Урок русского языка в 3 классе «Правописание имён собственных» школа 8 вида

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе «Правописание имён собственных».

Цели урока: 1. Обобщение знаний о правописании имён собственных. 2. Развитие умения распознавать их и писать с большой буквы. 2. Формирование познавательных интересов. 3. Создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, магнитофон,диски, фонограмма, портреты, кроссворды для работы в группах.

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (Слойд №1)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

На дворе стоит весна,

Вся сиянием полна.

Повернем мы все лицо на окно

И вдохнем весенний воздух заодно.

А сейчас вы повернитесь все в конец,

Подарите вы гостям улыбки, наконец.

Ну а теперь, тихонечко садитесь

И в работающих учеников обратитесь.

Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

2. Коррекционное - развивающее упражнение. На партах лежат счётные палочки и карточки с записанными на них стихотворениями. Прочитайте стихотворения и выложите предмет, о котором говорится в стихотворении.

В руки я флажок возьму. И на праздник с ним пойду

Лодка у берега речки стоит, С лодки рыбак рыбу удит.

Рыбка плавает в воде

Плещется, резвится

Машина по улицам мчится,

Из - под колёс пыль клубится.

В небо ракета стрелою взлетела.

Космонавт сидит в ней смелый.

В лес с корзинкой я пошёл,

У пенька грибок нашёл.

Без телевизора скучно, друзья,

Долго смотреть телевизор нельзя.

Очки помогают книги читать,

Писать, рисовать, готовить, вязать.

1. Вступление.

- Сегодня у нас будет необычный урок. Вы любите путешествовать? А хотите отправиться в путешествие? Путешествие можно совершить и пешком и на каком - нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились, Друг - за другом уцепились, И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок. (Паровоз)

2. Выход на тему.

- Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. А что это за страна вы узнаете, если соберете рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.

(слайд 2)

(слайд 3) СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ

- А кто в этой стране живёт? - Подберите похожие слова. ( Заглавная, прописная).

II. Основной этап урока. - А теперь прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, какие важные дела поручены большой букве? (слайд 4) Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв - подруг. Буква расти, не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтоб заметней им быть и виднее. Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая - совсем не пустяк! В букве большой уважения знак! -какие важные дела поручены большой букве?. - А в каких ещё случаях мы пишем заглавную букву? (В названиях рек, морей, озёр, кличках животных).

- Сравним наши выводы с выводами на слайде. (слайд 5) Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия, городов, посёлков, деревень, улиц, , рек, озер, морей пишутся с заглавной буквы.

Чему же мы будем с вами учиться?

- Правила вы знаете хорошо, но не всегда в письменных работах выполняете всё верно. Поэтому предлагаю путешествие совершить с пользой для дела. Выполнять будем творческие и практические задания. И, я надеюсь, что путешествие по стране "Больших букв" поможет нам отработать эту орфограмму.

- Итак, вы готовы? Тогда в путь! Звучит песенка паровозика из мультфильма "Паровозик из Ромашкова". 1 станция «Чистописание» - Напишите красиво и правильно заглавную букву Г. - Прочитайте предложение. - Почему некоторые слова записаны с большой буквы? Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт. - Что вы знаете об этом человеке? Какая знаменательная дата отмечается через несколько дней? (12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток» совершил первый в истории полет с человеком на борту. Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю). - Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.

2 станция «Историческая».

Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли как их зовут и не могут сесть в поезд. Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.

-Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. Владимир - владеет миром. Людмила - милая людям. Светлана - светлая.

У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат наши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку, найдите свое имя, прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего имени.

Артем (греч.)- безупречное здоровье

Даниил -еврейское, судья божий

Владислав -славян., владеющий славой

Иван -евр.,божья благодать

Павел (лат.) - малый

Арина (др. греч.) - мир

Ирина -- греч., мир, покой

Виктория (лат.) - победа

Илья (др.евр.) - «крепость господня». «сила божья»

Ирина (др. греч.) - мир

Дарья (перс.) - повелительница

Александра -греч., защитница людей

Яна -славян., божье благословение

Никита (греч.) - победитель

Николай - греческое, победитель народов

Георгий (др. греч.) - земледелец

Мария (др.евр.) - любимая, упрямая

Руслан (тат.) - лев

Эдуард - германское, защитник богатства.

Александр (греч.) - мужественный защитник

Юлия (лат.) - кудрявая, пушистая

Анастасия -греческое, воскресшая.

