим, что вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое. Но нам надо ответить на вопрос: "Куда девается вода

из моря?"

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим какое путешествие может совершить капелька.

- Жила когда-то Капелька в большой-большой речке. Но жила она не одна, а вместе со своими братьями и сестрами, их было очень много. Жили они весело, дружно, играли в разные игры. Однажды в жаркий день, они так разыгрались, что несколько капелек оторвались от своих братьев и сестер, стали невесомыми, легкими и полетели вверх.

- Что произошло с водой в жаркий день? Слайд

Летели Капельки, летели вверх, ветер относил её все дальше и, на пути они чаще и чаще стали встречать своих братьев и сестер. Чем выше они поднимались, тем больше они мерзли (Почему?) Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их уже было целое облако.

- Почему Капельки чем поднимались выше, тем больше мёрзли? Слайд

Капелька и её братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз. Капельке было интересно, куда же она упадет, что нового увидит?

- В виде чего же выпали на землю капли воды? Почему летом выпадают дожди, а зимой - снег? Слайд

Капельки приземлились в речку. Они снова встретились там со своими братьями и сестрами, снова стали весело жить. Но ей очень понравилось путешествовать, и Капелька стала ждать, когда же этот момент наступит снова.

- Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

(Она испаряется).

- А теперь Капелька хотела бы услышать ваш рассказ о ее путешествиях. Что она совершила?

(Капелька совершила круг).Слайд

- Это явление называется "круговорот воды в природе".Слайд

6) Работа в группе

Составление схемы круговорота воды в природе ( учащиеся на белых листах составляют схему круговорота).

Презентация работы групп.

Слайд: Схема круговорота воды в природе.

- Что такое круговорот? (Круговорот воды в природе - это испарение воды с поверхности Земли, перенос водяных паров ветрами, сгущение водяных паров и образование облаков, выпадение атмосферных осадков (дождя, снега, града) и стока их в реки, озера).

Физминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз -росой она умылась,

Два -изящно покружилась,

Три -нагнулась и присела,

На четыре -полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

6) Закрепление нового материала

- В каких трех состояниях находится вода в природе?

(Твердом, жидком, газообразном).

- Так как называется путешествие капли? Слайд (круговорот воды природе).

7) Работа с учебником. (чтение материала)- самостоятельно

- Что вы ещё узнали и вспомнили?

Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? (Ответы детей.)

- Как вы, дети, можете беречь воду?

Это интересно.

- Капелька для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннеса.

Слайд

Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.

Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

- Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы с удовольствием ее послушаем на следующем уроке.

5. Контроль:

- А с помощью теста вы покажете мне, как вы усвоили новый материал.

ТЕСТ

1. Обведи нужную букву. Лёд и снег - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

2. Обведи нужную букву. Водяной пар - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?

поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки

Это ________________________________

4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он

стал сухим?

а) вода с поверхности пола испарилась;

б) вода впиталась в поверхность пола;

в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по

классу.

6. Рефлексия:

- Понравился вам урок?

- Что интересного о воде вы сегодня узнали?

- О чём ещё хотите узнать?

-Ребята, кроме рек, озёр и океанов, где ещё встречается пресная вода? (под землёй)

Вот об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Дополнительная литература (если останется время на уроке)

Много стихотворений посвящено этой казалось бы простой, но необходимой воде. Давайте мы сейчас их послушаем (заранее подготовленные учащиеся рассказывают наизусть)

Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода в ответ:

- Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилась вся поляна.

-Откуда ты? - спросил росу.

- Поверь, и я из океана!

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я, дружок, из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донёсся шёпот:

- Знай, малыш,

И я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле.

В звонкой льдинке,

И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

VII. Оценки. Домашнее задание

1) Подготовить сообщение о круговороте воды в природе.

2) Нарисовать кадры диафильма "Путешествие капли - Капитошки".

Сегодня на уроке прозвучали замечательные стихотворения о воде. Чтобы написать такие строки, надо быть внимательным к чудесам природы. И тогда благодарная природа раскроет перед вами множество новых чудес. Я желаю вам новых открытий.

Спасибо за урок!





ТЕСТ

1. Обведи нужную букву. Вода из крана - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

2. Обведи нужную букву. Туман - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

3. Ты вымыл доску в классе. Почему через некоторое время она

стал сухой?

а) вода с поверхности доски испарилась;

б) вода впиталась в поверхность доски;

в) вода стекла на пол.

4. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?

поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки

Это ________________________________

ТЕСТ

1. Обведи нужную букву. Вода из крана - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

2. Обведи нужную букву. Туман - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

3. Ты вымыл доску в классе. Почему через некоторое время она

стал сухой?

а) вода с поверхности доски испарилась;

б) вода впиталась в поверхность доски;

в) вода стекла на пол.

4. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?

поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки

Это ________________________________

ТЕСТ

1. Обведи нужную букву. Вода из крана - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

2. Обведи нужную букву. Туман - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

3. Ты вымыл доску в классе. Почему через некоторое время она

стал сухой?

а) вода с поверхности доски испарилась;

б) вода впиталась в поверхность доски;

в) вода стекла на пол.

4. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?

поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки

Это ________________________________



ТЕСТ

1. Обведи нужную букву. Лёд и снег - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

2. Обведи нужную букву. Водяной пар - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?

поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки

Это ________________________________

4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он

стал сухим?

а) вода с поверхности пола испарилась;

б) вода впиталась в поверхность пола;

в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по

классу.

ТЕСТ

1. Обведи нужную букву. Лёд и снег - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

2. Обведи нужную букву. Водяной пар - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?

поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки

Это ________________________________

4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он

стал сухим?

а) вода с поверхности пола испарилась;

б) вода впиталась в поверхность пола;

в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по

классу.

ТЕСТ

1. Обведи нужную букву. Лёд и снег - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

2. Обведи нужную букву. Водяной пар - эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?

поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки

Это ________________________________

4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он

стал сухим?

а) вода с поверхности пола испарилась;

б) вода впиталась в поверхность пола;

в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по

классу.





© 2010-2022