Алексей - греческое, обогревающий.

- Ребята, имя нашего пассажира имеет значение «мужественный защитник».(Александр) , а имя его дочери означает «любимая» (Мария). Угадайте имена пассажиров. (Дети находят в карточках )

- Запишите свое имя и имена наших героев . Подчеркните заглавную букву в именах.

(Дети пишут.)

- Теперь вы знаете значение своего имени. Имя дано каждому из вас, и оно имеет свое значение. Имена людей пишутся с заглавной буквы.

Я предлагаю поиграть в игру «Наборщики» (класс разделён на две команды) На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ся, тя, ша. 1-я команда составляет из слогов имена мальчиков, а 2-я команда - имена девочек. А мы приближаемся к следующей станции.

«Вспоминай - ка».

- Ребята, многие сказочные герои тоже имеют имена. Угадайте их. (слайд 6) Имя старушки - грязнули. (Федора) запись на доске старушка Федора. (слайд 7) Добрый доктор. (Айболит) доктор Айболит (слайд 9) Знаменитый умывальник. (Мойдодыр) умывальник Мойдодыр - В своих тетрадях запишите отгадки. Обозначьте орфограммы. Что общего у этих слов? - Все эти слова пишутся с заглавной буквы. Ребята, а из каких сказок эти герои? («Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр») Кто написал эти сказки? (Корней Иванович Чуковский )

- Продолжаем наше путешествие.

И прибываем на станцию «Сказочники»

- Одного сказочника вы уже назвали (портрет) Корней Чуковский. Посмотрите на этот портрет и назовите этого сказочника (портрет) Александр Пушкин.

- Назовите их фамилии и запишите в тетрадь, подчеркивая орфограмму. (Чуковский, Пушкин)

- Как мы пишем фамилии? (С большой буквы) Продолжаем наше путешествие. станция "Размышляй-ка". Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло. Моего учителя зовут михаил.

- Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка?

- А как следует обращаться к взрослым? (По имени и отчеству).

- Кто знает, что такое отчество. Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы

Работа в парах. Борис Олегович

Василий Сергеевич

Сергей Павлович

Ольга Борисович

Павел Васильевич

- Что записано в этих столбцах?

- Имена людей - в 1-м столбике, а во 2-м столбике - отчества людей.

- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым. А в тетрадях записывайте получившиеся пары. (Соединяют стрелочками). Запись. Павел, Борис, Василий, Сергей

Проверка.

- А какую ловушку я вам приготовила?

- Ольга- женское имя, Олегович - отчество, образовано от имени Олег.

- Какой вывод мы можем сделать? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы).

- Сравним ваш вывод с выводом на слайде.

- Слово отчество означает имя по отцу. Отчество всегда дается по полному имени. станция "Отдыхай - ка". (физкультминутка).

- Итак, в путь! (звучит музыка, дети подпевают) станция "Угадай-ка"

- О ком или о чём будем говорить на этой станции, вы узнаете, если отгадаете загадки:

1. Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьёт, песенки поёт. (Кошка) (слайд 14) 2.С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)

А вам задание такое. Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.

Кошка Шарик корова Сокол

Собака Мурка конь Зорька

- Что вы усвоили на этой станции? Сравним ваш вывод с выводом на слайде. (слайд 16) (Клички животных пишутся с большой буквы)- Снова в путь. (Звучит музыка)

станция "Географическая" вам предлагается расставить слова в нужном порядке.

Живём в мы Якутии. (Мы живём в Якутии.)

Почему слово Якутия написали с большой буквы?

Этим летом мы отдыхали на Лене.

- Какое правило мы повторяли на этой станции?

III. Итог урока

Вот и подошло к концу путешествие по стране "Больших букв". Чтобы вернуться в класс вам нужно выполнить задания.

1 Подчеркни нужную букву. Рядом запиши полные имена.

(А, а)леша -

2

Анатольевна Кузнецов

Фамилия

Уткин Сергеевич

Отчество

Петрова Говорухин

(Г, г) аля -

(И, и)ра-

(С,с)аша-

Итог урока. Наше путешествие подходит к концу.

Что интересного вы узнали об именах?

Чем запомнился сегодняшний урок?



А теперь сравните своё настроение с рисунками. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, дорисуйте или солнечный лучик или капельку дождя.

Урок русского языка в 3 классе «Правописание имён собственных» школа 8 вида

6


© 2010-2022